СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование универсальных учебных действий через организацию исследовательской и проектной деятельности обучающихся»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как мы будем формировать эти учебные действия, какую деятельность на уроке можно организовать, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся?

Просмотр содержимого документа
««Формирование универсальных учебных действий через организацию исследовательской и проектной деятельности обучающихся»»

Конкурсное задание «Мастер-класс»

  1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Давайте начнем нашу увлекательную работу. Для того чтобы вместе сформулировать тему и цель мастер-класса, предлагаю посмотреть видеофрагмент.

- Какая, по-вашему, основная мысль данного фрагмента, в чем состоит идея ролика?

-исследовательская деятельность, умение ставить цель, постановка проблемы, планирование, поиск вариантов решения проблемы, самостоятельное мышление, умение отстаивать свое мнение, аргументировать, умение защитить работу, презентация.

- Как называются эти умения (их формирование определено государственными образовательными стандартами)?

Универсальные учебные действия.

-Как мы будем формировать эти учебные действия, какую деятельность на уроке можно организовать, чтобы формировать универсальные учебные действия обучающихся?

Итак, тема мастер-класса «Формирование универсальных учебных действий через организацию исследовательской и проектной деятельности обучающихся».

- Какую цель мы с вами поставим? Что вам предстоит освоить на мастер-классе?

(Научиться использовать приемы, изучить опыт по формированию УУД через проектную и исследовательскую деятельность).

  1. Чтобы достичь поставленную цель, предлагаю вам, уважаемые коллеги, прием «кластер».

Значение слова Cluster Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия. Технология составления: ключевое слово; запись слов вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом; каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки; взаимосвязанные понятия соединяются линиями.





На доске в центре слово «Иван».

-Попробуйте сформулировать тему проекта, понаблюдав за тем, что изображено на доске.

(«Что в имени тебе моем», «Великие Иваны», «Выдающиеся люди», «Имя и судьба»)

-Сформулируем цель проекта. (Собрать информацию о выдающихся людях, узнать о заслугах людей с именем ИВАН, представить исторические лица талантливых людей, познакомиться с выдающимися людьми эпохи).

-Вспомните, в каких областях мы можем встретить это имя? В каких областях совершались открытия, подвиги?



Ключевое слово «ИВАН», вокруг него записываем новые слова, которые образуют собой новое ядро, вызывающее дальнейшие ассоциации. Так мы образуем гроздья.

ИСТОРИЯ

ЖИВОПИСЬ

НАУКА

ЛИТЕРАТУРА

СПОРТ

КИНО

ШОУ

- Используя данный прием, мы формировали универсальные действия обучающихся. Перед вами, уважаемые коллеги, перечень универсальных учебных действий. Выберите те действия, которые мы формировали в процессе работы.

(……………..)

-На каких этапах урока можно использовать этот прием?

(Возможности использования: при систематизации, повторении материала; при работе с текстом; при повторении в начале урока; при введении в тему; при сборе необходимого языкового материала; при контроле.)

-Какие источники мы можем использовать , проводя такое исследование ?

(Различного рода литературу, словари, энциклопедии, Интернет, текст).

-А если нам предложено будет не ключевое слово, а гроздья. Какие УУД мы будем формировать у обучающихся?

(……..)

  1. Идем дальше. Уважаемые коллеги, сейчас вы поработаете с отрывками из художественного текста. Какова цель нашей работы, если учесть, что мы познакомились с приемом «КЛАСТЕР»?

Составить кластер. Начнем с ядра. Если Вам будет предложено 6 отрывков, сколько ядер с ключевым словом мы соединим? Тоже 6.

Итак, читаем и наблюдаем.

- Можем ли мы сказать, из какого произведения первый отрывок?

(Наблюдения: имя Евгений, написано стихами, «онегинская строфа» - это отрывки из романа «Евгений Онегин». Цель: выяснить, что объединяет эти отрывки, обсудить тему проекта, систематизировать материал, составить кластер).

Отрывок 1.

Бывало, он еще в постеле: 
К нему записочки несут. 
Что? Приглашенья? В самом деле, 
Три дома на вечер зовут: 
Там будет бал, там детский праздник. 
Куда ж поскачет мой проказник? 
С кого начнет он? Все равно: 
Везде поспеть немудрено. 
Покамест в утреннем уборе, 
Надев широкий боливар, 
Онегин едет на бульвар 
И там гуляет на просторе, 
Пока недремлющий брегет 
Не прозвонит ему обед. 

- О чем говорится в тексте? Какое ключевое слово мы можем записать в ядро кластера? (Режим дня, образ жизни).

Отрывок 2.

Уж темно: в санки он садится. 
«Пади, пади!» — раздался крик; 
Морозной пылью серебрится 
Его бобровый воротник. 
К Talon помчался: он уверен, 
Что там уж ждет его Каверин. 
Вошел: и пробка в потолок, 
Вина кометы брызнул ток, 
Пред ним roast-beef окровавленный, 
И трюфли, роскошь юных лет, 
Французской кухни лучший цвет, 
И Стразбурга пирог нетленный 
Меж сыром лимбургским живым 
И ананасом золотым. 

- О чем говорится в тексте? Какое ключевое слово мы можем записать в ядро кластера? (Меню, кулинария).

