Задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Поэтому ведущей идеей моего опыта является включение учащихся в поисковую деятельность, создающую благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности.Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Поэтому ведущей идеей моего опыта является включение учащихся в поисковую деятельность, создающую благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности.
Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний на уроках биологии»
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПРИОБРЕТЕНИЯ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Многолетние наблюдения за учащимися позволили сделать вывод о том, что у многих из них отсутствует навыки самоорганизации, внимание рассеянное, не сформированы навыки работы с источником информации. Известно: тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать. Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Поэтому ведущей идеей моего опыта является включение учащихся в поисковую деятельность, создающую благоприятные условия для развития познавательной самостоятельности.
Представленный опыт направлен на решение проблемы формирования у учащихся навыков самостоятельного приобретения знаний. Если ученик научится добывать знания самостоятельно на уроке биологии и при подготовке дома, то ему не составит труда получить и усвоить информацию по любой теме, по любому другому предмету. Знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории "теория" в категорию "практика".
Сущность работы учителя состоит в том, чтобы вовлечь учащихся в активное изучение предмета, добиться максимального усвоения изучаемого материала каждым учеником согласно его способностям и возможностям.
Одним из способов решения этой задачи является применение технологии
интерактивного обучения, методы и приемы которой позволяют вовлечь в процесс познания всех обучающихся. Совместная деятельность в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Она способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, снимает нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Интерактивное обучение позволяет решить сразу несколько задач: развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками процесса, обеспечивает реализацию воспитательных задач, поскольку заставляет работать в команде, прислушиваться к мнению каждого. Интерактивные методы на уроках биологии ориентированы на:
развитие мышления школьников, определенной самостоятельности мысли: побуждают учеников к высказыванию своих соображений, стимулируют выработку творческого отношения к любым выводам, правил и т.п.. Некоторые из них – «работа в парах», «работа в группах», «карусель» и др.. направленные на самостоятельное осмысление материала, помогают задуматься, исследовать факты, понимать их суть, проверить и себя и своего товарища, найти ошибку;
выработка критического отношения к себе, умение видеть свои ошибки и адекватно относиться к ним способствуют развитию таких умений, как видеть положительное и отрицательное не только в действиях товарищей, но и в собственных; сравнивать себя с другими и тщательно себя оценивать;
развитие стремления к нахождению лучших вариантов решения учебных задач предусматривают методы, которые ставят детей в реальную ситуацию поиска. В процессе использования интерактивных методов «мозговой штурм», «круг идей», «незаконченные предложения» принимаются все мнения детей, как реальные, так и вымышленные;
Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких форм и приемов: работа в парах; ротационные (сменные) тройки; карусель; работа в малых группах; незаконченное предложение; мозговой штурм; броуновское движение; дерево решений; дерево успехов; ролевая (деловая игра); мозаика; разминки.
В настоящее время невозможно представить процесс обучения без применения современных интерактивных технологий. Это не просто процесс взаимодействия учителя и ученика – это новая ступень организации учебного процесса. Значение интерактивных форм обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;
повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся, воспитанников;
развитие навыков анализа, взаимодействия, коммуникации;
изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей;
саморазвитие и развитие благодаря диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Предлагаемый опыт работы является результатом исследования и практической апробации. Отличительной особенностью данного опыта является то, что ученик не транслирует знания учителя, а добывает их сам, перерабатывает и применяет – все это способствует улучшению успеваемости не только на уроках биологии, но и на других предметах. Процесс обучения становится интересным, как для учителя, так и для ученика.