Педагогичекая практика
Авторы: Бектяшкина Елена Дмитриевна, Левакина Надежда Валериевна
Направление: Построение образовательной среды ДОО, для достижения новых образовательных результатов.
Название практики: Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине.
Ключевые слова: Северо-Енисейский район, символика, тайга, природа, золотодобыча, коренное население - эвенки, североенисейцы, прославившие район, социальное партнерство.
Уровень общего образования: дошкольное
Группа участников образовательной деятельности: воспитанники, родители, воспитатели, социальные значимые учреждения района.
Практика реализуется на муниципальном уровне
Актуальность:
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом» С. Михалков
Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Введение в образовательный процесс дошкольного учреждения регионального компонента помогает сформировать у детей дошкольного возраста первоначальные представления основ региональной культуры на основе краеведения (знакомство с родной природой, историей, культурным наследием — декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.). Уже в дошкольном возрасте дети ощущают и понимают свою принадлежность к «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей (ФГОС пункт 3.3.3.)
Поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности рассматривается в Стандарте в качестве условия поддержки индивидуальности и инициативы детей, необходимого для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (Пункт 3.2.5 ФГОС ДО)
В законе «Об образовании» ст.44 определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. Для осуществления качественного образования необходимо создать единое образовательное пространство «семья - детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства.
Опыт эффективного взаимодействия с учреждениями - социальными партнерами Северо-Енисейского района способствует реализации социально - значимых проектов, осуществлению кружковой деятельности и развитию системы работы с одаренными детьми.
Дошкольный возраст - важный период для становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.
Многолетний педагогический опыт работы в ДОУ убеждают, что планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, личная убежденность и вдохновение взрослых, дают положительные результаты.
Проблема: У детей и родителей фрагментарно сформированы представления о родном районе: истории, достопримечательностях, коренных жителях, знаменитых людях, прославивших Северо-Енисейский район Красноярского края; низкая активность семей в самостоятельном знакомстве, через посещение библиотек и музея.
Практика направлена на формирование и систематизация представлений детей и родителей о малой Родине – Северо-Енисейском районе: о символике, достопримечательностях, культуре, традициях родного района, о богатствах северной тайги и замечательных людях, прославивших район. На основе расширения знаний об окружающем, воспитывать патриотические чувства, содействовать сохранению историко-культурного наследия и уникальности Северо-Енисейского района.
Цель: повышение интереса у детей дошкольного возраста и их родителей к истории и особенностям малой Родины через поисково-исследовательскую деятельность, содействие сохранению историко-культурного наследия и уникальности Северо-Енисейского района.
Задачи:
Создать семейный клуб выходного дня «Дружная семейка» для эффективного сотрудничества и участия в благоустройстве, экскурсиях, выставках, досуговых мероприятиях, конкурсах, проводимых в ДОУ, в Северо-Енисейском районе;
Организовать развивающую предметно-пространственную микро - и макросреду в ДОУ;
Сформировать у детей положительную мотивацию для добывания знаний о родном районе через посещение социально значимых учреждений;
Развивать монологическую речь, представляя сообщение по теме проекта;
Формировать патриотические чувства – любовь к своей малой Родине и ее природе, гордость за достижения родного района, уважение к людям, которые своим трудом приумножают богатство и благосостояние района.
Уникальность Северо-Енисейского района: удаленность района от краевого центра (меньше объектов культурного значения), но в тоже время близкая доступность посещения учреждений социальной значимости; богатство природного мира тайги на территории ДОУ; разнообразие промыслов (охота, рыбалка, золотодобыча); возможность общения с людьми, прославляющими наш район.
Идея: Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине будет осуществляться успешнее посредством социального партнерства с социально-значимыми учреждениями Северо-Енисейского района и семейным клубом выходного дня «Дружная семейка», который посещают семьи воспитанников МБДОУ №5.
Базовые принципы практики: системность, доступность, принцип от простого к сложному, сотрудничество технологий, сотрудничество взрослых и детей, сетевое взаимодействие, культурологический подход.
