Скажи мне – и я не услышу,
Покажи мне – и я не увижу,
Вовлеки меня –
и я научусь!
Давайте подумаем:
- Исследовательская деятельность???
- Проектная деятельность???
Давайте уточним:
Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным
решением.
Проектная деятельность
обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата деятельности.
Основные отличия проекта от исследования
Проектная
деятельность
Исследовательская деятельность
Деятельность направлена на получение конкретного позитивного результата – продукта, который можно реально предъявить.
Деятельность направлена на решение проблемы. Отрицательный результат («проблема нерешаема») – тоже результат.
Замысел (представление о продукте) и конечный продукт должны совпадать в основных параметрах.
В основе деятельности лежит формулирование и проверка гипотезы.
Это важно знать
Учебный проект или исследование — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся
Метод проектов
позволяет каждому обучающемуся найти и выбрать дело по душе, в соответствии со своими устремлениями и возможностями, освоить необходимые знания и навыки, способствуя зарождению интереса к последующей деятельности.
ЦЕЛИ:
- Реализовать различные формы учебной деятельности
- Обеспечить взаимодействие
учащихся друг с другом и с
учителем
ответственность учащихся за
конкретную работу
деятельность учащихся
ЗАДАЧИ:
- Организация творческой деятельности учащихся в рамках заданной темы (самостоятельное изучение и использование дополнительной информации, попытка развития независимого мышления)
- Ориентация учебного процесса на ученика, его интересы, жизненный опыт, индивидуальные способности
- Обеспечение мотивации деятельности за счёт использования ИКТ
Этапы разработки учебного проекта
I этап - погружение в проблему
II этап - организация деятельности
III этап - осуществление деятельности
IV этап - презентация проекта
Консультант (координирующая функция): помощь в отборе источников, отслеживание деятельности ученика
От того, как учитель выполняет свою роль на первом этапе-этапе
погружения в проект, зависит судьба проекта в целом
Координатор (регулятивно-организаторская функция): обработка вариантов, грамматики, лексики
Контролёр: оценка, экспертиза
Готовность учителя к проектной деятельности учащихся
К сожалению, зачастую учитель :
- не владеет проблемным методом,
- мало дает самостоятельности ученикам,
- использует жесткое и непосредственное управление учебной деятельностью,
- гасит активность детей, выходящую за рамки подготовленного сценария урока,
- не использует имеющиеся знания и опыт учеников, не работает
по ситуации.
- по ситуации.
- по ситуации.
- по ситуации.
Подготовка учителя к проектной деятельности учащихся
Чтобы обучать детей проектной или исследовательской деятельности, необходимо уметь:
- организовать эту деятельность,
- создать необходимую мотивацию,
- добиваться формирования необходимых
умений и усвоения способов действий,
- формировать рефлексивные умения, формировать самооценку у учащихся.
- формировать рефлексивные умения, формировать самооценку у учащихся.
- формировать рефлексивные умения,
- формировать самооценку у учащихся.
- Учитель должен овладеть технологией проектирования и активно использовать ее в профессиональных и повседневных ситуациях.
- Учитель должен освоить метод учебных проектов, проблемный метод для активного его использования в образовательной практике.
- Учитель должен понимать, что формирует не только общеучебные и проектные умения, но закладывает основу для составляющей
компетентностей образования детей.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно. Как показывает опыт проектной деятельности, интерес к такой в значительной степени самостоятельной работе появляется в основном звене школы.
Подростки обладают достаточными знаниями, опытом исследовательской работы, владеют навыками использования компьютера для поиска информации и оформления письменной части проекта. Они обладают необходимыми волевыми качествами, чтобы преодолевать возникающие трудности и не утрачивать интерес к длительной работе, способны не терять из поля зрения значимую цель.
ШАГ ЗА ШАГОМ: постановка цели своей работы
- Самым важным является постановка цели своей работы. Поэтому первым шагом в проектной деятельности является работа над учебным проектом.
- Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, изучаемых в ходе учебных курсов.
- Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно.
- Помощь необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект.
- Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы.
- Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать.
- Решив его, ученик увидит задачи своей работы.
Проект — это особая философия образования.
Философия цели и деятельности. Философия
результатов и достижений.
Философия, далекая от формирования теоретической образованности. Она
была отторгнута советской школой, славной своими знаниями. Она принята школой сегодняшнего дня, потому что позволяет органично соединить несоединимое: ценностно-смысловые основы
культуры и процесс деятельной социализации.