СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УДД на уроках

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование УДД на уроках»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Формирование ууд на уроках ппо Подготовила Студентка 307 группы Ишкова мария Москва, 2018

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Формирование ууд на уроках ппо

Подготовила

Студентка 307 группы

Ишкова мария

Москва, 2018

УУД (универсальные учебные действия) - (в широком смысле) - Умение учиться, способность к саморегуляции, самосовершенствованию посредством активного присвоения академических знаний и социального опыта, компетентность в разных областях знаний и современной жизни в социуме.  (в узком значении) – совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, приобретение новых компетенций.

УУД (универсальные учебные действия) -

(в широком смысле) - Умение учиться, способность к саморегуляции, самосовершенствованию посредством активного присвоения академических знаний и социального опыта, компетентность в разных областях знаний и современной жизни в социуме.

(в узком значении) – совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, приобретение новых компетенций.

Формирование у школьников универсальных учебных действий является важнейшей задачей современной системы обучения.  Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Формирование у школьников универсальных учебных действий является важнейшей задачей современной системы обучения.

Концепция развития УУД разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они… Носят надпредметный, метапредметный характер; Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее предметного содержания; Обеспечивают поэтапность в усвоении учебного материала, социального опыта, формировании творческих способностей учащихся.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они…

  • Носят надпредметный, метапредметный характер;
  • Обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;
  • Обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • Лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее предметного содержания;
  • Обеспечивают поэтапность в усвоении учебного материала, социального опыта, формировании творческих способностей учащихся.
Блоки ууд: Личностный; Регулятивный (включает действия саморегуляции); Познавательный; Коммуникативный.

Блоки ууд:

  • Личностный;
  • Регулятивный (включает действия саморегуляции);
  • Познавательный;
  • Коммуникативный.

Личностные действия: Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; Смыслоообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом); Нравственно-этическая ориентация ( в том числе оценивание усваивемого содержания, обеспечивающее личностный выбор).

Личностные действия:

  • Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • Смыслоообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом);
  • Нравственно-этическая ориентация ( в том числе оценивание усваивемого содержания, обеспечивающее личностный выбор).
Регулятивные действия: Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно (Е.Г. Речицкая, 2009); Планирование – определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от этого эталона; Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способы действия в случае расхождения заданного эталона с реальным действием и его результатом; Оценка – выделение и осознание учащимися того, что выполнено, усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; Саморегуляция – способность к выбору, изменению способов действий в случае необходимости и к преодолению препятствий.

Регулятивные действия:

  • Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно (Е.Г. Речицкая, 2009);
  • Планирование – определение последовательности промежуточных действий с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний;
  • Контроль – сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от этого эталона;
  • Коррекция – внесение дополнений и корректив в план и способы действия в случае расхождения заданного эталона с реальным действием и его результатом;
  • Оценка – выделение и осознание учащимися того, что выполнено, усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
  • Саморегуляция – способность к выбору, изменению способов действий в случае необходимости и к преодолению препятствий.
Познавательные действия: Общеучебные; Логические; Знаково-символические; Постановка и решение проблемы.

Познавательные действия:

  • Общеучебные;
  • Логические;
  • Знаково-символические;
  • Постановка и решение проблемы.
Общеучебные действия: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; Поиск и выделение необходимой информации, в том числе с применением компьютерных средств; Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной, письменной, устно-дактильной форме; Выбор наиболее эффективных способов решения задач; Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса (процессуальный контроль) и результатов деятельности (итоговый, заключительный контроль); Знаково-символическое моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой представлены существенные характеристики объекта; Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющую данную предметную область.

Общеучебные действия:

  • Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • Поиск и выделение необходимой информации, в том числе с применением компьютерных средств;
  • Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной, письменной, устно-дактильной форме;
  • Выбор наиболее эффективных способов решения задач;
  • Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса (процессуальный контроль) и результатов деятельности (итоговый, заключительный контроль);
  • Знаково-символическое моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой представлены существенные характеристики объекта;
  • Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющую данную предметную область.

Знаково - символические ууд: Кодирование\замещение – использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов; Декодирование информации; Умение использовать наглядные модели для решения познавательных и учебных задач; Умение строить модели, схемы, что делает обозрительными связи и отношения, скрытые в тексте, и тем самым способствует поиску и нахождению решения; Умение работать с моделями, преобразовывать их.

Знаково - символические ууд:

  • Кодирование\замещение – использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов;
  • Декодирование информации;
  • Умение использовать наглядные модели для решения познавательных и учебных задач;
  • Умение строить модели, схемы, что делает обозрительными связи и отношения, скрытые в тексте, и тем самым способствует поиску и нахождению решения;
  • Умение работать с моделями, преобразовывать их.
Логические ууд: Анализ объектов с целью выделения признаков; Синтез – составление целого из частей, в т.ч. Самостоятельное достраивание модели с восполнением недостающих компонентов; Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; Подведение под понятие, выведение следствий; Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепи рассуждений; Доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование.

Логические ууд:

  • Анализ объектов с целью выделения признаков;
  • Синтез – составление целого из частей, в т.ч. Самостоятельное достраивание модели с восполнением недостающих компонентов;
  • Выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • Подведение под понятие, выведение следствий;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Построение логической цепи рассуждений;
  • Доказательство;
  • Выдвижение гипотез и их обоснование.
Коммуникативные действия: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической (прежде всего) и монологической формами речи.