Для реализации нашей практики мы применяем технологии, методы и приемы: здоровьесберегающие технологии, КСО (схематизация, взаимотренаж), ТРИЗ («Мозговой штурм», «Синектика»), метод проектной деятельности, проблемно – поисковый, «Метод трех вопросов»; приёмы: социо-игровая, «музейная педагогика», «педагогика сотрудничества», приём «Замочная скважина» и «Блуждание по картине».
Формы работы: занимательные творческие дела совместно с родителями: Организация РППС в ДОУ - мини-музей «Северо-Енисейский район – моя малая Родина», «Мини-музея одного образа», патриотических центров в группах ДОУ, благоустройство территории, познавательные мероприятия, экскурсии в Музей истории золотодобычи Северо-Енисейского района», по улицам поселка, в учреждения культуры и спорта, а также встречи с интересными людьми, творческие мастерские и командные игры- викторины, квесты, досуговые мероприятия, посещение семейного клуба выходного дня «Дружная семейка», акции добра, шефская помощь младшим воспитанникам.
Результаты, которые обеспечивает практика:
- Создан семейный клуб «Дружная семейка», цель которого – благоустройство группы и территории, участие в экскурсиях, выставках, досуговых мероприятиях, конкурсах, проводимых в ДОУ, в Северо-Енисейском районе, его посещает 80% семей;
- Воспитатели, дети, родители – команда партнеров по реализации совместных творческих идей, проектов по организации развивающей предметно-пространственной микро - и макросреды в ДОУ;
-Организованы в ДОУ мини-музей «Северо-Енисейский район - золотое сердце Сибири», патриотические центры, в которых проходят познавательные мероприятия по значимым календарным событиям района
- Создана модель социального партнерства, налажено эффективное взаимодействие с учреждениями ОГИБДД, образования, культуры и спорта; (Приложение – Модель социального партнерства)
- Организуются экскурсии в социально значимые учреждения района ежемесячно (с учетом погодных условий), их посещают 65% семей;
- Реализуется социально-значимый долгосрочный проект «Северо-Енисейский район – моя малая Родина», начиная со средней группы и до выпуска детей в школу, краткосрочные детско-взрослые проекты по интересам детей;
- Партнерская проектная деятельность инициирует родителей и детей на активность в добывании информации, подготовке сообщений;
- В ходе презентации сообщений по теме проекта у детей развиваются коммуникативные способности, монологическую речь;
- Речь становится более образной и логичной, детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными;
- Возрастает познавательная активность и интерес к изучению своей малой Родины через посещение краеведческого музея района и мини музеев ДОУ;
- Пополняется методическая копилка - картотеки и видеотеки по темам: «Растительный мир Сибири», «Животный мир Сибири», «Богатство Тайги», «Золотое сердце Сибири», «Знаменитые люди Северо-Енисйского района», «Наш поселок в прошлом и настоящем», «Эвенки - коренное население Сибири. Быт и традиции» «Чем питаются птицы?», «Лакомство синички», «Обитатели сибирских рек и водоемов».
- Дети знакомы:
- с символикой, достопримечательностями Северо-Енисейского района;
- растительным и животным миром, богатством тайги, с интересом наблюдают за природой, включаются в экпериментально - исследовательскую деятельность;
-историей района и традициями и бытом коренного населения района;
- со знаменитостями Северо-Енисейского района (художниками, писателями, певцами, военными, шахтерами) уважают и гордятся людьми, которые своим трудом приумножают богатство и благосостояние района.
У детей формируются нравственные привычки, поступки, поведение:
- постоянно наблюдают и заботятся о питомцах (птицах – воробьях, синицах, поползнях, снегирях, дятлах и белках) мастерят с родителями кормушки и подкармливают «братьев меньших».
