СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование УУД в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности

Просмотр содержимого документа
«Формирование УУД в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания»

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка»

Искитимского района Новосибирской области













Формирование УУД в рамках ФГОС

на уроках истории и обществознания








Работу выполнила: учитель

истории и обществознания

Забранская Ольга Васильевна











2015год








Формирование УУД в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания





Оглавление


Введение 3

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: 5

Система дидактических принципов 6

Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода: 7

Заключение 13

Использованная литература: 14

Приложение 1. 17




Введение


В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового стандарта в начальной школе не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

Работая над темой «Формирование УУД в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания» поставила своей целью отработку умений организации урока в рамках системно - деятельностного подхода

Передо мной встали задачи:

- изучить деятельностную парадигму образования как важнейшего условия реализации ФГОС;

-изучить типологию уроков при деятельностном подходе к обучению;

- освоить новый тип методической продукции «Технологическая карта».

В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:


- Личностный

- Регулятивный

- Познавательный

- Коммуникативный

Какие УУД можно формировать средствами предметов «история» и «обществознание»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Главная проблема – как сформировать эти умения?

Во-первых, провести отбор содержания материала по темам;

во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения.

В-третьих, должна быть системная организация учебного процесса: подготовка к ГИА должна начинаться не в 9 классе, а как минимум с 5 класса.

Если на уроках истории, обществознания, других гуманитарных предметах ученики до девятого класса не работали с источниками, не составляли планы, характеристики и т. д., то качественно выполнить часть С на экзамене очень трудно.


В основе ФГОС лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса;

- учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов;

- гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности.





Система дидактических принципов.



Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.


Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно-деятельностного подхода:
  1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.

  2. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

  3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.

  4. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.

  5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

  6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

  7. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

  8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:

  • Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

  • Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

Задача учителя – создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории:

  • вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,

  • создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,

  • помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме,

  • совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.

Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего, на формирование информационно-коммуникативной культуры учащихся. Резко возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.

Применяемые интерактивные методы в рамках системно-деятельностного подхода:

  • Дискуссии

  • Дебаты

  • Ролевые игры

  • Различные виды групповых работ

  • Деловые игры

  • Турниры знатоков

Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она сформировалась.

Остановлюсь на формировании познавательных УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.

Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например, при подготовке темы «Греко-персидские войны» в 5 классе, отмечаю следующие виды деятельности школьников:

- рассказ на основе информации учебника, отрывка из литературного источника, карты и схемы;

- умение извлекать информацию из источника;

- описание объекта по схеме

- составление характеристики исторического деятеля.

Следующий шаг – подобрать способы достижения оптимального результата. Готовится раздаточный материал (на данном уроке – это отрывок из «Истории» Геродота о битвах, карта «Греко-Персидские войны», схемы (в презентации). Урок начинается с создания мотивационной основы формирования умений. Ученикам представлен 1-й слайд презентации: портрет Мильтиада, слова: «Там на дне вы найдете достаточно земли и воды. Вопросы, которые возникли у пятиклассников (когда, при каких обстоятельствах были сказаны эти слова, кто кому угрожал и т. д.), решаются с помощью следующих приёмов:

- Работа с картой («Чтение карты»), схемой

- Чтение и обобщение фактов из литературного источника.

Работа может идти как в группах, так и индивидуально.

Информация о битвах (Марафонской, Фермопильской, Саламинской) представляется в виде рассказа.

После чтения литературного источника также рассказ о событии. В конце урока на основе известных фактов, с опорой на памятку «ученики дают характеристику Фемистоклу, Леониду.

Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках использую следующие формы и методы:

- Составление вопросов к тексту, ответы на них

- Комментированное чтение текста

- Составление простого и сложного плана

- Составление сравнительных, хронологических таблиц

- Составление кластера

-Синквейна

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

- Составление логической схемы, цепочки

Главное – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы).

Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно-ориентированные задания. Приведу пример КОЗ на уроке в 5 классе по теме «Рим во главе Италии».

Стимул. «Город в опасности. Кто может его спасти? Воины, жители, животные, супергерой…». Выбираем животных → «Гуси Рим спасли».

Задачная формулировка. Кто, когда и по какому поводу мог сказать эти слова?

Источник информации. Учебник

Инструмент проверки. 1) требования к письменному и устному ответу: речевое оформление, произношение, логичность изложения; 2) модельный ответ.

