СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование творческого потенциала учителя в процессе применения современных методов обучения »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирование творческого потенциала учителя в процессе применения современных методов обучения »»







«Формирование творческого потенциала учителя в процессе применения современных методов обучения »



Кто испытал наслаждение творчества - для того всех других наслаждений не существует!

Антон Павлович Чехов


Творческий потенциал  - это знания, умения, способности и стремления личности преобразовать (улучшить) окружающий мир в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности.

Существует множество различных определений понятия творчества.

Большой энциклопедический словарь дает такое обобщающее определение: «Творчество - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности».

Творчество предполагает новое видение предмета, новое решение возникающих проблем, готовность к отказу от привычных схем и стереотипов поведения, восприятия и мышления, т.е. готовность к самоизменению. 

Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно, как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и первейшая цель учителя – выявить задатки каждого ученика. Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства. Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным. Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, “только личность может воспитать личность”. Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим.


Понятно, что учителя нельзя заставить быть творческим педагогом. Он должен сам хотеть этого. Каковы же те составляющие творческого поиска, которые рано или поздно приводят к результату?


  • Первое, что следует отметить, это то, что учитель должен идти в ногу со временем, быстро откликаться на запросы времени. Стремиться на уроке преподнести детям не только необходимое и нужное для жизни в сегодняшних реалиях, но и научить их самостоятельно добывать знания.

  • Второе – это не «вариться в собственном соку», распространять свой опыт, пропагандировать его, будь то это выступления на совещаниях, конференциях, семинарах любого уровня от школьного до всероссийского (а может быть и международного). Это также публикации в предметных журналах, газете «Первое сентября», сборниках конференций, Интернете…

  • Третье, без чего сегодня невозможно развивать творческий потенциал, это постоянное повышение квалификации. Жизнь не стоит на месте, а прогресс, как всем нам известно, бесконечен.

  • Четвертое – это заимствование опыта, систематическое присутствие на конференциях, семинарах, мастер-классах и других мероприятиях. Также это чтение публикаций в выше упомянутых изданиях. Крупицы передового опыта есть у каждого учителя, и творчески работающий учитель что-то из этого опыта найдет для себя ценное. При этом всегда необходимо продумать, как то, что вы нашли полезным, использовать в преломлении к своим ученикам – в готовом ли виде (у творчески работающих учителей наблюдается довольно редко), что-то изменить, а может использовать только как идею, наполнить другим содержанием.

  • Пятое – поддерживать связь с людьми, которые заведомо больше Вас осведомлены в том или ином вопросе, в частности с методистами и учеными, которые занимаются аналогичной проблемой, прислушиваться к их мнениям и советам. Поддерживать связь пусть даже в рамках того, что принято называть речевым штампом «работа над методической темой». При этом нельзя ограничиваться только чтением статей одного или двух ученых. Недостаточно даже переписки – ничто не заменит общение с живым человеком.

  • И последнее – нельзя останавливаться на достигнутом.



Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

Творчество невозможно без осознания учителем собственной творческой индивидуальности. Признать себя, свою индивидуальность в педагогической деятельности, - значит сделать освоенную теорию и опыт других работающих достоянием собственной личности. Рассчитывать на то, что педагогическое мастерство разовьется с опытом, себя не оправдывает.

Мастерство учителя достигается благодаря грамотно организованной работе над развитием своего творческого потенциала.

Планируя урок, учитель должен помнить, что у учеников преобладает непроизвольное внимание, и они могут сосредоточиться только на том, что им интересно. Поэтому одной из задач учителя на уроке является умение помочь ученику преодолеть усталость, для этого нужно большое внимание уделять смене видов деятельности. Необходимо учитывать знания учащихся при подборе заданий, все задания должны быть посильными, вызывать интерес учащихся.

Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально-комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя также? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта?

Естественно, что перед каждым учителем неизбежно встает задача качественного обучения своему предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровье сберегающие технологии, включающие в себя:

  • Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

  • Снятие эмоционального напряжения

  • Создание благоприятного психологического климата на уроке.

  • Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

  • Комплексное использование личностно ориентированных технологий

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Главным помощником в этом должен быть не только учитель, но и родители, ибо они являются первыми учителями детей. И если учитель школы совместно с родителями учеников и педагогами дополнительного образования учит ребенка видеть необычное в обычном, может увлечь учебным процессом, то, несомненно, наше стремительно развивающееся общество сможет получить подготовленного к жизни человека. Только творец-учитель и творцы-родители могут сотворить сотворенную личность ученика. Педагогический труд нетворческим не бывает, и быть не может, ибо неповторимы обучаемые, обстоятельства, личность самого педагога, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Это и есть составляющие хорошего урока, где воспитанники спорят, сомневаются, творят, принимают самостоятельно решения. Согласитесь, самые приятные минуты для учителя, когда глаза детей горят благодарностью и ожиданием следующего занятия. Итак, учить необходимо с помощью разнообразных методов и приемов, различных педагогических технологий, традиционных и нетрадиционных форм обучения, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем и потенциал учащихся. Главное, вместе с учениками искать истину, активизировать процесс обучения, развивать творческие способности.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!