- создана мотивация к добыванию и передаче знаний своим сверстникам, используя разные виды коммуникаций - фронтально, в группах, в парах, в парах сменного состава;
- дети умеют работать с опорными схемами, создают мнемотаблицы, ментальные карты (по различным темам, событиям, явлениям, экспериментам), передают свои знания о Северо-Енисейском районе и заботятся о младших детях ДОУ, осуществляя шефскую помощь (сами создают для них карточки-символы, книги с рисунками «Я люблю свой район» (достопримечательности, животный и растительный мир), схемы комплексов оздоровительных гимнастик (дыхательная, артикуляционная, игровые комплексы по темам «Животные жарких стран», «Птицы», «Лес», упражнения с элементами степ-аэробики и йоги), таким образом, проявляют заботу о младших;
- партнерство в образовательной деятельности взрослых – пример для подражания слаженной работы в команде всех субъектов образования: педагогов, детей, родителей, социальных партнеров (учреждения района)
Вывод: Таким образом, в ходе реализации практики повышается интерес у детей дошкольного возраста и их родителей к истории и особенностям малой Родины через проектную и поисково-исследовательскую деятельность, осуществляется содействие сохранению историко-культурного наследия и уникальности Северо-Енисейского района.
Материалы по реализации долгосрочного проекта «Северо-Енисейский район – моя малая Родина», представлен на сайтах:
http://5.39160.ds.3535.ru/ - (проектная деятельность, материалы по проекту «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»)
https://www.instagram.com/cad5_c.e_online_/ (ссылка на инстаграмм)
https://mbdou-seniseiskij.nubex.ru/ (ссылка на сайт МБДОУ №5)
https://mbdou-seniseiskij.nubex.ru/6395/ (ссылка на раздел проектная деятельность)
http://multiurok. ru/sedou5-elena (личная страничка на сайте «Мультиурок»)
Способы, средства, инструменты измерения результатов образовательной практики
Таблица №1
№ | Задачи практики: | Способы, средства, инструменты измерения результатов образовательной практики |
1. | Создать семейный клуб выходного дня «Дружная семейка» для эффективного сотрудничества и участия в благоустройстве, экскурсиях, выставках, досуговых мероприятиях, конкурсах, проводимых в ДОУ, в Северо- Енисейском районе. | -Мониторинг «Посещение семьями клуба «Дружная семейка»; - Мониторинг «Количество экскурсий, проведенных в социально значимые учреждения района» - Мониторинг «Активность участия воспитанников и их семей в конкурсах ДОУ, района» |
2. | Организовать развивающую предметно-пространственную микро - и макросреду в ДОУ | Фото-материалы по темам: мини-музей «Золотое сердце Сибири», Патриотические центры в группах ДОУ, «Занимательные дела группы «Радуга», «Столовая для пернатых», «Встречи с интересными людьми района», «Уголок живого леса», «Кормушки на окне» размещены на сайтах. |
3. | Сформировать у детей положительную мотивацию для добывания знаний о родном районе через посещение социально значимых учреждений | Диагностическая методика «Кто, где живет?» (автор: Е.О. Смирнова) |
4. | Развивать монологическую речь, представляя сообщение по теме проекта | «Наблюдение за деятельностью дошкольников во время занятий, режимных моментов и игр» (автор: Е.О. Смирнова) Отслеживание через наблюдение количества и качества детских сообщений |
5. | Формировать патриотические чувства – любовь к своей малой Родине и ее природе, гордость за достижения родного района, уважение к людям, которые своим трудом приумножают богатство и благосостояние района | «Наблюдение за деятельностью дошкольников во время занятий, режимных моментов и игр» (автор: Е.О. Смирнова) |
Апробация практики проходила на базе МБДОУ «Северо-Енисейский детский сад №5»
(с 2017г. по март 2020г.)
Выборка: Дети средней группы «Радуга», посещающие МБДОУ №5 в количестве 20 человек.
1 этап – констатирующий 2017 -2018 годы
2 этап – формирующий 2018 -2020 годы
3этап - контрольный (февраль - март 2020 год)
После проведения диагностических методик за 3 года (период с 2017 года по март 2020 года) были получены следующие количественные результаты, которые представлены в таблице 2.