Коммуникативные действия:

  • Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение диалогической (прежде всего) и монологической формами речи.
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.  Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ и учебного предмета «Предметно – практическое обучение» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ и учебного предмета «Предметно – практическое обучение» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Связь УУД с содержанием урока ППО

1.УДД представляют собой целостную систему взаимосвязанных и взаимообуславливающих видов действий: коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность, познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы, личностные – определяющие мотивационную ориентацию, регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.

2. Формирование УДД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

3. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

4. Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

5. Способы учета уровня их сформированности – в требованиях к результатам освоения учебной программы по предмету (а также в обязательных программах внеурочной деятельности).

6. Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио, который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии УУД.

7. Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

Сформированность УУД у обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения обучения в начальной школе. Программа формирования общеучебных умений у глухих учащихся младших классов предполагает интеграцию и координацию в работе над выделенными умениями. Учитывается, что многие общеучебные умения на начальной стадии формирования выступают в качестве специальных, имеющих ярко выраженную научно – предметную основу, в дальнейшем, на более поздней стадии обучения, выступают и воспринимаются как общие по широте сферы их применения, и по принадлежности их к уровню образованности, развития, считающемуся в данный период образовательной нормой.

Сформированность УУД у обучающихся на ступени начального общего образования определяется на этапе завершения обучения в начальной школе.

Программа формирования общеучебных умений у глухих учащихся младших классов предполагает интеграцию и координацию в работе над выделенными умениями. Учитывается, что многие общеучебные умения на начальной стадии формирования выступают в качестве специальных, имеющих ярко выраженную научно – предметную основу, в дальнейшем, на более поздней стадии обучения, выступают и воспринимаются как общие по широте сферы их применения, и по принадлежности их к уровню образованности, развития, считающемуся в данный период образовательной нормой.

При формировании общеучебных умений на уроках ппо реализуются принципы, методы, приемы, формы предметно-практического обучения, принципы коммуникативной системы обучения языку.

При формировании общеучебных умений на уроках ппо реализуются принципы, методы, приемы, формы предметно-практического обучения, принципы коммуникативной системы обучения языку.

Активизация речевого развития детей на уроках ППО соответствует формированию речи слышащих детей при общении со взрослыми в ходе интересной для них деятельности благодаря принципу коммуникации. Основное содержание уроков ППО – раскрытие в процессе деятельности «житейских» понятий. К задачам уроков ППО относятся развитие познавательной деятельности школьников с нарушенным слухом, а также формирование житейских понятий как базы для овладения общеобразовательными предметами.  Всё это создает плодотворную почву для развития универсальных учебных действий на уроках предметно-практического обучения. Всё это создает плодотворную почву для развития универсальных учебных действий на уроках предметно-практического обучения.
  • Активизация речевого развития детей на уроках ППО соответствует формированию речи слышащих детей при общении со взрослыми в ходе интересной для них деятельности благодаря принципу коммуникации.
  • Основное содержание уроков ППО – раскрытие в процессе деятельности «житейских» понятий.
  • К задачам уроков ППО относятся развитие познавательной деятельности школьников с нарушенным слухом, а также формирование житейских понятий как базы для овладения общеобразовательными предметами.

  • Всё это создает плодотворную почву для развития универсальных учебных действий на уроках предметно-практического обучения.
  • Всё это создает плодотворную почву для развития универсальных учебных действий на уроках предметно-практического обучения.
Уроки ппо – хорошая база для освоения регулятивных УУД: выбирать средства для организации своего поведения, успешной работы на уроке ППО; запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм; предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; начинать и заканчивать действие в нужный момент; 6) тормозить ненужные реакции.

Уроки ппо – хорошая база для освоения регулятивных УУД:

  • выбирать средства для организации своего поведения, успешной работы на уроке ППО;
  • запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;
  • планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
  • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
  • начинать и заканчивать действие в нужный момент;

6) тормозить ненужные реакции.

На уроках ппо формируются познавательные ууд: выделять тип задач и способы их решения; различать обоснованные и необоснованные суждения;  обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации; проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.); устанавливать причинно-следственные связи; · владеть общим приемом решения задач; создавать и преобразовывать схемы, необходимые для решения задач; осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи, исходя из конкретных условий.

На уроках ппо формируются познавательные ууд:

  • выделять тип задач и способы их решения;
  • различать обоснованные и необоснованные суждения;
  • обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации; проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
  • устанавливать причинно-следственные связи; · владеть общим приемом решения задач;
  • создавать и преобразовывать схемы, необходимые для решения задач;
  • осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи, исходя из конкретных условий.
На уроках ппо формируются личностные ууд: участие в проектах, совместной деятельности (работа триадами, работа с парах, работа конвейером, работа бригадой и т.д.); подведение итогов урока; творческие задания; мысленное воспроизведение личного опыта, связанного с темой урока для более продуктивной деятельности; самооценка результатов своей деятельности (по итогам урока); дневники достижений.

На уроках ппо формируются личностные ууд:

  • участие в проектах, совместной деятельности (работа триадами, работа с парах, работа конвейером, работа бригадой и т.д.);
  • подведение итогов урока;
  • творческие задания;
  • мысленное воспроизведение личного опыта, связанного с темой урока для более продуктивной деятельности;
  • самооценка результатов своей деятельности (по итогам урока);
  • дневники достижений.
Источники: Речицкая Е.Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: Монография. -  М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВО

Источники:

  • Речицкая Е.Г. Формирование универсальных учебных действий у младших школьников с нарушением слуха: Монография. -  М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВО "Московский педагогический государственный университет«, 2017.
  • ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ГЛУХИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, пояснительная записка [Электронный ресурс], [URL: http://internat4samara.ru/images/Programma-formirovaniya-UUD.pdf ]


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!