Формирование творческого мышления в ходе познавательной деятельности младших школьников
В последние годы наше общество стало нуждаться в воспитании и обучении творческих людей, имеющих неординарный взгляд на проблемы, способных правильно и своевременно откликаться на происходящие в мире изменения, при этом оставаясь яркой индивидуальностью. В данный момент развитие науки столь стремительно, что полученные знания становятся неактуальными раньше, чем мы успеваем их применить. Поэтому многие учёные, как в России, так и за рубежом активизировали исследования с целью объяснить столь загадочное явление как творческое или его ещё называют креативное мышление. Так как в педагогике и психологии проблема развития творческого мышления остаётся малоисследованной, работа учёных не прекращается. Разрабатываются теории креативности личности, программы по развитию творческого мышления, исследуются творческое мышление и творческие способности, создаются «портреты» творческой личности. В современных условиях повышаются требования к таким качествам личности как искренность, доступность новому опыту, нестандартное творческое отношение к реальности. Для этого необходимо активизировать творческий резерв и мышление. творческий мышление школьный
Творчество и творческое (креативное) мышление несколько разделены между собой. Творчество - основано на научных принципах, творческое (креативное) мышление психологическое учение. Творчество проявляется в умении правильно реагировать на происходящие в жизни изменения, в готовности использовать новые возможности, в стремлении обойти очевидные и традиционные способы решения проблем, в выдвижении нестандартных, неординарных идей. Творчество дает возможность удовлетворять высшую человеческую потребность - потребность в самореализации. Креативность - это способность порождать необычные идеи, отклонения в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации
Рассмотрение связи творческого мышления и интеллекта с возрастом подтверждает, что творческое мышление в своём развитии является предшественником интеллекта. Исследования по влиянию творческого потенциала на когнитивные возможности показывают, что специально предназначенный курс по развитию творческого мышления детей повышает их познавательную активность, насыщает возможность приобретения знаний, даёт способность формировать более широкие понятия и независимость мышления. Проблемой является то, что в системе школьного образования такие занятия представлены, но используются недостаточно, творческое мышление детей развивается стихийно, и, по мере продвижения ребенка к окончанию школы, уровень творческого мышления снижается. Систематическая работа в этом направлении создает благоприятные условия для развития творческих способностей. Творческий процесс всегда окрашен яркими и сильными положительными эмоциями и переживаниями. Это делает его привлекательным для ребенка и влияет на формирование потребности в творчестве, создании нового
В связи со значимостью проблемы, актуальностью развития креативного мышления у детей, в работе сформулированы цель, объект, предмет и гипотеза исследования.
Объект исследования - творческое мышление младших школьников.
Предмет исследования - развитие творческого мышления у младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что процесс развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательной школы возможен при условии реализации специальной программы.
Цель работы - апробация программы «Курс развития творческого мышления» в условиях общеобразовательной школы.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие творческого мышления, особенности его развития у детей младшего школьного возраста.
2. Изучить способы развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
3. Провести эмпирическое исследование уровня развития творческого мышления младших школьников в условиях общеобразовательной школы.
4. Организовать и провести экспериментальную работу по развитию творческого мышления у детей младшего школьного возраста.
Для решения исследовательских задач был использован комплекс различных методов:
1. Организационные: анализ и обобщение литературы, определение экспериментальной группы.
2. Эмпирические: наблюдение, тестирование (диагностика креативности творческого мышления в модификации Е.Е. Туник; классический вариант теста творческого мышления Э.П. Торренса).
3. Методы математической обработки данных.
Методики исследования: Батарея креативных тестов «Творческое мышление» Е.Е. Туник (созданных на основе тестов Дж. Гилфорда), Батарея креативных тестов Э. Торренса.