Проверяем эффективность нашей практики
Таблица №2
Мониторинг «Посещения семьями клуба «Дружная семейка»
за период 2016-2020годы
Возрастные группы МБДОУ №5 |
2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Количество семей в % | Количество семей в % | Количество семей в % | Количество семей в % |
25% | 55% | 80% | 80% |
2017г | 2017г - 2018г | 2018г - 2019г | 2019г – 2020г |
Временной период |
Таблица №3
Мониторинг «Количество познавательных экскурсий,
проведенных в социально значимые учреждения района»
Возрастные группы МБДОУ №5 |
2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа |
Учреждения |
По территории ДОУ, к перекрестку | По улицам поселка (3), «Мой безопасный путь в детский сад»(3), в школу (библиотека -1), Театр «Самородок» | По улицам поселка, «Мой безопасный путь в детский сад», к памятникам Е.С.Белинского, героев ВОВ, детскую библиотеку, в школу (библиотека, кабинет ОБЖ), «Музей истории золотодобычи Северо-Енисейского района»ОГИБДД, МЧС, РДК «Металлург», Театр «Самородок», ДЮЦ, Спорт-комплекс «Нерика», Бассейн «Аяхта», Лыжная база» | По улицам поселка, «Мой безопасный путь в детский сад», к памятникам Е.С.Белинского, героев ВОВ, детскую библиотеку, в школу (библиотека, кабинет ОБЖ), ОГИБДД, МЧС, РДК «Металлург», Театр «Самородок», Бассейн «Дельфин», ДЮЦ, Спорт-комплекс «Нерика», Бассейн «Аяхта», Лыжная база», Молодежный центр «Аурум» |
Количество экскурсий |
8 экскурсий запланировано, 8 проведено | 10 запланировано, проведено 8 | 16 экскурсий запланировано, проведено 13 | 20 экскурсий запланировано, проведено 16 |
2017г | 2017г - 2018г | 2018г - 2019г | 2019г – 2020г |
Временной период |
Вывод: экскурсии проводятся с учетом возрастных особенностей, погодно-климатических условий, а также с учетом санитарно-эпидемиологических условий (пандемия), поэтому не все запланированные экскурсии были проведены.
Сравнительная диаграмма познавательного развития группы «Радуга» МБДОУ №5 за период 2017-2020 годы
Мониторинг уровня познавательного развития детей группы «Радуга» за период с 2017- 2020 годы, позволил проверить изменение уровня познавательного развития группы
«Радуга» МБДОУ №5 за период 2017 - 2020годы
(количественные и качественные показатели)
1.Показатель: интерес к познанию процессов и явлений окружающей жизни - диагностическая методика «Кто, где живет?» (автор: Е.О. Смирнова) - на заключительном этапе срез показал средний уровень остался в количественном составе тот же (12 детей -60%) ,но низкого уровня развития не стало, а это значит, что у 5 детей повысился интерес к познанию. Высокий уровень увеличился на 25%, на 1 этапе - 3 ребенка -15%, на 3 этапе 8 детей- 40%, имеют высокий уровень интереса к познанию процессов и явлений окружающей жизни, дети с удовольствием осуществляли поиск информации из разных источников о своем районе, готовили сообщения по темам проектов и представляли их на публику.
2.Показатель: эмоциональная вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность - Диагностическая методика «Морское путешествие» (автор: Е.О. Смирнова) за период 2018- 2020годы: низкий уровень понизился на 25 % (на 1 этапе 6 детей - 30%, на 3 этапе - 1 ребенок 5 %). Эмоциональная вовлеченность в познавательно-исследовательскую деятельность детей среднего уровня понизилась на 20% (на 1 этапе -11детей - 55 %, на 3 этапе 7 детей – 35 %), но увеличилось количество детей высокого уровня с эмоциональной вовлеченностью в познавательно-исследовательскую деятельность на 45 % (на 1 этапе 3 - 15 %, а на 3 этапе 12 – 60%) Дети очень любят наблюдать явления природы, проводиить эксперементально-исследовательскую деятельность в лаборатории, фиксировать опыты и их результаты, рассказывать своим сверстникам об успехах или неудачах, обращаются за помощью, это подтверждает развитые коммуникативные способности.
