СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД по технологии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование УУД

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД по технологии»

Формирование УУД обучающихся в процессе обучения технологии

Формирование УУД обучающихся в процессе обучения технологии

Универсальные учебные действия –  способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;  совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия –

  • способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;
  • совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятель-ному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных действий: личностные; регулятивные; познавательные; знаково-символические; коммуникативные.

Виды универсальных учебных действий:

  • личностные;
  • регулятивные;
  • познавательные;
  • знаково-символические;
  • коммуникативные.

Личностные УУД  Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.  Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:  1. Действие смыслообразования , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.  2. Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания , обеспечивающее личностный моральный выбор исходя из социальных и личностных ценностей.

Личностные УУД

Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

1. Действие смыслообразования , т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

2. Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания , обеспечивающее личностный моральный выбор исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные действия –

обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

К ним относятся:

  • Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • Оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
  • Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД     Общеучебные УУД Логические УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза;  классификации по разным признакам;  упорядочения объектов по выделенному основанию;  отнесения к известным понятиям; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений

Познавательные УУД

Общеучебные УУД

Логические УУД

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза;
  • классификации по разным признакам;
  • упорядочения объектов по выделенному основанию;
  • отнесения к известным понятиям;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений
Знаково-символические УУД Обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.  Это действия:   моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);  преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Знаково-символические УУД

Обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Это действия:

  • моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);
  • преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные действия  Обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей.   умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;  интегрироваться в группу сверстников;  строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Коммуникативные действия

Обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей.

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • интегрироваться в группу сверстников;
  • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми

Курс технологии осуществляется на основе предметно-практической деятельности, что позволяет учащимся наиболее сознательно усваивать сложную информацию и использовать ее для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач. Школьники учатся:  находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;  анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);  сравнивать, характеризовать и оценивать возможность использования в собственной деятельности;  анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;  выполнять учебно-познавательного действия в умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;  использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материальной форме;  выполнять моделирование, работать с моделями.

Курс технологии осуществляется на основе предметно-практической деятельности, что позволяет учащимся наиболее сознательно усваивать сложную информацию и использовать ее для решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач.

Школьники учатся:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  • анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);
  • сравнивать, характеризовать и оценивать возможность использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять учебно-познавательного действия в умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материальной форме;
  • выполнять моделирование, работать с моделями.

Примеры формирования УУД на уроках технологии Группы УУД Умения и навыки Регулятивные Деятельность учителя по формированию УУД Организация рабочего места. Выполнение правил гигиены учебного труда. Принятие учебной цели. Выбор способов деятельности. Работа консультантом. Планирование организации контроля труда.  Определение цели урока для себя и для учащихся. Планирование выполнения задания. Нахождение рациональных способов работы. Формирование навыков самоконтроля

Примеры формирования УУД на уроках технологии

Группы УУД

Умения и навыки

Регулятивные

Деятельность учителя по формированию УУД

Организация рабочего места. Выполнение правил гигиены

учебного труда.

Принятие учебной цели.

Выбор способов деятельности. Работа консультантом. Планирование организации контроля труда.

Определение цели урока для себя и для учащихся. Планирование выполнения задания. Нахождение рациональных способов работы. Формирование навыков самоконтроля

Примеры формирования УУД на уроках технологии Группы УУД Умения и навыки Познавательные Деятельность учителя Сравнение. Анализ. Систематизация. Обобщение. Абстрагирование. Моделирование. Классификация. Причинно-следственные связи. Мыслительный эксперимент. Работа с учебником. Практическая работа. Усвоение информации с помощью аудиозаписи, компьютера, видеотехники. Работа со справочной литературой и дополнительной литературой.  Определение цели урока для себя и для учащихся. Планирование выполнения задания. Нахождение рациональных способов работы. Формирование навыков самоконтроля.

Примеры формирования УУД на уроках технологии

Группы УУД

Умения и навыки

Познавательные

Деятельность учителя

Сравнение. Анализ. Систематизация. Обобщение.

Абстрагирование. Моделирование. Классификация.

Причинно-следственные связи. Мыслительный эксперимент. Работа с учебником. Практическая работа. Усвоение информации с помощью аудиозаписи, компьютера, видеотехники.

Работа со справочной литературой и

дополнительной литературой.

Определение цели урока для себя и для учащихся. Планирование выполнения задания. Нахождение рациональных способов работы. Формирование навыков самоконтроля.

Примеры формирования УУД на уроках технологии Группы УУД Умения и навыки Коммуникатив- ные Деятельность учителя по формированию УУД Устная речь: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п. Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение.  Осуществление дифференцирован-ного подхода. Обучение продуктивным методам работы с книгой. Формирование умения пользоваться справочной литературой. Формирование умения составлять таблицы, схемы.

Примеры формирования УУД на уроках технологии

Группы УУД

Умения и навыки

Коммуникатив-

ные

Деятельность учителя по формированию УУД

Устная речь: умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.

Учебное слушание: умение выделять главное из сказанного, прочитанного; слушать и слышать собеседника, учителя; задавать вопросы на понимание, обобщение.

Осуществление дифференцирован-ного подхода.

Обучение продуктивным методам работы с книгой. Формирование умения пользоваться справочной литературой. Формирование умения составлять таблицы, схемы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!