СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование у учащихся проектно исследовательских и коммуникативных умений

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование у учащихся проектно исследовательских и коммуникативных умений»

Скажи мне – и я не услышу, Покажи мне – и я не увижу,  Вовлеки меня –  и я научусь!

Скажи мне – и я не услышу,

Покажи мне – и я не увижу,

Вовлеки меня –

и я научусь!

Давайте подумаем: - Исследовательская деятельность??? - Проектная деятельность???

Давайте подумаем:

- Исследовательская деятельность???

- Проектная деятельность???

Давайте уточним: Исследовательская деятельность  обучающихся — деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным  решением.

Давайте уточним:

Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным

решением.

Проектная деятельность  обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности.

Проектная деятельность

обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности.

Основные отличия проекта от исследования Проектная  деятельность Исследовательская деятельность Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить. Деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема») – тоже результат. Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах. В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы.

Основные отличия проекта от исследования

Проектная

деятельность

Исследовательская деятельность

Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить.

Деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема») – тоже результат.

Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах.

В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы.

 Это важно знать     Учебный проект или исследование — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся

Это важно знать

Учебный проект или исследование — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся

Метод проектов позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности.

Метод проектов

позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности.

ЦЕЛИ:  Реализовать различные формы учебной деятельности  Обеспечить взаимодействие  учащихся друг с другом и с  учителем  Усилить индивидуальную  ответственность учащихся за  конкретную работу  Обеспечить практическую  деятельность учащихся

ЦЕЛИ:

  • Реализовать различные формы учебной деятельности
  • Обеспечить взаимодействие

учащихся друг с другом и с

учителем

  • Усилить индивидуальную

ответственность учащихся за

конкретную работу

  • Обеспечить практическую

деятельность учащихся

ЗАДАЧИ:  Организация творческой деятельности учащихся в рамках заданной темы (самостоятельное изучение и использование дополнительной информации, попытка развития независимого мышления)  Ориентация учебного процесса на ученика, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности  Обеспечение мотивации деятельности  за счёт использования ИКТ

ЗАДАЧИ:

  • Организация творческой деятельности учащихся в рамках заданной темы (самостоятельное изучение и использование дополнительной информации, попытка развития независимого мышления)
  • Ориентация учебного процесса на ученика, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности
  • Обеспечение мотивации деятельности за счёт использования ИКТ

Этапы разработки учебного проекта  I этап - погружение в проблему II этап - организация деятельности III этап - осуществление деятельности IV этап - презентация проекта

Этапы разработки учебного проекта

I этап - погружение в проблему

II этап - организация деятельности

III этап - осуществление деятельности

IV этап - презентация проекта

Консультант (координирующая функция): помощь в отборе источников, отслеживание деятельности ученика От того, как учитель выполняет свою роль на первом этапе-этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом Координатор (регулятивно-организаторская функция): обработка вариантов, грамматики, лексики Контролёр: оценка, экспертиза

Консультант (координирующая функция): помощь в отборе источников, отслеживание деятельности ученика

От того, как учитель выполняет свою роль на первом этапе-этапе

погружения в проект, зависит судьба проекта в целом

Координатор (регулятивно-организаторская функция): обработка вариантов, грамматики, лексики

Контролёр: оценка, экспертиза

 Готовность учителя к проектной деятельности учащихся   К сожалению, зачастую учитель : не владеет проблемным методом, мало дает самостоятельности ученикам, использует жесткое и непосредственное управление учебной деятельностью, гасит активность детей, выходящую за рамки подготовленного сценария урока, не использует имеющиеся знания и опыт    учеников, не работает  по ситуации.  по ситуации.  по ситуации.  по ситуации.

Готовность учителя к проектной деятельности учащихся

К сожалению, зачастую учитель :

  • не владеет проблемным методом,
  • мало дает самостоятельности ученикам,
  • использует жесткое и непосредственное управление учебной деятельностью,
  • гасит активность детей, выходящую за рамки подготовленного сценария урока,
  • не использует имеющиеся знания и опыт учеников, не работает

по ситуации.

  • по ситуации.
  • по ситуации.
  • по ситуации.

  Подготовка учителя к проектной деятельности учащихся   Чтобы обучать детей проектной или исследовательской деятельности, необходимо уметь:  организовать эту деятельность,  создать необходимую мотивацию,  добиваться формирования необходимых   умений и усвоения способов действий, формировать рефлексивные умения, формировать самооценку у учащихся. формировать рефлексивные умения, формировать самооценку у учащихся. формировать рефлексивные умения, формировать самооценку у учащихся.

Подготовка учителя к проектной деятельности учащихся

Чтобы обучать детей проектной или исследовательской деятельности, необходимо уметь:

  • организовать эту деятельность,
  • создать необходимую мотивацию,
  • добиваться формирования необходимых

умений и усвоения способов действий,

  • формировать рефлексивные умения, формировать самооценку у учащихся.
  • формировать рефлексивные умения, формировать самооценку у учащихся.
  • формировать рефлексивные умения,
  • формировать самооценку у учащихся.

Учитель должен овладеть технологией проектирования и активно использовать ее в профессиональных и повседневных ситуациях. Учитель должен освоить метод учебных проектов, проблемный метод для активного его использования в образовательной практике. Учитель должен понимать, что формирует не только общеучебные и проектные умения, но закладывает основу для составляющей  компетентностей образования детей.
  • Учитель должен овладеть технологией проектирования и активно использовать ее в профессиональных и повседневных ситуациях.
  • Учитель должен освоить метод учебных проектов, проблемный метод для активного его использования в образовательной практике.
  • Учитель должен понимать, что формирует не только общеучебные и проектные умения, но закладывает основу для составляющей

компетентностей образования детей.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы.  Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.

Вовлечение учащихся в проектную деятельность

Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы.

Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.

ШАГ ЗА ШАГОМ:  постановка цели своей работы Самым важным является постановка цели своей работы. Поэтому первым шагом в проектной деятельности является работа над учебным проектом. Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, изучаемых в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно.  Помощь необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать.  Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

ШАГ ЗА ШАГОМ: постановка цели своей работы

  • Самым важным является постановка цели своей работы. Поэтому первым шагом в проектной деятельности является работа над учебным проектом.
  • Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, изучаемых в ходе учебных курсов.
  • Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно.
  • Помощь необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект.
  • Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы.
  • Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать.
  • Решив его, ученик увидит задачи своей работы.

Проект — это особая философия образования. Философия цели и деятельности. Философия результатов и достижений. Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы культуры и процесс деятельной социализации.

Проект — это особая философия образования.

Философия цели и деятельности. Философия

результатов и достижений.

Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она

была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы

культуры и процесс деятельной социализации.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!