СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление  на педагогическом совете по теме "Особенности оценки метапредметных результатов  учащихся основной школы" 

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД на уроках технологии»

Формирование метапредметных умений и навыков в ходе выполнения исследовательских проектов в процессе обучения технологии



В общеобразовательной школе закладываются основы гуманитарной, естественнонаучной и технологической культуры молодежи, определяющей потенциал страны, который должен обладать достаточно высоким и разносторонним образованием. В документах ЮНЕСКО кратко сформулированы задачи общего образования в XXI веке: (слайд 2)

  • научить учиться (учиться познавать);

  • создавать (практическая направленность обучения);

  • научить жить (культура дома, здоровый образ жизни);

  • научить жить вместе (культура человеческих отношений; уважения к младшим, ровесникам, старшим, людям других национальностей и вероисповедания),

которые нашли отражение в ФГОС второго поколения.

К сожалению, происходит сокращение количества учебных часовна изучение содержания предмета технология (по проекту новых ФГОС 170 часов для образовательного курса).

«Технология» же способствует развитию качеств личности в процессе практической деятельности более эффективно, чем при решении задач на других предметах и помогает успешной социализации учащихся в обществе, так как является практико-ориентированным.

В современном обществе не пропадает интерес к национальной культуре, в частности к ее декоративно-прикладному искусству. В каждой школе есть учащиеся с интересом занимающиеся творчеством: вышивкой, лоскутным шитьем, плетением, ткачеством и т.д.

Удовлетворение интереса учащихся к национальной культуре на уроках технологии возможно с помощью проектной технологии, ведь на выполнение исследовательской и созидательной деятельности отводится не менее 18 часов,а по желанию учителя можно и более.

(слайд 3)

Проектная технология на уроках обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

(слайд 4)

К метапредметным (общеучебным) умениям и навыкам относятся:

1.Учебно-организационные общеучебные умения и навыки обеспечивают планирование, организацию, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности учащимися.


2.Учебно-информационные общеучебные умения и навыки обеспечивают школьнику нахождение, переработку и использование информации для решения учебных задач. К ним относятся:

3. Учебно-интеллектуальные общеучебные умения и навыки обеспечивают четкую структуру содержания процесса постановки и решения учебных задач.

4.Учебно-коммуникативные общеучебные умения и навыки позволяют школьнику организовать сотрудничество со старшими и сверстниками, достигать с ними взаимопонимания, организовывать совместную деятельность с разными людьми.

Сравнение понятий УУД и метапредметных умений позволяет сделать вывод о том, что УУД представляют как один из компонентов метапредметных умений.

Именно овладение обучающимися обобщёнными способами решения учебных задач, познавательными, регулятивными, комуникативными, личностными учебными действиями создаёт основу для формирования и развития метапредметных умений.

(слайд 5)

Под метапредметными результатами школьного образования понимаются такие способы действий, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

(слайд 6)

Исследовательские и проектные действия

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в среднем звене школы является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность.Исследовательская и проектная деятельность школьников должна быть организована таким образом, чтобы подростки смогли реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки должны овладевать нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобрести навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.

  • Организация исследовательских и проектных работ школьников должна обеспечивать сочетание различных видов познавательной деятельности. Вполне очевидно, что значимыми и интересными для подростков представляются новые виды деятельности, которые им еще не знакомы, именно их интересно освоить, даже если впоследствии они не войдут в ряд наиболее ценных и жизненно необходимых.

  • Основная задача исследовательской и проектной деятельности направлена не столько на репродуктивное воспроизведение предметных знаний, сколько на целенаправленное их использование.

  • общественно-значимые цели и задачи исследовательской и проектной деятельности: имеют конкретную практическую ценность, предназначены для общественного использования;

  • проведение проектной и исследовательской деятельности требует от разработчиков высокой компетенции в выбранной сфере, творческой активности, собранности, аккуратности, целеустремленности, высокой мотивации;

(слайд 7)

  • Исследовательские проекты, полностью подчиненные логике исследования и имеющие структуру, приближенную к научному исследованию.
    Исследовательские проекты подразумевают:

  • деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом;

  • наличие этапов, характерных для любой научной работы.
    Основными этапами организации исследовательской деятельности являются следующие:

  1. Определение проблемы исследования.

  2. Формулировка основополагающего вопроса.

  3. Выбор темы проекта.

  4. Выбор творческого названия.

  5. Формулировка проблемных вопросов.

  6. Формулировка тематики исследования.

  7. Разработка дидактических материалов.

  8. Представление результатов проекта.