Бланк проверки.

Использование КОЗ на данном уроке служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.

Проблемную ситуацию можно создать с помощью исторической карты:

Например, в 5 классе по теме «Возвышение Македонии» может быть создана следующая проблемная ситуация:

-Кто пытался безуспешно завоевать Грецию (Персия, но ей это не удалось). Используя карту, охарактеризуйте Персидское царство (Большая территория, включала в себя большое число завоеванных земель)

- Найдите на карте Македонию, что можно сказать об этой стране? (небольшое государство, находящееся на севере Балканского полуострова)

- В 338 году до н. э. Македония смогла подчинить и завоевать всю Грецию.

- Какой возникает вопрос?

-Дети формулируют вопрос: Почему сильной Персии не удалось завоевать Грецию, а маленькой Македонии удалось подчинить греческие города?

Этап первичного применения и закрепления знания чаще всего организую через использование интерактивных методов в обучение, таких как проведение дискуссии, создание игровой ситуации, метод синквейна. Хороший эффект для понимания, усвоения и закрепления нового материала дает использование на уроках видеофрагментов.

На мой взгляд, эффективным способом организации данного этапа и своего рода «изюминкой» урока является прием создания игровой ситуации. Во время игры моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди - участники исторической драмы. Ученики как бы наполняют «безлюдную» историю персонажами, которые они сами и изображают, в играх различного типа. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в ходе изучения нового материала - в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху. Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты.

Например, при изучении темы «Греко-персидские войны» в 5 классе учащимся предлагается проиграть ситуацию выступление Фемистокла на Народном собрание. Учащимся предлагается представить, что они собрались на главной площади Афин. У каждого из них есть белая и черная карточка, с помощью которой они должны будут поддержать кого-то из ораторов. Двое учеников играют роли древнегреческих ораторов: Фемистокл и его противник Леонт. Учитель объясняет сложивщуюся ситуацию: «Для постройки большого флота в афинской казне нет денег. Фемистокл предлогает пустить на строительство флота серебро из Лаврийских государственных рудников. Эти рудники интенсивно начали разрабатывать недавно. Все добываемое серебро постановлением народного собрание должно было быть поделено поровну между всеми гражданами Афин, поэтому Вам жители Афин и надо решить согласиться с Фемистоклом или нет»

Примерная речь учащихся может быть такой:

-Оратор Фемистокл: «Что такое восемь – девять драхм, причитающихся каждому. На эти деньги не разбогатеешь. Зато в своей совокупности на серебро рудников можно построить флот, что станет общим благом для Афин!»


-Оратор Леонт: «Для кого-то 8-9 драхм – ничтожная сумма, но не для бедноты Афин! Любой ремесленник или земледелец будет безмерно рад этим деньгам. На эти деньги можно жить почти месяц. И отнять их это тоже самое, что вырвать кусок хлеба изо рта!»

По окончанию выступления обоих ораторов учащиеся делают свой выбор с помощью карточек.

Уроки обществознания в большей мере дают возможность для формирования УУД. Проектирование, мини-исследование, анализ материалов из СМИ позволяют приобрести главное – способность использовать «теорию» в качестве средства решения реальных жизненных задач.

Ещё одной проблемой может стать оценивание сформированности УУД. Привычные средства оценки, например, тесты, не могут должным образом оценить результаты учебного процесса. Они не пригодны, если требуется не просто проверить знание дат, терминов, фактов, а применить эти знания. Традиционная форма контрольных и проверочных работ, выполняемых учениками, не подходит для оценивания УУД. Поэтому, кроме обычных тестовых заданий ученики в качестве итогового зачёта выполняют такие виды работ, как «Интервью с исторической личностью», презентации картин на исторические темы (с соответствующими комментариями историка, художника и т. д.), рецензия на исторический фильм (в старших классах). Использую также задания игрового характера.

В виду того, что пока в школах отсутствует учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию Программы развития УУД, необходимо в содружестве с учителями предметниками разрабатывать интегрированные задания для диагностики сформированности учебных действий. В 5-6 классах это может быть, например, работа с текстом.