3. Показатель: умения выступать перед аудиторией - Диагностическая методика «Наблюдение за деятельностью дошкольников во время занятий, режимных моментов и игр» (автор: Е.О. Смирнова)
за период 2018- 2020годы: низкий уровень снизился на 25 % (на 1 этапе 6 детей -30%, на 3 этапе 1 ребенок – 5%). Умения выступать перед аудиторией средний уровень детей снизился на 10% (на 1 этапе 12 детей - 60 %, на 3 этапе 10 детей – 50%), а в свою очередь высокий уровень повысился на 35% (на 1 этапе 2 ребенка -10%, на 3 этапе 9 детей – 45%.) Эта методика позволила отслеживать детские выступления перед аудиторией, фиксировать их качество и количество, а также познавательные способности, знания о своей малой Родине умение работать в команде, оказывать шефскую помощь.
Формировать патриотические чувства – любовь к своей малой Родине и ее природе, гордость за достижения родного района, уважение к людям, которые своим трудом приумножают богатство и благосостояние района.
Результаты участия и активности семей воспитанников в муниципальных конкурсах с ноября 2018г по май 2019 г.
№ | Название конкурса | Номинации | Организаторы муниципальных конкурсов | Количество участников, результат |
1. | ФЕСТИВАЛЬ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «НАДЕЖДА» | «Хоровод цветов « (хореография) Исполнение танца «Подсолнухи» | РДК «Металлург» | Всего: 13 семей участников 4 участницы, 4 диплома 1 диплом педагогам |
2. | «НАДЕЖДА» | «Голоса цветов» (художественное чтение) | РДК «Металлург» | 1 участница, 1 диплом |
3. | «НАДЕЖДА» | Прикладное творчество «Мозаика цветов» | РДК «Металлург» | 3 участника, 3 диплома |
4. | «НАДЕЖДА» | Фото творчество «Наш цветочек» | РДК «Металлург» | 2 участника, 2 диплома |
5. | «НАДЕЖДА» | Дефиле «Диво чудной красоты» | РДК «Металлург» | 3 участницы, 3 диплома |
6. | II фестиваль света «Волшебные сны» | Ночник или фонарик из волшебного леса | РДК «Металлург» | 1 участник, 1 диплом |
7. | «Новогодние самоцветы» | Прикладное творчество «Сани Деда Мороза» | РДК «Металлург» | 2 участника, 2 диплома |
8. | «Новогодние самоцветы» | Прикладное творчество «Отрицательный герой русской народной сказки» | РДК «Металлург» | 1 участник , 1 диплом Всего : 17 семей участников |
9. | «Все работы хороши» | Рисунки о профессиях | Детская районная библиотека | 4 семьи 4 диплома |
10. | «Морозные узоры» | Прикладное творчество | Детская районная библиотека | 7 семей, 7 дипломов, 1 диплом 1 степени, 1 диплом 3 степени |
11. | «Синяя птица» | Прикладное творчество | Детская районная библиотека | 2 семьи 1 диплом 1 степени, 1 диплом 3 степени |
12. | «Полицейский – это круто» | Прикладное творчество о профессии полицейского | ОГИБДД по Северо-Енисейскому району | 14 семей участников, 14 дипломов |
13. | «Басни для детей и не только» (по Крылову) | Прикладное творчество | Детская районная библиотека | 4семьи, 4 диплома, 1 диплом 1 степени, 1 диплом 2 степени |
14. | «Мурзилка и его друзья» | Прикладное творчество | Детская районная библиотека | 6 семей, 6 дипломов Итоги еще не подведены |
15. | «Таежные звезды» | Прикладное творчество | Детская районная библиотека | 3 семьи , 3 диплома, 1 диплом 2 степени, 1 диплом 3 степени |
16. | Первая научная конференция дошкольников | Исследовательский проект | МБДОУ №5 | 3 семьи 3 диплома участника |
17» | «Веселые колесики» | Конкур по безопасности и соблюдении ПДД | ОГИБДД | Диплом 2 место 12 семей участников (выставлено 2 команды) |
Результаты участия и активности семей воспитанников в муниципальных конкурсах с ноября 2019г по май 2020 г.
