МБОУ АСОШ №2 г.Аксай
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Лебедева С.Н.
учитель начальных классов
Функции УУД
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать средства и способы их достижения;
- создание условий для гармоничного развития личности со способностью самореализовываться;
- обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.
4 основных блока УУД
осмысление
осознание
принятие жизненных ценностей
Личностные
Виды заданий на уроках с УУД
- личностные:
- Участие в проектах
- Подведение итогов урока
- Творческие задания
- Мысленное воспроизведение ситуации
- Самооценка событий
- Дневники достижений
саморегуляция
контроль
прогнозирование
оценка
планирование
коррекция
Регулятивные
целеполагание
Виды заданий на уроках с УУД
регулятивные:
- Преднамеренные ошибки
- Поиск информации в предложенных источниках
- Взаимоконтроль
- «Найди ошибку»
логические действия
способы решения задач
поиск, отбор,
структурирование
информации
моделирование
Познавательные
Виды заданий на уроках с УУД
познавательные:
- Упорядочивание
- «Цепочки»
- Составление схем-опор
- Работа с разного вида таблицами
- Составление и распознавание диаграмм
- Поиск лишнего
постановка
вопросов
умение выражать
свои мысли
контроль, коррекция, оценка
действий партнера
разрешение
конфликтов
планирование
учебного
сотрудничества
Коммуникативные
умение выражать
свои мысли
Виды заданий на уроках с УУД
коммуникативные:
- Составь задание однокласснику
- Оцени работу товарища
- Работа в группах
- «расскажи …», «объясни…», «прокомментируй…» и другое
Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД
Этапы урока
Формируемые универсальные
1. Мотивация к учебной деятельности.
учебные действия
Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии
Личностные
2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.
Познавательные Коммуникативные
Эмоциональный настрой,
3. Выявление места и причины затруднения.
Регулятивные
Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)
Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Личностные
Регулятивные Коммуникативные
Личностные
Проблемный диалог, технология проблемного обучения
Познавательные
Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность,задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»
Личностные
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Личностные, Познавательные, Регулятивные, Коммуникативные
Проектная деятельность.
Познавательные Регулятивные, Коммуникативные
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Личностные
Групповая, парная работа
Частично поисковая, исследовательская деятельность
8. Включение в систему знаний и повторение.
Регулятивные Личностные, Познавательные
Проведение дидактических игр.
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).
Используются самоконтроль, взаимоконтроль
Познавательные, Коммуникативные
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.
Коммуникативные
Личностные
Групповая, парная работа
Работа с интерактивными тренажёрами.
взаимопомощь, работа по памяткам
Личностные
Самоанализ, самооценка
Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий
Познавательные
Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.
Приемы и задания, используемые для формирования УУД.
Личностные УУД:
1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок
-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! С каким настроением вы начинаете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети поднимают карточку - "настроение" в виде смайлика )
2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок. Например:
Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс, Математика у нас!
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Регулятивные УУД:
Прочитайте тему нашего урока. Начальная форма слов-названий предметов (тема урока записана на доске)
- Вы, конечно, помните, что такое начальная форма слов, называющих предметы? – спросила Анишит Йокоповна. Миша и Маша смущённо молчали.
А вы можете ответить на этот вопрос?
- Знаем ли мы что-то по данной теме?
Знаем :
- есть слова названия предметов;
-они отвечают на вопрос кто? что?
-изменяются по числам, могут быть ед.ч и мн.ч.
Не знаем:
- можно ли слова названия предметов мн. числа поставить в начальную форму;
-все ли слова названия предметов мн.числа являются начальной формой слова.
Сформулируйте цели урока?
Начинайте со слова научимся …
Научимся ставить слова- названия предметов в начальную форму.
Научимся изменять слова названия предметов по числам.
Познавательные УУД:
- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали?
- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)
- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)
- Умение летать будет отличительным признаком птиц?
- Вы что предполагали? А что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является отличительным признаком птиц?)
Спасибо за внимание! )