Психологические особенности развития творческого мышления у детей младшего школьного возраста
Время поступления ребёнка в школу и есть определение младшего школьного возраста. Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). Готовность к школьному обучению определяет уровень зрелости физического и психофизиологического развития на данном этапе. Багаж накопленных представлений и понятий, богатое воображение, развитая речь, стремление общаться и узнавать новое вызывает у ребёнка естественное желание идти в школу. Этот момент очень знаменателен для ребёнка, в его жизни происходит много перемен. Меняется отношение к взрослым, режим дня, он должен уметь преодолевать возникшие трудности, и проявлять самостоятельность. Основным видом деятельности становится учение. Учащиеся младших классов, за очень редким исключением, любят заниматься в школе. Их привлекает процесс обучения, и нравится новая роль, роль ученика. Учитель самый значимый человек для младшего школьника - авторитет. Каждое слово произнесённое педагогом, отношение к некоторым предметам, стиль общения, поведение всё оказывает колоссальное влияние. Необходимо подчеркнуть, организация учебного процесса, а также система образования оказывают влияние на стиль мышления учеников. В настоящее время главным принципом обновления образования, является личностная ориентация. Она предусматривает развитие креативных способностей учеников, индивидуальный подход с учётом интересов и способностей к творческой деятельности. Не смотря на то, что в содержании современных образовательных программ широко заложены возможности творческого развития школьников, педагогами начальной школы не используется в полной мере. Впрочем, ещё превалирует объяснительно - иллюстрационный метод. Содержание метода заключается в следующем: учитель преподносит учебный материал в готовом виде, школьники в свою очередь воспринимают данную им информацию на слух, смотрят, фиксируют в памяти, затем выучивают по учебнику и излагают. Возможно, объяснительно - иллюстративный метод самый экономичный из способов передачи информации, но в таком случае младшие школьники не вовлечены в энергичный процесс поиска новых знаний и открытий. Иначе говоря, традиционное образование не ставит пред собой цель развития творческого мышления младших школьников . Учёные настаивают, творческое мышление необходимо развивать ещё в школе, младший школьный возраст наиболее благоприятное время для его развития. Сделать это можно с помощью методов, побуждающих учащихся к активному творческому мышлению, к гибкости рассуждений, скорости и неповторимости ответов. Творческое мышление прогрессирует в своём развитии только тогда, когда ученики встречаются с учебными проблемами, для решения которых нет готовых образцов. От созданных идеальных условий, внутреннего душевного состояния зависит эффективность развития мышления. Своеобразие творческой деятельности детей - субъективная новизна продукта. Решение, которое предлагает ребёнок уже давно всем известно, и в практической деятельности ни один раз им пользовались, но пришёл он к этому самостоятельно. В данном случае это процесс творческий, источником самостоятельного мышления ученика явилась догадка и интуиция. Большое значение имеет конструкция психологической деятельности, в которой складывается умение решать нетипичные задачи. Удачная организация у младших школьников творческого мышления возможна лишь на основе учета педагогом основных особенностей детского творчества и решения главных задач в развитии творческого мышления.
В младшем школьном возрасте ребенок впервые осознает отношение между ним и окружающими, начинает разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках, значимости конфликтных ситуаций, т.е. в этом возрасте формирование личности вступает в сознательную фазу. Если раньше ведущей деятельностью была игра, то теперь стала учеба – эквивалент трудовой деятельности, причем оценка других зависит и определяется школьными успехами . П.Б. Блонский обратил внимание на специфику детского творчества: детский вымысел скучен, и ребенок некритически относится к нему; ребенок раб своей бедной фантазии. Опыт ребёнка есть движущая сила творческого мышления: творческая практика воображения оказывается подвластной богатству, состоятельности и многообразию прошлого опыта человека. Некритическое отношение к продукту своего творчества есть особенность творческого мышления детей. Замысел ребёнка субъективен, он не направляется никакими требованиями, критериями, идеями. Бесспорно, для развития творческого мышления требуется формировать определённые навыки и умения. Чем универсальнее и безупречнее умения и навыки учащихся, тем богаче фантазия, а значит, выполнимы более сложные учебные и исследовательские задачи
Творчество обычно определяют как деятельность, порождающую нечто новое. Эта созидающая, продуктивная деятельность есть определение творчества вообще, соблюдение этих условий даст возможность формирования творческого мышления школьников.
Три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии:
1) индивидуализация образования;
2) исследовательское обучение;
3) проблематизация.
Таким образом, проанализировав научную и методическую литературу можно сделать вывод, что большинство авторов творчество определяют как созидающую, продуктивную деятельность. Творческое мышление проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть творческим. Наличие множества определений творческого мышления (продуктивное, эвристическое, самостоятельное, дивергентное, креативное) заключается в сложности природы происхождения данного психологического процесса, вследствие чего не представляется возможным выработать единые эталоны и стратегии развития для всех ее проявлений. В настоящее время сложилась традиция восприятия творческого мышления как способности, отражающей глубинное свойство индивидов создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, выходить за пределы известного, как интегрального свойства личности, воплощающего ее творческие возможности.
Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.
Психологами установлено, что развитие мышления человека неотделимо от развития его языка. Поэтому важнейшая задача в развитии творческого мышления учащихся – обучение их умению словесно описывать способы решения задач, рассказывать о приемах работы, называть основные элементы задачи, изображать и читать графические изображения ее. Усвоение учащимися необходимого словарного запаса очень важно для формирования и развития у них внутреннего плана действия. При всяком творческом процессе задача решается сначала в уме, а затем переносится во внешний план.
Резюмируя выше изложенное, можно отметить равнозначность креативности и творческого мышления, которые наравне с интеллектом, являются частью мышления человека. Из-за особенностей мышления младших школьников, исследования по выявлению уровня развития творческого мышления необходимо проводить в начальных классах, т.к. раннее выявление склонности к творческому мышлению даст возможность скорректировать учебный процесс, что является необходимостью, которая в наибольшей степени раскрывает индивидуальность и творческий потенциал.