Отрывок 3.

Театр уж полон; ложи блещут; 
Партер и кресла, всё кипит; 
В райке нетерпеливо плещут, 
И, взвившись, занавес шумит. 
Блистательна, полувоздушна, 
Смычку волшебному послушна, 
Толпою нимф окружена, 
Стоит Истомина; она, 
Одной ногой касаясь пола, 
Другою медленно кружит, 
И вдруг прыжок, и вдруг летит, 
Летит, как пух от уст Эола; 
То стан совьет, то разовьет, 
И быстрой ножкой ножку бьет. 

- О чем говорится в тексте? Какое ключевое слово мы можем записать в ядро кластера? (Театр, культура).

Отрывок 4.

Изображу ль в картине верной 
Уединенный кабинет, 
Где мой воспитанник примерный 
Одет, раздет и вновь одет? 
Всё, чем для прихоти обильной 
Торгует Лондон щепетильный 
И по Балтическим волнам 
За лес и сало возит нам, 
Всё, что в Париже вкус голодный, 
Полезный промысел избрав, 
Изобретает для забав, 
Для роскоши, для неги модной, — 
Всё украшало кабинет 
Философа в осьмнадцать лет. 

- О чем говорится в тексте? Какое ключевое слово мы можем записать в ядро кластера? (Кабинет, дизайн помещения).

Отрывок 5.

В последнем вкусе туалетом 
Заняв ваш любопытный взгляд, 
Я мог бы пред ученым светом 
Здесь описать его наряд; 
Конечно б это было смело, 
Описывать мое же дело: 
Но панталоны, фрак, жилет, 
Всех этих слов на русском нет; 
А вижу я, винюсь пред вами, 
Что уж и так мой бедный слог 
Пестреть гораздо б меньше мог 
Иноплеменными словами, 
Хоть и заглядывал я встарь 
В Академический Словарь. 

- О чем говорится в тексте? Какое ключевое слово мы можем записать в ядро кластера? (Мода, стиль).

Отрывок 6.

У нас теперь не то в предмете: 
Мы лучше поспешим на бал, 
Куда стремглав в ямской карете 
Уж мой Онегин поскакал. 
Перед померкшими домами 
Вдоль сонной улицы рядами 
Двойные фонари карет 
Веселый изливают свет 
И радуги на свет наводят: 
Усеян плошками кругом, 
Блестит великолепный дом; 
По цельным окнам тени ходят, 
Мелькают профили голов 
И дам и модных чудаков. 

Вот наш герой подъехал к сеням; 
Швейцара мимо он стрелой 
Взлетел по мраморным ступеням, 
Расправил волоса рукой, 
Вошел.

- О чем говорится в тексте? Какое ключевое слово мы можем записать в ядро кластера? (Архитектура, Петербург).

- А что объединяет эти ядра? Какие темы проектов можно предложить, используя данный кластер?

1) «Один день из жизни Евгения Онегина»;

2) «Как бы я провел день, оказавшись на месте Евгения Онегина»;

3) «А был ли счастлив мой Евгений?»;

4) «Евгений Онегин – энциклопедия русской жизни» и др.

Кластеры, созданные ребятами, могут быть представлены на доске, в тетради, в научно-исследовательской работе, в творческой папке; могут быть разработаны коллективом (все аудиторией), группой, индивидуально. Новизна состоит в том, что они могут быть представлены в совершенно неожиданных формах. Развивается наблюдательность, умение видеть необычное в знакомых вещах.

- Итак, какие универсальные учебные действия можно формировать через проектную деятельность, используя прием кластер?

(-целеполагание, ответственность, мотивация;

- взаимодействие в группе;

- поиск способов по достижению результата;

- исследование текста;

- умение предлагать и отстаивать точку зрения, умение аргументировать;

- презентацию проектов перед коллективом.

Формируются и развиваются УУД обучающихся.

  1. Рефлексия. Итак, уважаемые коллеги, можем ли мы использовать такой прием? На каких уроках и с какой целью?

( на любом уроке и в начальной школе – как план текста, выделение ключевых понятий, обобщение, конкретизировать темы по предметам;

На уроке физкультуры – например, кластер по технике безопасности;

На классных часах – нравственные понятия (добро, счастье), зтические классные часы (этикет, культура поведения);

- на родительских собраниях (работа родителей в группах по составлению памяток, группы родители- дети)…

Благодарю, коллеги, за работу. Надеюсь, что предложенный мастер-класс найдет применение и в вашей трудоемкой, но увлекательной работе.



Итак, пока фокус-группа работает над созданием проекта, приведу примеры из опыта работы. По продолжительности проекты могут быть долгосрочные, краткосрочные или минипроекты, по доминирующей в проекте деятельности – творческие, практико-ориентированные, ролевые, исследовательские, по характеру контактов между участниками – внутриклассные, внутришкольные, по количеству участников проекта – личностный, групповой, коллективный.

Проект – это «шесть П»! (Можно представить в форме кластера)

  • Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

  • Проектирование –процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.

  • Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

  • Продукт проектной деятельности - конечный результат разрешения поставленной проблемы.

  • Презентация – публичное предъявление результатов проекта.

  • Портфолио (папка) проекта – подборка всех рабочих материалов проекта.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!