№ | Название конкурса | Организаторы | Количество участников | Достижения |
| «Полицейский – это круто» | ОГИБДД | 20 участников | 20 благодарственных писем |
2. | «Я родился в Красноярском крае» | РУО | 19 участников | Итог не подведен |
3. | «Снежинка» | МБУ ЦБС «Центральная детская библиотека» | 15 участников | Диплом 1 степени -1; Диплом 2 степени - 2; Диплом 3 степени – 2. |
4. | «Новогодние самоцветы» | РДК «Металлург» | 6 участников | 6 благодарственных писем |
5 | «Лыжня России-2020» | ДЮСШ | 15 участников | Диплом 1 степени -2; Диплом 2 степени - 2; Диплом 3 степени – 2. |
Мероприятия, посвященные празднованию 75-ой годовщины Победы в ВОВ
№ | Наименование мероприятия | Срок проведения | Участники | Результат |
1. | Участие в Муниципальном проекте «Вспомним всех поименно» | Апрель 2020г | педагоги и семьи воспитанников | 3 семьи воспитанников предоставили информацию о фронтовиках, ветеранах ВОВ для «Книги памяти Северо-Енисейского района» |
2. | Чтение произведений, разучивание стихотворений о ВОВ, разучивание песен военных лет | Февраль, март, апрель 2020г | воспитатели семьи воспитанников | Участие семей воспитанников в районной акции «Салют Победы», организованной РДК «Металлург» 8 семей воспитанников подготовили видеоролики с участием детей (стихи и песни о войне) |
6. | Подготовка сообщений детей по теме «Мой прадедушка - герой ВОВ» | Февраль - май 2020г | воспитатели семьи воспитанников | Подготовлены 4 сообщения для Стены памяти в ДОУ |
7. | Конкурс творческих работ «Салют Победы!», организаторы: Дом народного творчества Северо-Енисейского района» | Апрель – май 2020г | воспитатели, семьи воспитанников | Приняли участие: 27 семей воспитанников |
8. | Конкурс творческих работ, посвященных 75-годовщине ВОВ, организатор – детская районная библиотека | Март- июнь 2020г Работы готовы, но еще не сданы, их принимают по июнь 2020г | воспитатели и семьи воспитанников | подготовлено 16 +9 конкурсных работ: в номинациях Стенгазета -1, праздничный выпуск газеты «Северо-Енисейский вестник» -1, аппликация- 7, рисунок – 4, поделки из бросового материала - 3 |
9. | Массовое мероприятие для воспитанников старших и подготовительной к школе групп в условиях ДОУ по теме «Дети в годы ВОВ» Интерактивная беседа «Каким должен быть боец?» | Март 2020 г | Присутствовало 38 воспитанников и 3 педагога | Взаимодействие с сотрудниками «Музея истории золотодобычи Северо-Енисейского района» |
10. | Подготовка воспитанников к участию в районной военизированной игре «Юнармеец» | Февраль- март 2020г | Воспитанники и воспитатели старших и подготовительной к школе групп | Подготовлено 12 воспитанников для участия в военизированной игре |
11. | Информация для родителей в онлайн – режиме: Видео-книги по произведениям Владимира Жилкина «Маленькие рассказы о большой войне» (детям II мировой войны посвящается) | Апрель 2020г | воспитатели и семьи воспитанников | Взаимодействие с РДК «Металлург» в рамках акции «Салют Победы» |
12. | Всероссийский Конкурс «Гордость РОССИИ» в номинациях «75-летию Великой Победы» - конкурс чтецов | Апрель май 2020г | воспитатели и семьи воспитанников | Всероссийский уровень: Дипломы 1 степени - 8, Диплом 3 степени -1; Международный уровень: 2диплома -1 степени и 1 диплом 2 степени |
13 | Всероссийский Конкурс «Гордость РОССИИ» в номинациях «75-летию Великой Победы» - конкурс поделок | Май 2020г | педагоги группы и семьи воспитанников | Всероссийский Диплом 1 степени -2 |
14 | В рамках акции «Салют Победы» Фотоколлажи «Мы помним! Мы гордимся» «Поздравляем с Великой Победой!» | Май 2020г | Воспитатели и семьи воспитанников | Опубликовано 7 фото-коллажей |
Проблемы и трудности в реализации практики:
-климатические условия района Крайнего Севера (посещение экскурсий);
-ландшафтные особенности территории ДОУ (неровная, наклонная территоря, избыток корней деревьев);
-ограничение посещений учреждений (пандемия
Развивающая среда на территории ДОУ: кормушки для птиц и белок, метеоцентр, экологическая тропа, уголок живого леса, огород. Кормушки на окне, для наблюдения за питомцами (птицы, белки).