При использовании проектной методики важным является организационная деятельность, как со стороны учителя, так и учащихся. Начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее реализации. При организации проектной деятельности от учителя требуется направить мысль ребенка в нужном русле самостоятельного поиска, подсказать источники информации, но нельзя предлагать учащимся решение проблемы в готовом виде. Следует обращать внимание на актуальность проблемы, недостаточную освещенность ее, указывать на то, что учитель ждет в лице своих учеников- исследователей, способных найти новое решение.

Для повышения эффективности обучения применяю и метод учебных исследований, направленный на расширение и углубление знаний по предмету. Темы учебных работ перекликаются с содержанием предмета и народным творчеством, историей и культурологией. Например: «Сравнительная характеристика вышивки русского севера и юга»,«Декоративно-прикладное искусство», «Узорное вязание», «Керамические игрушки», «Женскиеголовные уборы», «Символика в русской вышивке». При выполнении исследований по предложенным темам девочки погружаются в мир народного творчества, глубже знакомятся с особенностями ремесел народов нашего края и России, изучают творчество местных мастеров. С результатами проведенных исследований учащиеся выступают на школьных конференциях учебно-исследовательских работ. Считаю, что исследовательская деятельность способствует развитию культуры общения, росту информационной культуры учащихся, проникновению в этнокультуру нашего края и всей России.

(слайд 8)

Многообразие форм учебно-исследовательской деятельности позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них УУД.

При этом необходимо соблюдать ряд условий:

  • проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям учащегося;

  • для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;

  • учащиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;

  • необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);

  • необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта;

  • необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;

  • результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.

Исследовательский проект

Цель

Формирование навыков учебного исследования.

Результат

Не всегда известен с самого начала исследования, выдвигается гипотеза о результатах, которая затем подвергается экспери­ментальной или теоретической проверке.

Структура

Данные проекты полностью подчинены единой логике и имеют структуру, приближенную к структуре научного исследования или полностью совпадающую с ней, а именно:

  • Аргументация актуальности, принятой для исследования те­мы;

  • Выделение проблемы и цели исследования;

  • Формулирование гипотезы исследования;

  • Определение методов исследования, источников информа­ции;

  • Обсуждение, анализ и оформление полученных результатов.

Форма продукта проектной дея­тельности

  • Сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследова­ния;

  • Анализ данных социологического опроса;

  • Публикация в СМИ; Web-сайт;

  • Атлас, карта;

  • Альбом работ с использованием фольклорного

стиля современных модельеров






Возможная форма презентации

  • Демонстрация видеофильма;

  • Защита на ученом совете;

  • Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, со­бытий, эпох, цивилизаций;

  • Научная конференция и пр.

Оценка

Необходимость внешней оценки.

Ценность

Развитие навыков научного исследования учащихся.









На каждом этапе выполнения исследовательских проектов учащиеся овладевают метапредметными умениями и навыками.

(слайд 9-12)

Если сравнить метапредметные умения и навыки 5-х и 6-х классов, то можно отметить, что они с возрастом усложняются: если в 5-м классе учебно-организационные умения и навыки заключались в умении ставить задачи, то в 6-м классе – это умение определять учебную задачу; в 5-м классе - работать с учебником и дополнительной литературой, в 6-м – различать научный, художественный и публицистический тексты.

Таким образом, из этого следует, что сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

(слайд13)

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта или исследования.      

     При оценке успешности учащегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности у учащегося. 

Можно оценивать:

  • степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;

  • степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

  • практическое использование предметных и общешкольных УУД; количество новой информации использованной для выполнения проекта;

  • степень осмысления использованной информации; уровень сложности и степень владения использованными методиками;

  • оригинальность идеи, способ решения проблемы;

  • осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

  • уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

  • владение рефлексией;                                                                    

  • творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

  • социальное и прикладное значение полученных результатов.

 


 В ходе выполнения проектов ребята  получают опыт использования современных технических средств, навыки индивидуальной и коллективной работы, функциональные навыки исследования. Работая в группах или самостоятельно, вырабатывая свою точку зрения на поставленную проблему, обучающиеся активизируют личностную позицию, что положительно влияет на качество образовательного процесса.

(слайд14)

 «Конечный продукт» проектной деятельности учащихся может быть представлен:
Web-сайт;

  • Анализ данных социологического опроса;

  • Бизнес-план;

  • Видеофильм; 

  • Видеоклип;

  • Электронная газета;

  • Электронный журнал;

  • Коллекция;

  • Дизайн - макет;

  • Модель;

  • Мультимедийный продукт;

  • Пакет рекомендаций;

  • Публикация;

  • Рекламный проспект;

  • Серия иллюстраций;

  • Справочник;

  • Словарь;


     Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с учащимися,  необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.    

Во время выполнения всего проекта происходит формирование исследовательских действий (поиск информации, исследование); переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления; работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления, что является формированием познавательных универсальных учебных действий.

