СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование творческих способностей у студентов СПО

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организовать учебный процесс с учетом различных способов деятельности. Развивать творческие возможности студента.

Просмотр содержимого документа
«Формирование творческих способностей у студентов СПО»

Формирование творческих способностей у студентов СПО.

Преподаватель физики: Медведева О.М.


Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к подготовке специалистов среднего профессионального образования. Большие объемы информации и жесткие требования к знаниям, умениям и навыкам студента – вот современные условия образовательного процесса.

Высокие запросы невозможно удовлетворять, основываясь только на традиционных методах и средствах педагогических технологий.

Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики и т. д.) в ходе учебного процесса.

Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приемов, методов и форм могут обеспечить эффективность. Использование мультимедийных и интерактивных технологий при подготовке и проведении уроков дают возможность:

1) развивать творческие способности студентов на учебных занятиях;

2) индивидуализировать учебный процесс (приспособить его к индивидуальным особенностям студентов);

3) организовать учебный процесс с учетом различных способов деятельности;

4) компактно представить большой объем учебной информации, четко структурированной и последовательно организованной;

5) усилить визуальное восприятие и облегчить усвоение учебного материала;

6) активизировать познавательную деятельность студентов.

Одна из основных задач преподавателя – развитие творческих способностей обучающихся на основе системы заданий, требующих от студента творческого подхода. Задания должны быть посильны для основной массы обучающихся, чтобы воспитывать в них уверенность в своих возможностях. Очень важно, чтобы каждый студент на уроке работал активно и увлеченно.

Поставив перед собой цель- развивать творческие способности студентов, я выделила ряд задач: поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности; прививать навыки исследовательской и проектной работы; развивать логическое мышление, воображение обучающихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (интернет); показывать практическую направленность знаний; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место физики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими науками. Их решение позволит сделать процесс обучения захватывающим, интересным и для студента, и для преподавателя. Этим задачам я стараюсь подчинить каждый урок, какая бы тема на нем не рассматривалась, учитываю специфику группы, характер учебного материала, возрастные особенности обучающихся. При этом использую различные методы обучения: словесные, которые дают возможность задать высокий уровень теоретических знаний; наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов), позволяющие активизировать ребят с наглядно-образным мышлением; практические (лабораторные работы, исследовательские задачи), которые формируют практические навыки, создавая одновременно широкий простор для творчества. Этим же задачам подчинены и различные формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая. Творческую деятельность рассматриваю как деятельность, способствующую развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельность в выборе и решении задачи, трудолюбие, способность видеть главное. Значит, творческая личность – это человек, овладевший подобной деятельностью.

Далее приведу примеры из своей педагогической деятельности:

Сообщения, кроссворды.

Одним из видов заданий, задаваемых на дом, является написание небольших сообщений, куда необходимо «вплести» главную информацию об изучаемом объекте или явлении. При сочинении сообщения происходит развитие творческого воображения, образного видения электрических, магнитных явлениях. Получив задание, обучающиеся анализируют и синтезируют знания по физике, накопленные ими ранее, и в результате возникают образы, отображающие электрические явления.

Для того чтобы кроссворды стали учебно-дидактическим средством, способствующим повышению эффективности обучения, я составляю их на базе основного программного материала, а зашифрованы в них физические понятия, явления, законы, названия приборов, фамилии ученых, практические применения научных знаний. На уроках кроссворды применяю для проверки лишь усвоения фактического материала обучающимися, а не общей эрудиции. Загадывание электротехнических терминов провожу так, чтобы ответ требовал не только знаний определений понятий, но и понимания физического смысла, а также знаний практических применений в быту, технике; это позволит шире и глубже охватить изучаемый материал. Разумеется, я не ограничиваюсь кроссвордами, заимствованными из литературы или составленными мной. Полезно привлекать к их придумыванию студентов. Кроссворды из 10-20 слов обучающимися составляются дома после прохождения темы.

Внеклассная деятельность.

Развитию творческих способностей обучающихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Это разовые мероприятия, проводимые в рамках предметного дня или недели: викторины, конкурсы, различные игры: «Физическая эстафета»  и другие. В подготовке к этим мероприятиям принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их способности, развиваются смекалка, логическое мышление.

Олимпиады.

Особое место во внеклассной работе по физике занимает подготовка к олимпиаде и ее проведение. Ей предшествует длительная и кропотливая работа. Участие в олимпиаде требует от студента знания различных разделов физики. Эти знания студент может получить как на уроках, так и на индивидуальных консультациях, а так же при самостоятельном изучении специальной литературы, рекомендованной преподавателем. Ежегодно в стенах нашего техникума проводится Олимпиада.