В заключение несколько слов об использовании ИКТ на уроках. Презентации должны стать не просто красивыми картинками или готовыми схемами, таблицами, а средством формирования учебных действий, реализации деятельностного подхода к обучению. Меньше нужно заниматься простой трансляцией знаний, больше внимания уделять формированию комплекса метапредметных умений, а это уже сдвиг в направлении компетентностной модели образования.


Заключение


Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Подводя итог сказанному, нужно отметить, что тема «Современный урок» - широкая и основательная. Поэтому она должна быть основной в наших научных и методических поисках.

Повышение эффективности урока предусматривает решение новых задач: 

- целеполагание с учетом способностей, возможностей и интересов современных школьников;

- конструирование (отбор) содержания образования;

- совершенствование форм и методов обучения;

- психолого-педагогического сопровождение образовательного процесса.




Использованная литература:



  1. Алексашкина Л.Н., Н.И. Ворожейкина История. Планируемые результаты, Система заданий 5-9классы, М.; «Просвещение»2014г. ФГОС

  2. Алексашкина Л.Н. Итоговая проверка по истории в основной школе: общие подходы и вариативность // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 2. С. 15 – 24. ФГОС

  3. Асмолова А.Г., Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя. -4-е изд. –М «Просвещение», 2014г ФГОС

  4. Власова А. Утром – практика, вечером – теория/ Российская газета./ – 2006. № 286. – С.11

  5. А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений – 19-е изд. – М.: Просвещение, 2014 ФГОС

  6. Галеева Н.Л. Завуч и учитель как субъекты управления качеством образовательного процесса. – М.: Педагогический университет “Первое сентября”, 2007.

  7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.

  8. Иванова Е.О., Осмоловская И.М., Теория обучения в информационном обществе. –м. «Просвещение», 2011г ФГОС

  9. Ковалёва Г.С. и др., Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации. Пособие для учителя. 5класс, -М. «Просвещение», 2014г ФГОС

  10. Ковригина Т.В., Технологические карты по учебнику А.А. Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой, Волгоград, «Учитель»,2013г ФГОС

  11. Кочергина Л.Л., Обществознание.6-11классы «Формирование политических и социальных компетенций» Волгоград .; «Учитель»2013г ФГОС

  12. Купавцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании// Педагогика. № 10. – 2005. С. 27-33.

  13. А.А.Леонтьева, Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ М.,2006.

  14. Е.С.Савинов Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. -М.:Просвещение, 2011г

  15. Сметанникова Н.Н., Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для чителя. –М. «БАЛАСС», 2013г. ФГОС

  16. Е.Н.Сорокина , Рабочая программа по обществознанию. 5 класс, -М.:ООО «Вако», 2013г ФГОС

  17. Е.Н.Сорокина .Обществознание. Поурочные разработки.5класс. Москва «ВАКО» 2014г ФГОС

  18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. –М.:Просвещение, 2011г.

  19. Е.В.Чернобай .,Технология урока в современной информационной среде.-М., «Просвещение»,2014г. ФГОС




























Интернет ресурсы:



1.http://festival.1september.ru/articles/612310/ - Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания.

2.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=570.oqF0XjOs8AgggaSvRIpnLDiHJULF6YEphuq8LnQv7

Проектирование уроков на основе системно- деятельностного подхода в образовательном процессе

3.http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=570.CUGcrdooZG7K9NwXUnAsasDooXLAzIqKoTmo5J

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

. . 4.. http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=570.

2pA-VmrxkDl5Is9KIE1KRTVEMboc7PsCNllyr3taxm6qqN_2dvxhkJ7OHcetyxnkxYnZ_yY38k

Критерии эффективности проведения урока при системно – деятельностном подходе

5.. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/06/12/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-uroka-v-ramkakh

Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода

6..http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=570.S0RjgYotMI4pq1YlW4gZPR4WxrCBwuR8ZJlRTxcQXb

Тема: «Современная структура урока в рамках ФГОС».

