Урок по теме: Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.10 класс
Сурганова Е.И., учитель химии и биологии
МОУ СШ № 31 г.Волгоград
Цель урока: обобщить сведения о строении эукариотической клетки. Продолжить формирование умения соотносить строение и функции биологических систем на примере животной и растительной клеток.
Цель для учащихся: уметь характеризовать строение и функционирование основных компонентов эукариотической клетки, освоить понятие мембранной организации клетки.
Задачи:
- создать условия для изучения общих представлений о строении эукариотической клетки;
- продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
- развивать познавательный интерес к биологии, интеллектуальные и творческие способности в процессе формирования научного мировоззрения, способность приобретения знаний через использование различных источников информации;
- развивать умение формировать учебную задачу урока, задавать вопросы по новой теме урока, прививать навыки коллективной работы и товарищеской взаимопомощи, выполнять самоконтроль и самооценку;
- воспитывать убежденность в позитивной роли биологии в жизни современного общества.
Личностные УУД: проявлять способность к самооценке собственных знаний и умений; заинтересованность в расширении и углублении получаемых биологических знаний; формировать внутреннюю позицию и мотивацию на самостоятельное получение знаний, уметь давать нравственно-этическую оценку своей деятельности.
Познавательные УУД: уметь вести поиск информации, строить логику рассуждений, проводить структурирование знаний, ставить и решать учебную проблему, совершенствовать владение биологическими терминами.
Регулятивные УУД: учить ставить цели учебной деятельности, находить пути их достижения, делать прогнозы и выводы, оценивать свою работу, вносить необходимые коррективы в действия с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: владение коммуникативными умениями, культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения.
Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие, распределение групп по местам).
2. Целеполагание и мотивация
Люди узнали о существовании клетки лишь в 17 в. Вспомните имена ученых, которые внесли значительный вклад в открытие и изучение клетки (демонстрация портретов ученых: Р. Гук, А. ванн Левенгук, М. Шлейдан, Т. Шванн, Р. Броун). Какие типы клеток выделяют в зависимости от расположения генетического материала? (Прокариотические и эукариотические).
Эукариоты – ядерные организмы, имеющие ядро, окруженное ядерной мембранной.
Вспомнить о многообразии эукариотических клеток от простейших до высших растений и животных. Что их объединяет? (Единый общий план строения).
Назовите известные вам органоиды клетки из курса ботаники, зоологии и анатомии. (Обязательные, тесно связанные между собой части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана)
Что вам известно о функционировании этих органоидов?
На основе затруднений учащимися формулируется цель урока о необходимости расширить и углубить свои познания о строении эукариотической клетки.
3. Актуализация знаний.
В основе строения клетки лежит мембранный принцип организации. Цитоплазма эукариотической клетки разделена на отдельные, специализированные по выполнению определенных функций отделы – компартменты. Органоиды являются структурными специализированными отделами клетки.
4. Основная часть урока
Эукариотических клеток самых разнообразных организмов характеризуются сложностью и разнообразием строения.
Задание группам №1: на основе работы с текстом и рисунками учебника заполните таблицу:
Название органоида
|
Строение
|
Функция
|
|
|
|
- 1 группа - цитоплазма;
- 2 группа – двумембранные органоиды;
- 3 группа – одномембранные органоиды;
- 3 группа – немембранные органоиды.
По окончании работы учащиеся каждой группы дают определения ключевым понятиям, выделяя особенности их строения и функционирования. При коллективном обсуждении формируется полноценная картина строения эукариотической клетки. (Учитель демонстрирует видеоролики процессов, происходящих внутри органоидов)
Задание группам №2: Одинаковое ли строение клеток у различных организмов? Проанализировав таблицу, а также материал учебника дайте характеристику клеткам организмов и объясните полученные результаты
- 1 группа - кукуруза;
- 2 группа – окунь;
- 3 группа – шампиньон;
- 3 группа – человек.
После обсуждения учащиеся делают вывод о существовании трех основных форм эукариотических клеток, которые определяют один из признаков деления организмов на царства животных, грибов и растений.
5. Подведение итогов. Рефлексия. Что лежит в основе структурной организации клетки? Какие открытия в исследовании строении клетки вы для себя сделали? Какие трудности у вас возникали, удалось ли их разрешить? Оцените свою работу на уроке.
6. Домашнее задание: параграф учебника; составьте на выбор «Путеводитель по эукариотической клетке», вложив в него схемы строения органоидов и описание их особенностей в папке из листов форматом А4 или в виде презентации.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме: Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.»