Задачи.

 Самую большую роль в развитии творческих способностей обучающихся на уроках физики я отвожу решению задач. При этом подбираю для каждой изучаемой темы систему задач таким образом, чтобы ребята имели широкий простор для творчества. Это могут быть, например, задачи с продолжением, с усложнением условия; очень эффективно решение одной и той же задачи различными способами, выбор наиболее рационального из них. Стараюсь придерживаться принципа: на каждый урок – интересную задачу. Для развития творческих способностей предлагаю систему качественных задач исследовательского типа. Суть каждой задачи заключается в том, что необходимо предсказать, как будет протекать то или иное явление и ответить на вопрос: почему так произошло?  

В процессе решения задач прививается навык наблюдательности и умение различать электрические явления в природе, быту, технике. В задачах такого типа хорошо показано применение изучаемого материала.

Уроки творческого развития провожу после изучения раздела. Задачи и их количество выбираются мною в зависимости от уровня подготовленности группы и времени, отводимого для данного типа урока. Для повышения мотивации задачи выбираю разнотипные: качественные, практико-ориенти-рованные, изобретательские, экспериментальные и т.д., но не типичные, расчётные (часто нелюбимые студентами). Главное требование к задачам – быть привлекательными для обучающихся, творческими, позволяющими применить знания в новых условиях. На таком уроке студенты работают на высоком эмоциональном подъёме, с азартом, увлечением, нет равнодушных, нет принуждения. Атмосфера творчества, групповая деятельность создают комфортную психологическую обстановку для каждого обучающегося.

Доклады.

В ходе подготовки доклада студенты получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками информации, о структуре творческой, реферативной и исследовательской работы, умение анализировать различную информацию и создавать собственную работу, включая постановку целей и задач, их реализацию, редактирование, рецензирование и защиту.

Нестандартные (интерактивные) уроки.

Они, с одной стороны, позволяют вовлечь студентов в творческую деятельность, а с другой – лучше узнать и понять их, оценить индивидуальные особенности каждого. Я использую различные формы нетрадиционных уроков. Это урок-соревнование, устный журнал, ученый совет, урок-путешествие (заочная экскурсия, прогулки в прошлое) и т.д.

Урок должен повышать любознательность и интерес к предмету, стимулировать работоспособность студентов.

Для обучающихся нестандартный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Студенты, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и активно воспитывает человека. При подборе заданий для нестандартного урока я стараюсь, чтобы они отвечали следующим требованиям: задания должны развивать логику, сообразительность, смекалку; иметь практическую направленность, быть поучительными, расширять кругозор учащихся; быть занимательными по форме, содержанию, сюжету или по способу решения; задачи должны быть по возможности просты, доступны для большей части обучающихся.

Нестандартное (интерактивное) обучение предполагает систему способов организации взаимодействия педагога и студента в форме игр, гарантирующую педагогически эффективное познавательное общение, в результате которого создаются условия для переживания студентами ситуации успеха в учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной и других сфер.

Я представила лишь некоторые методы, используемые в своей педагогической работе для развития творческих способностей обучающихся. Я изложила основные принципы, в соответствии с которыми строится моя работа. Но главное: если преподаватель ставит своей целью развивать творческие возможности студента, он и сам должен работать творчески, постоянно повышая свой научно-методический уровень, совершенствуя формы и методы работы. Преподаватель должен быть личностью, интересной для студентов, тонким психологом, способным понять каждого студента. У каждого обучающегося есть способности и таланты, которые мы, педагоги, должны увидеть, раскрыть и развивать.

Процесс развития творческих способностей студентов сложен и многогранен. Необходимо развивать творческие способности обучающихся, организуя педагогический процесс так, чтобы поставить студента в положение первооткрывателя того, что известно преподавателю, но является новым для студента. Преподаватель постоянно должен искать пути и средства, а так же формы организации творческой деятельности студентов в процессе обучения.

Список литературы

  1. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры, - М.: Новая школа, 1994 г.

  2. Степанова Г.Н. Сборник вопросов и задач по физике (для 10-11 классов),- Санкт-Петербург.: Специальная литература, 1995 г.

  3. Сёмке А.И. Физика. Занимательные материалы к урокам., - М.: НЦ ЭНАС, 2001 г.

  4.  Савельев И.В. Курс общей физики. В 3 Т., Электричество и магнетизм. – М.: Наука, 2003. - Т.2. – 387 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!