Выступление на педсовете
Тема: «Формирование познавательных УУД младших школьников
путем развития интереса к учебной деятельности».
Учитель начальных классов
Магомедова М.А.
2020г.
Формирование познавательных УУД младших школьников
путем развития интереса к учебной деятельности.
В свете требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения подвергаются переосмыслению цели обучения и воспитания, которые сегодня предполагают овладение не суммой знаний, умений и навыков, а совокупностью характеристик сформированности у выпускника школы познавательных и личностных способностей. В соответствии с этим, основные образовательные результаты определяются многообразием и характером видов универсальных учебных действий, определяющих способность личности самостоятельно и успешно усваивать новые знания, формировать умения и сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Учителя начальной школы в ходе подготовки к педсовету продемонстрируют фрагменты уроков с использованием универсальных учебных действий.
Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив недолго сохраняет свою силу.
К сожалению, приходится наблюдать, что к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.
Какими же мотивами может и должна побуждаться учебная деятельность? Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, то есть мотивы собственного роста, собственного совершенствования, это мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком курсе явлений окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета.
Сегодня изменились представления о границах самостоятельности младших школьников. В программе начальной школы записано требование, воспитывать их учебную самостоятельность и умение учиться. Отсутствие умения учиться, неспособность быть субъектом собственной учебной деятельности вызывает справедливое неудовольствие и беспокойство взрослых: ребенок, который к концу начальной школы не обретает этого умения, в средней школе перестает учиться, порождая массу подростковых проблем, а получив аттестат, обнаруживают свою незрелость, неготовность жить в стремительно меняющемся мире.
Таким образом, возникает проблема – как обеспечить более интенсивное и результативное развитие школьника, чтобы процесс обучения вызывал у ребенка внутреннее побуждение к знаниям, желание самореализации и самосовершенствования.
Указанное противоречие обуславливает актуальность выбранной темы исследования: «Формирование познавательных УУД младших школьников путем развития интереса к учебной деятельности».
Объектом исследования является процесс обучения.
Предмет исследования: становление и развитие учебной мотивации и формирование познавательных УУД младших школьников в процессе обучения.
Цель работы заключается в выявлении педагогических условий, способствующих развитию учебной мотивации младших школьников, что в свою очередь будет способствовать формированию познавательных УУД
Задачи исследования:
1. Изучить накопленный опыт исследования проблемы развития мотивации учения у младших школьников;
2. Выявить особенности учебной деятельности и мотивов учебной деятельности младших школьников, в частности, их отношение к школе, к учению;
3. Изучить ФГОС 2 поколения с точки зрения рассматриваемой проблемы
4. Разработать и экспериментально апробировать систему педагогических средств обучения и воспитания на уроках, обеспечивающую развитие мотивации и способствующую формированию познавательных УУД;
Гипотеза исследования: процесс развития учебной мотивации младших школьников, пройдет более успешно, если будут соблюдены следующие условия: 1) обеспечение реальных возможностей проявления субъектного опыта учащихся через учет мнений учащихся по поводу всех компонентов процесса учебной деятельности и способов ее организации; 2) использование соревнования на всех этапах урока; 3) использование системы поощрений, разработанной учителем и дополняемой самими детьми в процессе учебной деятельности.
Предмет, цели и задачи исследования определили его методы:
а) анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения состояния проблемы, различных точек зрения, определения собственных позиций в изучаемой проблеме;
б) в анкетирование;
в) проведение педагогического эксперимента;
г) изучение опыта учителей по формированию УУД и мотивации учения, сопоставления достигнутых результатов с результатом экспериментальной работы.
Универсальные учебные действия (УУД)
Познавательные:
· Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
· Представлять информацию в виде схемы.
· Выявлять сущность, особенности объектов.
· На основе анализа объектов делать выводы.
· Обобщать и классифицировать по признакам.
· Ориентироваться на развороте учебника.
· Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:
· Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
· Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
· Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
· Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
· Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
· Развиваем умение слушать и понимать других.
· Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
· Оформлять свои мысли в устной форме.
· Умение работать в паре.
· Личностные:
· Выполнять правила этикета.
· Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
· Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
· Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные действия, действия постановки и решения проблем, и логические действия и обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
Список технологий формирования УУД
1. Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания, используя специализированные развивающие задания, постановки вопросов, например, таксономию учебных задач Д. Толлингеровой.
2. Учитель отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами
3. Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям.
4. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала.
5. Учитель обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия
6. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку, дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.
7. Учитель оценивает не только сам, но и позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания, в конце выполнения задания, конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет
8. Учитель ставит цели урока и работает с детьми в направлении целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”.
9. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией –пересказу, составлению плана, учит пользоваться разными источниками, используемыми для поиска информации
10. Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления, разных аспектов познавательной деятельности
11. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации –и обучает детей применению обобщенных способов действий.
12. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности
13. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом.
14. Учитель находит способ увлечь детей знаниями.
15. Учитель считает, что ребенку обязательно уметь планировать и прогнозировать свои действия.
16. Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.
17. Учитель всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка –это нормально –главное –уметь учиться на ошибках.
18. Учитель помогает ребенку найти самого себя, выстраивая индивидуальный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
19. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.
20. Учитель учит детей составлять план действий перед тем, как начать что –то делать
21. Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их и на собственном примере убедиться в их важности и значимости
22. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
23. Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания и ценностный ряд.
24. Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельности.
25. Учитель показывает, как распределять роли и обязанности, работая в команде
26. Учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем.
27. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы.
28. Учитель строит урок в деятельностной парадигме, опираясь на структуру формирования умственных действий П. Гальперина
29. Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ
30. Учитель организует работу в парах сменного состава, в рамках учебных станций
31. Учитель дает детям возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных
32. Учитель учит детей планировать свой досуг
33. Учитель организует конструктивную совместную деятельность
Для того, чтобы процесс формирования УУД проходил успешно, необходимо помнить о том, что существуют несколько видов мотивации:
1. Мотивация, лежащая вне учебной деятельности
• «Отрицательная» – это побуждения школьника, вызванное сознанием неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться.
• «Положительная» в двух формах:
1. Определяется социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, близкими)
2. Определяется узколичными мотивами: одобрение окружающих, путь к личному благополучию и т.д.
2. Мотивация, лежащая в самой учебной деятельности
• Связанная непосредственно с целями учения (удовлетворение любознательности, приобретение определенных знаний, расширение кругозора)
• Заложено в самом процессе учебной деятельности, (преодоление препятствий, интеллектуальная активность реализация своих способностей)
Зная тип мотивации, учитель может создавать условия для подкрепления соответствующей положительной мотивации. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1) мотивация является особо важным и специфичным компонентом учебной деятельности;
2) через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
3) через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету и осознаётся его ценностная значимость для личностного развития;
4) через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.