Формирование здоровьесберегающей среды в системе школьного образования
Несомненно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс.
На сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы, этому способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни, обучения и воспитания. И, несомненно, актуальным становится задача обеспечения школьного образования без потерь для здоровья учащихся.
Современное традиционное состояние школьного образования можно охарактеризовать, по меньшей мере, следующими тенденциями:
- снижением активности школьников в учебной деятельности,
- замедлением их психического и физического развития,
- ухудшением здоровья детей.
К сожалению, ухудшение здоровья детей происходит в процессе обучения, именно в школе происходит главный срыв детского здоровья.
Одна из важнейших задач нашей школы – сохранить здоровье детей.
Я назову несколько признаков индивидуального здоровья:
Специфическая и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов.
Показатели роста и развития.
Текущее функциональное состояние и потенциал (возможности) организма и личности.
Наличие или отсутствие какого-либо заболевания или дефекта развития.
Уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.
В связи с этим индивидуальное здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных ее компонентов:
Соматический компонент - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Это потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.
Физический компонент - уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфо-физиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационныйе реакции.
Психический компонент- состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
Нравственный компонент- комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Подобное выделение компонентов здоровья до некоторой степени условно, однако позволяет, с одной стороны, показать многомерность взаимовлияний разных проявлений функционирований разных проявлений функционирований индивидуума, с другой - более полно охарактеризовать различные стороны жизнедеятельности человека, направленные на организацию индивидуального стиля жизни.
Педагогический коллектив школы работает над решением единой проблемы:
«Формирования здоровьесберегающей среды, как средства повышения, укрепления здоровья и развития творческого потенциала учащихся».
Задачами построения здоровьесберегающего образовательного пространства в школе являются создание условий для полноценного формирования свободной, физически здоровой личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на нравственные ценности, способной к саморегуляции и самоконтролю.
Важнейшая задача школы – помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и о своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым.
Основные направления работы школы в рамках формирования здоровьесберегающей среды:
1 направление - диагностика здоровья и физического развития школьников.
На протяжении обучения учителями ФК ведутся диагностические карты учащихся, в которых отмечается уровень физического развития ученика на протяжении обучения в школе и группы здоровья.
2 направление – овладение педагогами и учащимися здоровьесберегающими образовательными технологиями.
Самообразование учителей, работа в рамках ШМО, РМО, курсы повышения квалификации.
3 направление - изменение двигательного режима учащихся.
Привлечение школьников к активным занятиям физической культуррй, как в школе, так и во внеурочное время.
4 направление - физкультурно – оздоровительная работа.
Привлечение волонтеров к проведению, УГГ, физкультминуток, подвижных перемен, проведению спортивных праздников.
5. организация образовательного процесса в школе.
Питьевой режим, режим питания, проветривания, влажной уборки, расписание занятий, составленное в соответствии с САнПИН.
6. организация работы психологической службы.
Беседы, тренинги, игры, тестирования, направленные на выявление и корректировку проблем психологической сферы.
7 .организация работы службы питания
Разнообразное меню, витаминизированный стол.
8.организация работы социально – педагогический службы. Взаимодействие с семьей школьника.
Заботясь об укреплении здоровья, учитываются медико-гигиенические учебно-информационные кадровые, экономические и многие другие аспекты, все это позволяет решать проблемы сохранения и укрепления здоровья, педагогов и учащихся нашей школы.