Выполнение учебного проекта также способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий, так как в данной деятельности невозможно обойтись без планирования, организации деятельности, самоконтроля и самооценивания.

Использование в учебно-воспитательном процессе метода проектов не только формирует универсальные учебные навыки, но и повышает мотивацию обучающихся, что в свою очередь приводит к повышению качества образования.

(слайд15)

Мои ученицы являются победителями и призерами Муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников

2011-12 уч.г. Наумцева Ирина 8б- победитель

Рощупкина Юлия 8б - призёр

2012-13 уч.г.

Барабаш Александра 7а – победитель

2013-2014 уч.г.

Коляда Диана – 7а- призёр

Наумцева Ирина 10а – призёр


(слайд16)
















МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (5-й класс)

1. Учебно-организационные:

  • ставить учебную задачу;

  • понимать последовательность действий;

  • сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

  • оценивать свою деятельность и деятельность других;

  • правильно оформлять и вести тетрадь.

2. Учебно-информационные:

  • работать с учебником и дополнительной литературой;

  • различать повествование, описание, рассуждение;

  • составлять на основании текста таблицы, схемы, графики;

  • осуществлять наблюдения за объектом в соответствии с алгоритмом;

  • владеть различными видами пересказа.

3. Учебно-логические:

  • выделять главное;

  • составлять простой план;

  • сравнивать факты, явления, события по заданным критериям;

  • давать определение по существенным признакам;

  • высказывать суждения, подтверждать их фактами;

  • обобщать, подытоживать информацию.

4. Учебно-коммуникативные:

  • высказывать суждения;

  • задавать уточняющие вопросы;

  • слушать друг друга;

  • распределять работу при совместной деятельности;

  • участвовать в учебном диалоге;

  • организовывать работу в группе.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (6-й класс)

1. Учебно-организационные:

  • определять учебную задачу;

  • выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;

  • осуществлять самоконтроль учебной деятельности;

  • сотрудничать при решении учебных задач;

  • планировать собственную деятельность.

2. Учебно-информационные:

  • различать научный, художественный и публицистический тексты;

  • создавать тексты различных типов: описание, повествование, рассуждение;

  • составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;

  • осуществлять цитирование;

  • задавать вопросы разного вида;

  • определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;

  • наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях.

3. Учебно-логические:

  • определять понятия по существенным признакам;

  • выявлять свойства объекта;

  • выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;

  • систематизировать информацию;

  • доказывать утверждение, тезис;

  • формулировать вывод.

4. Учебно-коммуникативные:

  • продолжить и развить мысль собеседника;

  • использовать структурирующие фразы;

  • соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

  • вести диалог;

  • кратко формулировать свои мысли.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (7-й класс)

1. Учебно-организационные:

  • определять наиболее рациональную последовательность индивидуальной и коллективной деятельности;

  • оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • вносить необходимые изменения в содержание учебной задачи;

  • организовать деятельность в группах и парах.

2. Учебно-информационные:

  • подбирать и группировать материал по определенной теме;

  • создавать тексты различных типов;

  • владеть различными способами изложения текста;

  • составлять сложный план;

  • комментировать текст;

  • формулировать проблемные вопросы;

  • качественно и количественно описывать объект;

  • формировать программу эксперимента.

3. Учебно-логические:

  • определять объект анализа;

  • выявлять связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

  • классифицировать информацию по различным признакам;

  • различать компоненты доказательства;

  • уметь доказывать и опровергать;

  • самостоятельно вырабатывать алгоритм действий;

  • устанавливать межпредметные связи.

4. Учебно-коммуникативные:

  • владеть приемами риторики;

  • уметь вести дискуссию, диалог;

  • выслушивать и объективно оценивать другого;

  • вырабатывать общее решение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ (8-й класс)

1. Учебно-организационные:

  • ставить цели самообразовательной деятельности;

  • самостоятельно оценивать деятельность посредством сравнения с существующими требованиями;

  • планировать свою деятельность в соответствии с поставленными целями и задачами;

  • вносить изменения в последовательность и содержание учебных задач.

2. Учебно-информационные:

  • владеть навыком аналитического чтения;

  • составлять сложный и тезисный планы;

  • владеть различными видами изложения текста;

  • составлять аннотации;

  • готовить доклады, рефераты;

  • планировать и проводить наблюдения за объектом;

  • составлять программы эксперимента;

  • создавать модели изучаемого объекта.

3. Учебно-логические:

  • определять аспект анализа (точку зрения);

  • соотносить различные компоненты объекта;

  • классифицировать по нескольким признакам;

  • выбирать форму доказательства (прямое, косвенное);

  • опровергать выдвинутый тезис;

  • определять проблему и предлагать способы ее решения.

4. Учебно-коммуникативные:

  • выступать перед аудиторией;

  • придерживаться определенного стиля при выступлении.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!