7.. http://kopilkaurokov.ru/istoriya/presentacii/103885 Системно - деятельностный   подход в обучении истории и  обществознания

8.http://festival.1september.ru/articles/650110/Реализация системно-деятельностного подхода на уроках различной целевой направленности

9. Критерии эффективности проведения урока при системно – деятельностном подходе. / http://roo-nbur.narod.ru/fgos3.doc

10. Системно - деятельностный   подход в обучении истории и  обществознания http://kopilkaurokov.ru/istoriya/presentacii/103885

11.Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания. /http://festival.1september.ru/articles/612310/ -

12.Современная структура урока истории и обществознания в рамках ФГОС. / http://iktyrok.ru/retsept-blyuda-sovremenny-urok-v-ramkah-fgos/

13. Щетинина Н.А. Совершенствование предметно-методологической компетенции учителя. - http://festival.1september.ru/articles/537987/

14.Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода. / http://elenamedvedeva.jimdo.com/фгос/организация-урока/

15.Проектирование уроков на основе системно- деятельностного подхода в образовательном процессе. / http://bigslide.ru/pedagogika/17621-sistemnodeyatelnostniy-podhod-v-obrazovatelnom-pro.html


Приложение 1.


Геродот так писал об этой битве:

Геродот. История, VI

112. Окончив боевое построение после того, как выпали счастливые предзнаменования, афиняне быстрым шагом по данному сигналу устре­мились на варваров. Расстояние же между обоими противниками было не меньше 8 стадий. При виде подходящих быстрым шагом врагов персы приготовились отразить атаку. Поведение афинян показалось персам, ка­залось безумным и даже роковым, так как врагов было немного и притом они устремились на персов бегом без прикрытия конницы и лучников.

Так думали варвары. Афиняне бросились на врагов сомкнутыми рядам врукопашную и бились мужественно. Ведь они первыми из всех эллинов* насколько мне известно, напали на врагов и не устрашились вида мидийского одеяния и воинов, одетых по-мидийски. До сих пор даже ведь одно имя мидян приводило в страх эллинов.

« Когда персы увидели, что афиняне нападают на них бегом, они приготовились, чтобы дать им отпор. Персам казалось, что на афинян напало какое-то гибельное безумие, ведь они осмелились устремиться на противника, несмотря на то, что их было очень мало и они не имели ни конницы, ни лучников. Так думали варвары. Тем временем афиняне всем войском вступили в рукопашный бой с варварами и сражались доблестно. Афиняне были первыми из эллинов. Атаковавшими противника бегом, афиняне были также первыми, кто не дрогнул при виде воинов, одетых по персидски. До того времени уже одно имя персов наводило ужас на эллинов».


Приложение 2.


Алгоритм

«Как составить рассказ об исторической личности»

1. Определите время жизни, даты рождения и смерти, годы правления, самые значительные свершения и пр.

2. Обратите внимание на внешний облик.

3. Определите особенности характера.

4. Определите, чем знаменит в истории.

5. Дайте оценку деятельности исторической личности. Обоснуйте свою позицию.

6. Используйте дополнительную литературу и интернет-ресурсы.


Дополнительная информация.


К VII в. до н. э. пешие воины — гоплиты являлись отборными войсками любой армии. Гоплиты носили одинаковую одежду и имели одно и тоже воо­ружение, в то время как большая часть армии не имела специальной формы.

Чтобы защитить тело, гоплит прикрывал грудь и спину пластинами, которые назывались панцирем. Вначале панцирь состоял из двух бронзовых пластин соединенных по бокам кожаными ремнями.

Позднее гоплиты носили более гибкие панцири, сделанные из кожи и бронзы. Для защиты нижней части ног у них были бронзовые наколенники, которые назывались поножами. Гоплиты имели кожаные и бронзовые щиты и вида оружия: длинное копье (в рост очень высокого человека), которое было их главным оружием, и короткий железный меч.

Шлемы делали из бронзы, их гребень часто украшали конским волосом. С теЧением времени форма шлемов менялась.

В давние времена воины сходились в битве один на один, в отличие от них, гоплиты сражались организованным строем, который назывался фалангой. Такое построение требовало жесткой дисциплины, упорных тренировок и прекрасной координации.

фаланга - это длинный строй воинов, состоявший обычно из восьми ше­ренг. Место убитого или раненого занимал тот, кто стоял позади него. Каж­дый воин был защищен частью своим щитом, а частью щитом воина, стоявшего справа. Крайний справа оставался частично незащищенным, поэ­тому правое крыло фаланги было наиболее уязвимым местом. В сражении полководец пытался атаковать врага именно с этой, более слабой стороны.

Атакуя, фаланга устремлялась вперед, и объединенный вес людей и щитов обрушивался на врага. Две противоборствующие фаланги до тех пор теснили друг друга, пока одна из них не отступала.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!