СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реферат по математике

Просмотр содержимого документа
«Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках математики»












«Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках математики»






Исполнитель:


Бондарева Татьяна Владимировна



















Юрга, 2019 год


Формирование Универсальных Учебных Действий на уроках математики.


Когда – то очень давно Герберт Спенсер сказал: «Великая цель образования – это не знания, а действия».
Это высказывание четко определяет важнейшую задачу современной системы образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. 
Очень коротко попытаемся раскрыть понятие «универсальные учебные действия».
В данной задаче дано более широкое определение термина УУД («умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта).
В узком смысле термин определяется как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. 
А какие виды УУД вам известны? (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные). 

Личностные универсальные учебные действия 

обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. 

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал», и уметь находить ответ на него; 

действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; 

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; 

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; 

  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. 

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

  • общеучебные,

  • логические,

  • действия постановки и решения проблем

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

    • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

    • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;


— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Универсальные логические действия включают в себя:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных) 

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; 

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; 

  • подведение под понятия, выведение следствий; 

  • установление причинно-следственных связей, 

  • построение логической цепи рассуждений, 

  • доказательство; 

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблем это:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики применяются различные технологии в зависимости от типа урока:


ТИП УРОКА


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ


Урок сообщения новых знаний

ИКТ, технология проблемного обучения


Урок закрепления знаний


ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления


Урок повторения

ИГРЫ, групповые формы работы


Урок систематизации изученного материала

ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы


Комбинированный урок

Возможно применение всех технологий


Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Виды коммуникативных действий:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; 

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; 

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; 

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа:


• 1-этап - вводное - мотивационный.


Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения)


• 2- этап - открытие математических знаний.


На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности


• 3- этап - формализация знаний.


Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта.


• 4- этап - обобщение и систематизация.


На этом этапе применяю приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т.е. носит деятельностный характер.

Предлагаю рассмотреть, как происходит  формирование универсальных учебных действий на одном из уроков  алгебры в 8 классе по теме «Решение квадратных уравнений по формуле».

Цель  урока: изучить алгоритм «Решение квадратных уравнений по формуле», ознакомиться с примерами решения различных типов задач  по данной теме, научить применять полученные знания для решения практических задач.
Задачи:
Обучающие:
•формирование первоначальных представлений о решении квадратных уравнений;
•приобретение опыта применения формулы для решения квадратных уравнений.
Развивающие:
•умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение  и делать выводы;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы  для решения учебных и познавательных задач;
•умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Воспитательные:
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
•формирование целостного мировоззрения;
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых работ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД


1

Организа-ционный момент


Проверяет домашнее задание. Объявляет тему урока

Сообщают о готовности к уроку и наличии домашнего задания

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной  форме

П

2

Актуали-зация знаний

Устный счет. Решение неполных квадратных уравнений.

Задаёт вопросы,  комментирует и корректирует ответы

Отвечают на вопросы учителя по материалу прошлого урока

Анализ, построение логической цепи рассуждений, доказательство

П

3

Постановка целей урока

Задания практического типа.

Задаёт вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока

Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока

Целеполагание, подведение под понятия

Р

4

Новый материал

Объяснение нового материала. Использование формул на экране.

Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников

Записывают тему, воспринимают новую информацию, отвечают на вопросы учителя

Элементы волевой саморегуляции, знаково-символические действия, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Р

П

5

Первичная проверка знаний

Решение уравнений. Воспроизведение на экране

Задаёт вопросы. Комментирует и корректирует ответы

Отвечают на вопросы. Решают поставленные задачи

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей

П

6

Закрепление знаний

Задания контрольного типа

Воспроизведение на экране.

Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения

Отвечают на вопросы . Решение записывают в тетрадь. Выполняют самопроверку.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, построение логической цепи рассуждений

П

7

Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.


Предлагает оценить свою работу на уроке, .Поясняет  домашнее задание

Проводят самооценку, рефлексию. Записывают домашнее задание


Р


На наш взгляд, Универсальные Учебные Действия, в частности познавательные, будут сформированы, если учащиеся свободно вступают в диалог, отвечают на вопросы учителя, правильно выполняют предложенные задания, умеют сравнивать, анализировать и обобщать, использовать знаково-символические средства, в том числе и схемы для решения задач.

Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние, как на эффективность самой деятельности учащегося, так и на его самооценку, смыслообразование и самоопределение.


В заключение хочется еще раз отметить, что важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса.