СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существенной особенностью  всего "УМК школа России" является направленность

на формирование у учащихся универсальных учебных действий,как основы умения учиться.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.»

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе.

Подготовила учитель начальных классов МОУ «Михайловская СОШ №2 Красякова В.Е.

Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возросла. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться, стать «профессиональным учеником».

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий, как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов.

В составе основных универсальных учебных действий выделяют 4 вида:

1. Личностные УУД – направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира
2. Регулятивные УУД – обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция).
3. Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и ориентацию на других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками.
4. Познавательные УУД – общеучебные (включая специально – предметные действия), логические (включая знаково – символические), постановку и решение проблем.

Каждый учебный предмет, в зависимости от его предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает определенные возможности для формирования УУД. Требования к результатам изучения учебного предмета «Литературное чтение» включают формирование всех видов универсальных учебных действий – личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Литературное чтение имеет в своем распоряжении такое сильное средство воздействия на личность, как художественная литература. Поэтому уроки литературного чтения наиболее полно обеспечивают формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий: (слайд 1)

  • смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

  • самоопределение и самопознание на основе сравнения образа «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

  • основы гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

  • эстетические ценности и на их основе эстетические критерии;

  • нравственно-этического оценивание через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

  • эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесение и сопоставление их позиций, взглядов и мнений;

  • умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

  • умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

  • умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

  • умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Урок литературного чтения – особый урок, важный для развития личности ребенка, помогающий сориентироваться нашим детям в огромном количестве книг, произведений, авторов. Читая произведение, ребёнок находится не только перед текстом, следя глазами за строчками, но и внутри него, углубляясь во внутренний мир героев и одновременно в самого себя, выходя оттуда творчески обогащенным новыми мыслями и новыми чувствами. Каждый ребенок чувствует читаемое по-своему. Дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах этих поступков, чувствовать красоту добра, осуждать зло. Для того, чтобы ребенку было легче разобраться в своих впечатлениях и чувствах, рекомендуем использовать на уроках следующие приемы, формирующие личностные УУД: (слайд 2)



Методические приемы для формирования личностных действий на уроках литературного чтения


Используемые (приемы)

Описание

Дай себе помочь.


учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. 
Он предлагает ученикам (в добровольном порядке!) разработать материал, который применим для дальнейшего использования на уроках (кроссворд на повторение). 

Выход за пределы.


в ходе конструирования урока учитель выходит за пределы учебника, предмета, гармонично вплетая в ткань урока последние события, примеры из окружающей действительности, сюжеты из популярных мультфильмов. 

Отсроченная реакция.


учитель приучает школьников к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешает выкрикивать с места. Именно поэтому здесь работает правило: вопрос — пауза — ответ. 

Лови ошибку.


объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. В качестве награды за внимание переходящую почетную шляпу Фомы Неверующего.

Театрализация.

разыгрывание сценок на учебную тему. 

Вопрос к тексту.

Диалог с автором.

Комментированное чтение.

школьники учатся выявлять подтекстовую информацию и контролировать себя по ходу чтения, задавая вопросы автору. 

Идеальное задание.

учитель предлагает выполнить дома работу по выбору учащихся.



Примеры заданий на уроке литературного чтения по формированию личностных универсальных учебных действий:

– «Расскажи, что ты чувствуешь?» (умение сопереживать героям произведений)
– «Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость (мораль) произведения?» (умение понимать контекстную речь)
– «Представь себя в такой ситуации. Как бы ты повел себя на месте …?» (умение осуществлять личностную рефлексию)
– Инсценирование, чтение по ролям (отождествление себя с персонажем, передача эмоций, интонацией, мимикой, жестами)
– «Если бы я был» (погружение во внутренний мир персонажа)

В процессе формирования УУД школьник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, самостоятельно найти ответ на множество интересующих вопросов, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учителем. Дети рассуждают, строят предположения, сами ставят перед собой задачи, ищут пути их решения, оценивают себя и других
Все это направлено на формирование регулятивных УУД (слайд 3).



Методические приемы для формирования регулятивных действий на уроках литературного чтения


Используемые (приемы)

Описание

Приём «З-Х-У (знаем, хотим узнать, узнали и осталось узнать)

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

Приём «Инсерт»

Инсерт – самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.

Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». Авторами являются Воган и Эстес.

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.



Приём «Создай паспорт»

Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература). Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану

Пример.

Может быть использован для создания характеристик:

на литературном чтении – героев литературных произведений;

Приём «Зигзаг»

Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений:

• анализировать текст совместно с другими людьми;

• вести исследовательскую работу в группе;

• доступно передавать информацию другому человеку;

• самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример.

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Например, если текст разбит на 5 смысловых отрывков, то в группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.

Приём «Рюкзак»

Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

я научился составлять план текста

я разобрался в такой-то теме

Приём «Вопрос к тексту»

Универсальный приём, работающий на повышение интереса к учебному материалу.

Формирует:

умение содержательно формулировать вопросы;

умение оценивать границы своих знаний.

Перед изучением учебного текста ставится задача: составить к тексту список вопросов. Список можно ограничить. Например, 3 репродуктивных вопроса и 3 расширяющих или развивающих.

«Волшебные линеечки»


Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка: - позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как «успешного»); - удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании; - помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке). 

«Прогностическая оценка»

оценка своих возможностей для решения той или иной задачи

«Задания-ловушки»


Ловушкой называют задачу, заранее рассчитанную на неправильный ответ решателя.

«Обоснованный отказ от выполнения заданий»

умение обнаруживать границу своих знаний, обнаруживать задания с недостающими условиями, например, методика «диктант для робота

«Многоступенчатый выбор»

умение работать со столом «заданий

Прием «создание «помощника» для проверки работы»

умение найти или изготовить себе «помощника», с помощью которого можно точно проверить выполненное задание, другими словами, куда можно посмотреть, чтобы точно сказать, что я выполнил это задание правильно)



Примеры вопросов на уроке литературного чтения, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий:

  • «Что тебе надо было сделать? Что удалось, а что не получилось? Оцени свою работу» (формирование способности к самооценке, умение оценивать работу с помощью различных знаковых символов)

  • «С чего все начиналось? Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?» (проективное мышление по структурированию событий).

  • «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ?» «Что мы будем делать сегодня на уроке?» (умение прогнозировать);

  • «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно. Какие ошибки при чтении допустил одноклассник?» (формирование способностик контролю, самоконтролюи коррекции)

Дети учатся высказывать и оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. При этом взрослый – не «учитель – наставник», а равноправный партнёр, что позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, собственную исследовательскую активность. Я (учитель) объясняю, показываю, намекаю, подвожу к проблеме, сознательно ошибаюсь, советуюсь. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые ученики «раскрываются», становятся более раскрепощенными, открытыми. На уроках царит атмосфера сотрудничества и дружелюбия. В этом помогают приемы, направленные на формирование коммуникативных УУД (слайд 4).

Методические приемы для формирования коммуникативных действий на уроках литературного чтения


Используемые (приемы)

Описание

«На что похож?»

Альтернативный приём, раскрывающий тематическое, смысловое и структурное единство текста.

«Вырасти дерево»,

«Построй улицу»,

«Наполни домик»,

«Закрытая дверь»,

«Замочная скважина», «Камушек, брошенный в реку»,

«Фотография»

Приёмы, активизирующие речемыслительную деятельность, направленную на определение темы, главной мысли, выявление микротем, составление плана, определение типа текста.

«Секреты слова»

Вид работы, предполагающий наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; предупреждение различных речевых недочетов,
выделение орфограмм по изучаемой теме.

«Раскадровка»

Раскадровка - это фиксация последовательности событий в схематичных рисунках или словесное описание.

«Перефразирование»

Приём, предполагающий пересказ текста «своими словами»

«Активное слушание»

Запись основных опорных слов во время прослушивания текста изложения, приём способствует успешности написания изложения.



Примеры заданий на уроке литературного чтения, способствующих формированию регулятивных универсальных учебных действий:



  • устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами);

  • пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование (формирование навыка монологического высказывания);

  • беседы, обсуждение творческих работ, защита творческих проектов (умение выражать и отстаивать свою точку зрения);

  • викторины, интеллектуальные командные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по ролям (умение владеть диалогической речью, идти на компромисс, выслушивать и уважать точку зрения других).

Каждый урок должен быть интересным, логичным, деятельностным. Ведь ребенка необходимо «зарядить» познавательным интересом, дать особый стимул к чтению. Систематичное использование на уроках развивающих и творческих заданий, информационно-коммуникационных технологий делает работу более наглядной, живой, интересной для детей, формирует познавательные УУД: (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия) (слайд 5).

Методические приемы для формирования познавательных действий на уроках литературного чтения


Используемые (приемы)

Описание

Прием моделирования

Позволяет включить каждого ребенка в активную читательскую деятельность и каждому ученику работать в соответствии со своими возможностями. Прием реализуется через упражнения.

  • расположи модели по порядку,

  • определи, какую структурную часть сказки прочитал товарищ,

  • прочти сказку и нарисуй к каждой части соответствующую модель,

  • прочитай сказку, определи, какая часть отсутствует, сочини её сам,

  • какие части сказки совпадают,

  • нарисуй иллюстрацию к данной части сказки,

  • составь несколько вопросов для самых внимательных читателей в предложенной части сказки,

  • соотнеси иллюстрации с моделями,

  • перескажи предложенную часть,

  • соотнеси план пересказа с моделями,

  • найди модель части сказки, в которой есть описание зимнего леса,

  • определи, из какой части сказки взяты строки,

  • соответствует ли отрывок сказки данной модели.

  • разложи модели по тексту произведения;

  • найди ошибку в наложении моделей на текст;

Свои примеры.

ученики готовят свои примеры

Удивляй.


учитель находит такой угол зрения на изучаемый материал, при котором даже обыденное становится удивительным. Речь идет о постановке проблемы на уроке, а точнее, о создании ситуации противоречия и ее осознании учениками. 

Фантастическая добавка. Пересечение тем.

учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой (например, переносом реального или литературного героя во времени; исключением его из произведения; добавлением нового героя и анализом того, как в этом случае будут развиваться события; рассмотрением ситуации с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека). 

Дай себе помочь


учитель максимально использует ситуации, в которых ученики могут ему помочь. 

Повторяем с контролем.


ученики составляют списки контрольных вопросов ко всей изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие (по вызову учителя или спрашивающего одноклассника) отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга. Также можно провести конкурс списков вопросов. 

Опрос «по цепочке».

учитель жестом прерывает рассказ одного ученика и предлагает продолжить его другому. 

Опрос-итог.

в конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии. 

Игры-тренинги

«Мои друзья»,

«Теремок»,

«Я возьму тебя с собой...», «Витрина».

Позволяют тренировать аналитическое мышление, формировать умение выделять общие признаки путем сравнения

Раскадровка

При чтении сказки дети карандашом или фломастером рисуют «мультик» – схематичное изображение событий, происходящих в сказке. Таким образом, на основе обобщённого восприятия, дети могут увидеть и понять логику сюжета.

Да и нет

Для этого участники игры должны задавать ведущему вопросы. Единственное ограничение: вопрос должен быть таким, чтобы ведущий мог ответить «Да» или «Нет». Благодаря этому т вырабатывается умение осмысленно задавать вопросы по сюжету сказки, а впоследствии и любого другого произведения, сужая поле поиска

Хорошо – плохо

Определяем для кого «хорошо», а для кого «плохо».

Чем «хорошо» и чем «плохо

Точка зрения

учит детей смотреть на мир глазами других людей

Загадалки

закодированный или таинственный текст про героев этого произведения. За основу берётся модель: «кто-то сделал что-то, и получилось это», «кто-то был каким-то, и случилось что-то».

Паспорт

Итогом изучения темы будет паспорт жанра.

Многоэкранная схема

Формирования системного взгляда на мир. Это позволяет детям рассматривать все объекты как системы, нацеленные на выполнение определённой функции.



Хочу поделиться примерами заданий на формирование логических универсальных действий: (слайд 6-7)

Слайд 6:

Слайд 7:

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит, и всё делает сам. Вот на этом и основано формирование универсальных учебных действий в современной школе.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки РФ - М.: Просвещение, 2011.
2. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном
процессе (психолого-дидактический подход) [Текст] / И.В. Абакумова. - Ростов- н Д.: Изд-во Рост. ун-та, 2003.
3. Арановская, Д.Н. Формирование у учащихся младших классов понимания главной мысли рассказа [Текст] / Д.Н. Арановская // Начальная школа, 2005.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. — М.: Просвещение, 2008.
5. Вольнова, Н.А. Общеучебные умения и навыки [Текст] / Н.А. Вольнова. // Практика административной работы в школе. – 2011. - №5. – С.12-13.
6. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию устной речи учащихся [Текст] / Т.А. Ладыженская. – М.: «Педагогика», 1974.
7. Матвеева, Т.В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, риторика [Текст] / Т.В.Матвеева. – М.: Флинта: Наука, 2003.

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/02/03/priemy-formirovaniya-uud-na-urokakh-literaturnogo-chteniya

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/652478/

https://moluch.ru/archive/109/26980/ (дата обращения: 20.03.2018)



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!