СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося

Отличительной особенностью федерального государственного образовательного стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося

УУД Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках.

УУД

Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках.

 «Умение учиться» Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетентностей

«Умение учиться»

  • Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, формирования умений и компетентностей
Функции универсальных учебных действий обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Функции универсальных учебных действий

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
 Требование ФГОС к результатам обучения личностные  включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. метапредметные включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями предметные включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

Требование ФГОС к результатам обучения

личностные

включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.

метапредметные

включающие освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями

предметные

включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

Виды УУД личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация ) регулятивные  ( целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,оценка, саморегуляция); познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы) коммуникативные  (учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии)

Виды УУД

личностные (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация )

регулятивные ( целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,оценка, саморегуляция);

познавательные (общеучебные универсальные действия; логические универсальные действия; постановка и решение проблемы)

коммуникативные (учёт позиции собеседника или партнёра по деятельности; действия, направленные на кооперацию, сотрудничество; коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии)

Трудности практического занятия. нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения; неумение работать в команде, группе;  обучающиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и другие.

Трудности практического занятия.

  • нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения;
  • неумение работать в команде, группе;
  • обучающиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и другие.
(Таблица 1) Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры Личностные Регулятивные 1.Соотнесение известного и неизвестного Познавательные 1.Самоопре-деление 1.Формулирование цели Коммуникативные 1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2.Планирование 2.Выделение 2.Постановка вопросов 2.Смысло-образование необходимой информации 3.Разрешение конфликтов 3.Структурирование 3.Оценка 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 4.Способность к волевому усилию 5.Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификации 9.Действия постановки и решения проблемы

(Таблица 1) Виды УУД, формируемые на уроках физической культуры

Личностные

Регулятивные

1.Соотнесение известного и неизвестного

Познавательные

1.Самоопре-деление

1.Формулирование цели

Коммуникативные

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

2.Планирование

2.Выделение

2.Постановка вопросов

2.Смысло-образование

необходимой информации

3.Разрешение конфликтов

3.Структурирование

3.Оценка

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

4.Способность к волевому усилию

5.Рефлексия

6.Анализ и синтез

7.Сравнение

8.Классификации

9.Действия постановки и решения проблемы

Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы

Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы
Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта; находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности; обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой; организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности

Метапредметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
  • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
  • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности
Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня; представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элемент соревнований, осуществлять их объективное судейство; бережно обращаться с инвентарем и оборудованием; характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность; взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений; выполнять технические действия из базовых видов спорта; выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

Предметными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения

  • планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня;
  • представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элемент соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений;
  • выполнять технические действия из базовых видов спорта;
  • выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Современный ученик понимает моральные ценности; сможет отойти от собственных эгоистических взглядов через занятия в командах, знание правил и ведение «честной игры», навыки работы в коллективе, осознавать, что рядом могут находиться более слабые люди; будет способен, используя полученные знания; будет знать и заботиться о национальном наследии, местных школьных традициях; получит удовольствие от занятий на открытом воздухе, понимая принципы взаимодействия человека и природы; получит основы научных данных в области физической культуры, на собственном примере будет понимать, что происходит с организмом под воздействием правильно организованной нагрузки; будет вести здоровый образ жизни, принося пользу себе, близким людям и Отечеству

Современный ученик

  • понимает моральные ценности;
  • сможет отойти от собственных эгоистических взглядов через занятия в командах, знание правил и ведение «честной игры», навыки работы в коллективе, осознавать, что рядом могут находиться более слабые люди;
  • будет способен, используя полученные знания;
  • будет знать и заботиться о национальном наследии, местных школьных традициях;
  • получит удовольствие от занятий на открытом воздухе, понимая принципы взаимодействия человека и природы;
  • получит основы научных данных в области физической культуры, на собственном примере будет понимать, что происходит с организмом под воздействием правильно организованной нагрузки;
  • будет вести здоровый образ жизни, принося пользу себе, близким людям и Отечеству
Рекомендации по разработке методики формирования УУД на уроках физической культуры:   Самостоятельность учащихся (самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений) Задания соответствуют возрасту (11-12 лет -рисунки, изображения, фотографии и по их образцу выполнять задания, 13-15 лет – схемы, таблицы, знание терминологии и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений) Деятельностный подход (Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся; проблемное обучение, проектное обучение, активные методы информационно-коммуникационные технологий )

Рекомендации по разработке методики формирования УУД на уроках физической культуры:

  • Самостоятельность учащихся (самостоятельный поиск решения двигательной задачи, анализ и оценку двигательных действий, поиск и формулирование цели, а также систематизацию полученных знаний и умений)
  • Задания соответствуют возрасту (11-12 лет -рисунки, изображения, фотографии и по их образцу выполнять задания, 13-15 лет – схемы, таблицы, знание терминологии и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений)
  • Деятельностный подход (Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся; проблемное обучение, проектное обучение, активные методы информационно-коммуникационные технологий )
На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне неё – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с малознакомыми людьми.

