СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по теме: Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок по теме: Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.10 класс

                                                      

                                                    Сурганова Е.И., учитель химии и биологии

                                                                                    МОУ СШ № 31 г.Волгоград

 

Цель урока: обобщить сведения о строении эукариотической клетки. Продолжить формирование умения соотносить строение и функции биологических систем на примере животной и растительной клеток.

 

Цель для учащихся: уметь характеризовать  строение и функционирование основных компонентов эукариотической клетки, освоить понятие мембранной организации клетки.

 

Задачи:

  1. создать условия для изучения общих представлений о строении эукариотической клетки;
  2. продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
  3. развивать познавательный интерес к биологии, интеллектуальные и творческие способности  в процессе формирования научного мировоззрения, способность приобретения знаний через использование различных источников информации; 
  4. развивать  умение формировать учебную задачу урока, задавать вопросы по новой теме урока, прививать навыки коллективной работы и товарищеской взаимопомощи,  выполнять самоконтроль и самооценку;
  5. воспитывать убежденность в позитивной роли биологии в жизни современного общества.

 

Личностные УУД:       проявлять способность к самооценке   собственных  знаний и умений; заинтересованность в расширении и углублении получаемых биологических знаний; формировать внутреннюю позицию и мотивацию на самостоятельное получение знаний, уметь давать нравственно-этическую оценку своей деятельности.

Познавательные УУД:          уметь вести    поиск информации, строить логику рассуждений, проводить структурирование знаний, ставить и решать учебную проблему, совершенствовать владение биологическими терминами.

Регулятивные УУД:          учить  ставить цели учебной деятельности, находить пути их достижения,  делать прогнозы и выводы,  оценивать свою работу,  вносить необходимые коррективы в действия  с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:   владение коммуникативными умениями,  культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения.

 

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие, распределение групп по местам).

2. Целеполагание и мотивация

Люди узнали о существовании клетки лишь в 17 в. Вспомните имена ученых, которые внесли значительный вклад в открытие и изучение клетки (демонстрация портретов ученых: Р. Гук, А. ванн Левенгук, М. Шлейдан, Т. Шванн, Р. Броун). Какие типы клеток выделяют в зависимости от расположения генетического материала? (Прокариотические  и эукариотические).

Эукариоты – ядерные организмы, имеющие ядро, окруженное ядерной мембранной.

Вспомнить о многообразии эукариотических клеток от простейших до высших растений и животных. Что их объединяет? (Единый общий план строения).

Назовите известные вам органоиды клетки из курса ботаники, зоологии и анатомии. (Обязательные, тесно связанные между собой части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана

Что вам известно о функционировании этих органоидов?

На основе затруднений учащимися формулируется цель урока о необходимости расширить и углубить свои познания о строении эукариотической клетки.

 

3. Актуализация знаний.

В основе строения клетки лежит мембранный принцип организации. Цитоплазма эукариотической клетки разделена на отдельные, специализированные по выполнению определенных функций отделы – компартменты. Органоиды являются структурными специализированными отделами клетки.

 

4. Основная часть урока

Эукариотических клеток самых разнообразных организмов характеризуются сложностью и разнообразием строения.

 

Задание группам №1: на основе работы с текстом и рисунками учебника заполните таблицу:

 

Название органоида

Строение

Функция

 

 

 

 

 

  1. 1 группа - цитоплазма;
  2. 2 группа – двумембранные органоиды;
  3. 3 группа – одномембранные органоиды;
  4. 3 группа – немембранные органоиды.

По окончании работы учащиеся каждой группы дают определения ключевым понятиям, выделяя особенности их строения и функционирования. При коллективном обсуждении формируется полноценная картина строения эукариотической клетки. (Учитель демонстрирует видеоролики процессов, происходящих внутри органоидов)

 

Задание группам №2: Одинаковое ли строение клеток у различных организмов? Проанализировав таблицу, а также материал учебника дайте характеристику клеткам организмов и объясните полученные результаты 

  1. 1 группа - кукуруза;
  2. 2 группа – окунь;
  3. 3 группа – шампиньон;
  4. 3 группа – человек.

После обсуждения учащиеся делают вывод о существовании трех основных форм эукариотических клеток, которые определяют один из признаков деления организмов на царства животных, грибов и растений.

 

5. Подведение итогов. Рефлексия. Что лежит в основе структурной организации клетки? Какие открытия в исследовании строении клетки вы для себя сделали? Какие трудности у вас возникали, удалось ли их разрешить? Оцените свою работу на уроке.

 

6. Домашнее задание: параграф учебника; составьте на выбор «Путеводитель по эукариотической клетке», вложив в него схемы строения органоидов и описание их особенностей в папке из листов форматом А4 или в виде презентации.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.»


Урок по теме: Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.10 класс

Сурганова Е.И., учитель химии и биологии

МОУ СШ № 31 г.Волгоград


Цель урока: обобщить сведения о строении эукариотической клетки. Продолжить формирование умения соотносить строение и функции биологических систем на примере животной и растительной клеток.


Цель для учащихся: уметь характеризовать строение и функционирование основных компонентов эукариотической клетки, освоить понятие мембранной организации клетки.


Задачи:

  1. создать условия для изучения общих представлений о строении эукариотической клетки;

  2. продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи;

  3. развивать познавательный интерес к биологии, интеллектуальные и творческие способности в процессе формирования научного мировоззрения, способность приобретения знаний через использование различных источников информации;

  4. развивать умение формировать учебную задачу урока, задавать вопросы по новой теме урока, прививать навыки коллективной работы и товарищеской взаимопомощи, выполнять самоконтроль и самооценку;

  5. воспитывать убежденность в позитивной роли биологии в жизни современного общества.


Личностные УУД:       проявлять способность к самооценке собственных знаний и умений; заинтересованность в расширении и углублении получаемых биологических знаний; формировать внутреннюю позицию и мотивацию на самостоятельное получение знаний, уметь давать нравственно-этическую оценку своей деятельности.

Познавательные УУД:          уметь вести поиск информации, строить логику рассуждений, проводить структурирование знаний, ставить и решать учебную проблему, совершенствовать владение биологическими терминами.

Регулятивные УУД:          учить  ставить цели учебной деятельности, находить пути их достижения, делать прогнозы и выводы, оценивать свою работу, вносить необходимые коррективы в действия с учётом характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД:  владение коммуникативными умениями, культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения.



Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие, распределение групп по местам).

2. Целеполагание и мотивация

Люди узнали о существовании клетки лишь в 17 в. Вспомните имена ученых, которые внесли значительный вклад в открытие и изучение клетки (демонстрация портретов ученых: Р. Гук, А. ванн Левенгук, М. Шлейдан, Т. Шванн, Р. Броун). Какие типы клеток выделяют в зависимости от расположения генетического материала? (Прокариотические и эукариотические).

Эукариоты – ядерные организмы, имеющие ядро, окруженное ядерной мембранной.

Вспомнить о многообразии эукариотических клеток от простейших до высших растений и животных. Что их объединяет? (Единый общий план строения).

Назовите известные вам органоиды клетки из курса ботаники, зоологии и анатомии. (Обязательные, тесно связанные между собой части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана)

Что вам известно о функционировании этих органоидов?

На основе затруднений учащимися формулируется цель урока о необходимости расширить и углубить свои познания о строении эукариотической клетки.


3. Актуализация знаний.

В основе строения клетки лежит мембранный принцип организации. Цитоплазма эукариотической клетки разделена на отдельные, специализированные по выполнению определенных функций отделы – компартменты. Органоиды являются структурными специализированными отделами клетки.


4. Основная часть урока

Эукариотических клеток самых разнообразных организмов характеризуются сложностью и разнообразием строения.


Задание группам №1: на основе работы с текстом и рисунками учебника заполните таблицу:

Название органоида

Строение

Функция






  • 1 группа - цитоплазма;

  • 2 группа – двумембранные органоиды;

  • 3 группа – одномембранные органоиды;

  • 3 группа – немембранные органоиды.

По окончании работы учащиеся каждой группы дают определения ключевым понятиям, выделяя особенности их строения и функционирования. При коллективном обсуждении формируется полноценная картина строения эукариотической клетки. (Учитель демонстрирует видеоролики процессов, происходящих внутри органоидов)


Задание группам №2: Одинаковое ли строение клеток у различных организмов? Проанализировав таблицу, а также материал учебника дайте характеристику клеткам организмов и объясните полученные результаты

  • 1 группа - кукуруза;

  • 2 группа – окунь;

  • 3 группа – шампиньон;

  • 3 группа – человек.

После обсуждения учащиеся делают вывод о существовании трех основных форм эукариотических клеток, которые определяют один из признаков деления организмов на царства животных, грибов и растений.

5. Подведение итогов. Рефлексия. Что лежит в основе структурной организации клетки? Какие открытия в исследовании строении клетки вы для себя сделали? Какие трудности у вас возникали, удалось ли их разрешить? Оцените свою работу на уроке.


6. Домашнее задание: параграф учебника; составьте на выбор «Путеводитель по эукариотической клетке», вложив в него схемы строения органоидов и описание их особенностей в папке из листов форматом А4 или в виде презентации.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!