Урок по теме: Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды цитоплазмы.10 класс
Сурганова Е.И., учитель химии и биологии
МОУ СШ № 31 г.Волгоград
Цель урока: обобщить сведения о строении эукариотической клетки. Продолжить формирование умения соотносить строение и функции биологических систем на примере животной и растительной клеток.
Цель для учащихся: уметь характеризовать строение и функционирование основных компонентов эукариотической клетки, освоить понятие мембранной организации клетки.
Задачи:
создать условия для изучения общих представлений о строении эукариотической клетки;
продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи;
развивать познавательный интерес к биологии, интеллектуальные и творческие способности в процессе формирования научного мировоззрения, способность приобретения знаний через использование различных источников информации;
развивать умение формировать учебную задачу урока, задавать вопросы по новой теме урока, прививать навыки коллективной работы и товарищеской взаимопомощи, выполнять самоконтроль и самооценку;
воспитывать убежденность в позитивной роли биологии в жизни современного общества.
Личностные УУД: проявлять способность к самооценке собственных знаний и умений; заинтересованность в расширении и углублении получаемых биологических знаний; формировать внутреннюю позицию и мотивацию на самостоятельное получение знаний, уметь давать нравственно-этическую оценку своей деятельности.
Познавательные УУД: уметь вести поиск информации, строить логику рассуждений, проводить структурирование знаний, ставить и решать учебную проблему, совершенствовать владение биологическими терминами.
Регулятивные УУД: учить ставить цели учебной деятельности, находить пути их достижения, делать прогнозы и выводы, оценивать свою работу, вносить необходимые коррективы в действия с учётом характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД: владение коммуникативными умениями, культурой общения с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, суждения.
Ход урока:
1. Организационный момент (приветствие, распределение групп по местам).
2. Целеполагание и мотивация
Люди узнали о существовании клетки лишь в 17 в. Вспомните имена ученых, которые внесли значительный вклад в открытие и изучение клетки (демонстрация портретов ученых: Р. Гук, А. ванн Левенгук, М. Шлейдан, Т. Шванн, Р. Броун). Какие типы клеток выделяют в зависимости от расположения генетического материала? (Прокариотические и эукариотические).
Эукариоты – ядерные организмы, имеющие ядро, окруженное ядерной мембранной.
Вспомнить о многообразии эукариотических клеток от простейших до высших растений и животных. Что их объединяет? (Единый общий план строения).
Назовите известные вам органоиды клетки из курса ботаники, зоологии и анатомии. (Обязательные, тесно связанные между собой части клетки: ядро, цитоплазма и клеточная мембрана)
Что вам известно о функционировании этих органоидов?
На основе затруднений учащимися формулируется цель урока о необходимости расширить и углубить свои познания о строении эукариотической клетки.
3. Актуализация знаний.
В основе строения клетки лежит мембранный принцип организации. Цитоплазма эукариотической клетки разделена на отдельные, специализированные по выполнению определенных функций отделы – компартменты. Органоиды являются структурными специализированными отделами клетки.
4. Основная часть урока
Эукариотических клеток самых разнообразных организмов характеризуются сложностью и разнообразием строения.
Задание группам №1: на основе работы с текстом и рисунками учебника заполните таблицу:
Название органоида | Строение | Функция |
| | |
1 группа - цитоплазма;
2 группа – двумембранные органоиды;
3 группа – одномембранные органоиды;
3 группа – немембранные органоиды.
По окончании работы учащиеся каждой группы дают определения ключевым понятиям, выделяя особенности их строения и функционирования. При коллективном обсуждении формируется полноценная картина строения эукариотической клетки. (Учитель демонстрирует видеоролики процессов, происходящих внутри органоидов)
Задание группам №2: Одинаковое ли строение клеток у различных организмов? Проанализировав таблицу, а также материал учебника дайте характеристику клеткам организмов и объясните полученные результаты
1 группа - кукуруза;
2 группа – окунь;
3 группа – шампиньон;
3 группа – человек.
После обсуждения учащиеся делают вывод о существовании трех основных форм эукариотических клеток, которые определяют один из признаков деления организмов на царства животных, грибов и растений.
5. Подведение итогов. Рефлексия. Что лежит в основе структурной организации клетки? Какие открытия в исследовании строении клетки вы для себя сделали? Какие трудности у вас возникали, удалось ли их разрешить? Оцените свою работу на уроке.
6. Домашнее задание: параграф учебника; составьте на выбор «Путеводитель по эукариотической клетке», вложив в него схемы строения органоидов и описание их особенностей в папке из листов форматом А4 или в виде презентации.