На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом не только в игре, но и вне неё – в повседневной жизни. Участвуя в играх и соревнованиях, дети расширяют круг друзей, приобретают опыт общения с малознакомыми людьми.

  Приведем пример отрывка урока в 6 классе, раздел - Баскетбол. Тема: «Ловля и передача мяча»

Приведем пример отрывка урока в 6 классе, раздел - Баскетбол.

Тема: «Ловля и передача мяча»

На данном уроке формируются такие  универсальные учебные действия. Предметные: совершенствование техники ловли и передачи баскетбольного мяча (на месте и в движении, после ведения). Личностные УУД: развитие скоростно-силовые качества, быстроты реакции, точности броска и движений, меткости. Метапредметные. Регулятивные УУД: формирование потребности и умение выполнять упражнения игровой деятельности в баскетболе. Коммуникативные УУД: формирование собственного мнения и собственной позиции, умения договариваться, прийти к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД: формирование мыслительных операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола. Произвести перевод названия игры баскетбол с английского языка (баскет – корзина, бол – мяч)

На данном уроке формируются такие

универсальные учебные действия.

Предметные: совершенствование техники ловли и передачи баскетбольного мяча (на месте и в движении, после ведения). Личностные УУД: развитие скоростно-силовые качества, быстроты реакции, точности броска и движений, меткости. Метапредметные.

Регулятивные УУД: формирование потребности и умение выполнять упражнения игровой деятельности в баскетболе. Коммуникативные УУД: формирование собственного мнения и собственной позиции, умения договариваться, прийти к общему решению в совместной деятельности. Познавательные УУД: формирование мыслительных операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола. Произвести перевод названия игры баскетбол с английского языка (баскет – корзина, бол – мяч)

В основной части урока проходят следующие этапы образовательного процесса: Жонглирование мячом: - передача мяча вокруг себя; - подбрасывание мяча над собой, чередуя подброс и ловлю мяча; - поочерёдное перебрасывание мяча через правое и левое плечо; - повороты вокруг себя на 360 с подбрасыванием мяча; - приседание, после подбрасывания мяча;  Индивидуальная работа с мячом: - ведение мяча, остановка в два шага, оценка сложившейся обстановки на игровом поле, передача мяча партнеру по игре.  Работа в тройках: - изучение комбинации «быстрый прорыв», совершенствование разного вида передач баскетбольного мяча; - ведение мяча, остановка прыжком, бросок в прыжке

В основной части урока проходят следующие этапы образовательного процесса:

  • Жонглирование мячом: - передача мяча вокруг себя; - подбрасывание мяча над собой, чередуя подброс и ловлю мяча; - поочерёдное перебрасывание мяча через правое и левое плечо; - повороты вокруг себя на 360 с подбрасыванием мяча; - приседание, после подбрасывания мяча;
  • Индивидуальная работа с мячом: - ведение мяча, остановка в два шага, оценка сложившейся обстановки на игровом поле, передача мяча партнеру по игре.
  • Работа в тройках: - изучение комбинации «быстрый прорыв», совершенствование разного вида передач баскетбольного мяча; - ведение мяча, остановка прыжком, бросок в прыжке
В основной части урока На данном этапе урока формируются такие УУД Регулятивные: сравнить усилия, затрачиваемые на обычные упражнения и упражнения с мячом, сделать выводы; определить для чего необходимы движения руками при ловле мяча (развитие координации); какие необходимы условия для достижения поставленной на уроке цели.

В основной части урока

На данном этапе урока формируются такие УУД

Регулятивные:

  • сравнить усилия, затрачиваемые на обычные упражнения и упражнения с мячом, сделать выводы;
  • определить для чего необходимы движения руками при ловле мяча (развитие координации);
  • какие необходимы условия для достижения поставленной на уроке цели.
Личностные УУД: определить роль каждого из применяемых элементов баскетбола на результат игры (владение мячом, передача мяча, ловля мяча, бросок в корзину); определить роль и место игры баскетбол в жизни человека. Познавательные: формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола; определить наиболее эффективный способ передачи мяча партнеру по игре; определить эффективную модель броска мяча в кольцо.
  • Личностные УУД:
  • определить роль каждого из применяемых элементов баскетбола на результат игры (владение мячом, передача мяча, ловля мяча, бросок в корзину);
  • определить роль и место игры баскетбол в жизни человека.
  • Познавательные:
  • формировать мыслительные операции по каждому из разучиваемых элементов баскетбола;
  • определить наиболее эффективный способ передачи мяча партнеру по игре;
  • определить эффективную модель броска мяча в кольцо.
Коммуникативные: умение правильно распределить функций обучающихся во время игры; умение своевременно увидеть ошибки в технике выполнения упражнения своих товарищей и правильно донести данную информацию до них;  умение взаимодействовать в игровой ситуации, во время оказать помощь и взаимопомощь.
  • Коммуникативные:
  • умение правильно распределить функций обучающихся во время игры;
  • умение своевременно увидеть ошибки в технике выполнения упражнения своих товарищей и правильно донести данную информацию до них;
  • умение взаимодействовать в игровой ситуации, во время оказать помощь и взаимопомощь.
СПАСИБО!

СПАСИБО!