КОНСПЕКТ занятия по ПДД
На тему: «МЫ – ПЕШЕХОДЫ» для детей старшей группы
Цель: формировать понятия: улица, дорога, тротуар, пешеходный переход.
Задачи:
Расширить и закрепить знания детей о сигналах светофора и правила дорожного движения.
Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого).
Прививать детям практические навыки ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, сигналах светофора, разметке дороги.
Материалы к занятию: дорожные знаки, светофор, мешочек с предметами, гуашь, акварельные листы.
Приблизительный активный и пассивный словарь: машина, грузовик, самосвал, улица, дорога, тротуар, колесо, дверь, руль, кабина, кузов, шофер, пассажир, заводить, ехать, тормозить, разворачиваться, легковая, грузовая, железная, пластмассовая, быстро, медленно, светофор.
Предварительная работа: беседа о сигналах светофора, рассматривание знаков, разучивание пословиц, загадок и стихов о правилах дорожного движения, наблюдение за проезжей части во время прогулки.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята! Мы с вами живем в большом, красивом городе, где много улиц и площадей. Много транспорта. по проезжим частям улиц едут легковые и грузовые автомобили, трамваи, троллейбусы и автобусы.
Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем,
Вот, она, азбука, над головой -
Знаки развешаны вдоль мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Воспитатель: Но водители наземного транспорта не мешают друг другу, а также движению пешеходов, потому, что соблюдают правила дорожного движения. А помогают им в этом - знаки дорожного движения.
Дети называют знаки дорожного движения. (Светофор, пешеходный переход, наземный и подземный)
Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадку:
Полосатая лошадка
Через улицу ведет.
Здесь нам очень осторожно
Нужно сделать переход.
Не спеши, а первым делом
Влево, вправо погляди:
Нет машин - шагаем смело!
Есть машины - стой и жди!
Ответы детей: пешеходный переход.
Каждый ребёнок получает разрезанный на части дорожный знак. Дети начинают собирать свой знак. Когда все знаки собраны, дети называют свои знаки и объясняют, для чего они предназначены (знаки: светофор, осторожно дети, пешеходный переход).
Физкультминутка: «По дорожке ты шагай»
По дорожке ты шагай,
Ноги выше поднимай.
(Шаг с высоким подниманием колена).
И немножко поскачи,
Только, друг мой, не спеши.
(Подскоки).
На носочках ты шагай,
Свою спинку выпрямляй.
(Ходьба на носках, руки в стороны).
И попрыгай по дорожке,
Хороши пружинки – ножки.
(Прыжки на двух ногах с продвижением вперед).
Дальше веселей шагай,
Маршируй, не отставай.
Воспитатель: А мы продолжаем. И теперь пришло время немножко поиграть.
Дидактическая игра «Идет – едет».
Воспитатель предлагает детям доставать из "Чудесного мешочка" игрушки, говорить "идет" или "едет" этот предмет и ставить его на перекресток в то место, где, по мнению ребёнка, он должен находиться.
Дети по очереди расставляют игрушки на перекрестке. Воспитатель следит за тем, чтобы машины располагались на проезжей части, а люди - в зонах домов, на тротуаре.
В процессе игры предусмотрена проблемная ситуация.
В "Чудесном мешочке" есть игрушка - самолёт.
Задача воспитателя - дать возможность детям поразмышлять. Вопросы подсказки:
1) Самолёт едет или идёт? (летает)
2) Можно ли поставить самолёт на перекресток? (Нет)
3) Есть ли для него место на нём? (Самолёт взлетает в аэропорту и летит в небе)
Воспитатель: Ребята, есть на дороге один помощник, отгадайте загадку:
Он и вежливый и строгий, он известен на весь мир.
Он на улице широкой самый главный командир.
У него глаза цветные, не глаза, а три огня!
Он по очереди ими смотрит сверху на тебя. Кто же это?
Ответы детей: Светофор.
Воспитатель: Верно. Почему светофор необходим на дороге? (Ответы детей).
Воспитатель: Да, он помогает людям – пешеходам переходить через дорогу, а машинам ехать так, чтобы не было аварий. Давайте посмотрим, как он выглядит. У светофора есть три огонька. Какого они цвета? Какой цвет вверху у светофора? О чем он говорит? Какой цвет в середине, внизу?
Воспитатель: Правильно, ребята, красный цвет строго говорит «стой», сообщает всем, что на дорогу выходить опасно – поэтому он вверху светофора, чтобы издалека все его видели. Желтый цвет дает совет подождать, а зеленый - разрешает перейти дорогу.
Воспитатель: А теперь ребятки мы можем вместе с вами изобразить светофор у нас на листиках. Какой цвет нужно нарисовать первым?
Ответы детей: Красный!
Воспитатель: Второй?
Ответы детей: Желтый!
Воспитатель: Третий?
Ответы детей: Зеленый!
Воспитатель: Правильно ребятки!!
Творческая деятельность.