Советы:
- Социальное партнерство педагогов, семей и учреждений Северо-Енисейского района.
Выявить потребности окружающего животного мира и создать условия для привлечения питомцев на территорию ДОУ, систематическое пополнения кормушек, мотивация детей к заботе о животном мире.
Сопровождение практики: предоставить информационные материалы, провести семинары и мастер-классы.
Эффективность и распространение опыта
Все результаты подтверждают эффективность практики, они работают на формирование у детей патриотических чувств, нравственных поступков и любви к своей малой Родине. Информация о реализации практики на сайтах:
http://5.39160.ds.3535.ru/ (проектная деятельность, материалы по проекту «Северо-Енисейский район – моя малая Родина»)
https://www.instagram.com/cad5_c.e_online_/ (ссылка на инстаграмм)
https://mbdou-seniseiskij.nubex.ru/ (ссылка на сайт МБДОУ №5)
httphtts://mbdou-seniseiskij.nubex.ru/6395/ (ссылка на раздел проектная деятельность)
http://multiurok.ru/sedou5-elena, (личная страничка на сайте «Мультиурок»)
В 2021 году практика «Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств через краеведческий материал о своей малой Родине» впервые заявлена в РАОП.
Наша практика стабильно развивается, её применяют педагоги всех возрастных групп МБДОУ №5 с соблюдением принципов (доступность, систематичность, от простого к сложному), понимая важность и значимость направления.
Обобщен эффективный опыт работы с семьями воспитанников МБДОУ №5 по проблеме духовно-нравственного воспитания в монографииях:
- «Родительская компетентность в воспитании нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста» (издательский дом Германии LAP Publishing);
- «Формирование толерантного отношения у здоровых детей старшего дошкольного возраста и их родителей к детям с ОВЗ в условиях семейного клуба» (в соавторстве с профессором кафедры социальной педагогики и социальной работы Климацкой Л.Г и доцентом кафедры информационных технологий обучения и математики КГПУ им. В.П. Астафьева Романовой Н.Ю. http://multiurok.ru/sedou5-elena, www.siвsеdu.kspu.ru
- Опыт работы по практике, методический материал (картотеки, презентации, фото и видео материалы) представлялись на заседаниях РМО, в рамках педагогической конференции на муниципальном уровне, опыт внедряют педагоги района. Эффективность работы по практике подтверждают положительные отзывы родителей – выпускников 2020года, а также руководителя районного Управления образования Администрации Северо-Енисейского района (2020г).
- Материалы по реализации практики были представлены во II Всероссийском конкурсе краеведов, работающих с молодёжью, организованного фондом «История Отечества» и Российским историческим обществом (общественные деятели и педагоги, изучающие историю, культуру, этнографию своего края) с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Получен сертификат (1сентября 2020г), подтверждающий участие в конкурсе.
Перспектива: авторы практики планируют распространять опыт через участие в вебинарах и конференциях на краевом уровне проводимых на базе КИПК, а также публиковать в журналах и справочниках для педагогов дошкольного образования краевого, Всероссийского, Международного уровня.