МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КЛИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
__________________________________________________________
141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18 8 (496)249-00-55; 8(496)247-68-02
Выступление на ШМО учителей трудового обучения
«Формирование жизненных компетентностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения».
учитель: Климова Елена Борисовна
02.11.2017
Формирование жизненных компетентностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках трудового обучения.
Цель трудового обучения для детей с ОВЗ - формирование общетрудовых умений и навыков для успешной социализации обучающихся в обществе.
Задачи трудового обучения:
- Осваивать технологические знания.
- Формировать систему производственных операционных навыков.
- Развивать творческие, коммуникативные возможности, самостоятельность.
- Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.
- Научить использовать полученные знания и умения для выполнения трудовой деятельности в быту.
Социализирующие задачи:
• профильная подготовка по профессии;
• развитие психических функций учащегося;
• формирование начальных общетрудовых навыков (подготовка и организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности, формирование основных трудовых приемов работы с инструментами, с орудиями труда);
• воспитание заинтересованного отношения к любому виду трудовой деятельности;
• формирование навыков самоконтроля;
• знакомство с условиями труда на предприятии, бригадным методом организации труда на производстве, возможностями трудоустройства.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.
Наиболее благоприятные условия формирования жизненной компетентности у обучающихся имеют уроки профессионально-трудового обучения. И не случайно, ведь для наших детей труд - это условие успеха.
Предмет «Подготовка младшего обсуживающего персонала» ставит задачу - ознакомить обучающихся предусматривает подготовку учащихся к выполнению обязанностей уборщиков служебных и производственных помещений, пищеблоков, мойщиков посуды, дворников, рабочих прачечной, санитаров в больницах и поликлиниках. Она предназначена для обучения тех учащихся, кто в силу глубины и особенностей структуры своих дефектов не может заниматься производительным трудом, овладеть профессией столяра, слесаря, швеи и подобной по уровню сложности.
Задачу по формированию жизненной компетентности у обучающихся я бы разделила на следующие составляющие:
Формирование прочных профессионально-трудовых умений и навыков.
Развитие мышления, способности к пространственному анализу.
Формирование эстетических представлений и вкуса.
Воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и умений.
Формирование практических умений в подборе необходимого для данной работы инвентарь; соответствующего чистящего и моющего средства по инструкции на упаковке; в подготовке тряпки для протирки пыли и мытья пола; технологически правильно обрабатывать полы и т.д;
Формирование у обучающихся ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по её сохранению и улучшению.
Развитие интереса обучающихся к профессиям, связанным с уборкой помещений, территорий, с озеленением.
Социально-трудовую компетенцию обучающихся составляют:
умение планировать свою деятельность
умение самостоятельно (под руководством учителя) выполнять работу для достижения определенного результата
умение соблюдать трудовую дисциплину и правила безопасной работы
умение владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений
владение различными способами контроля и оценки деятельности.
На процесс становления и формирования жизненных компетенций оказывает влияние особенности развития диалогической речи. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Развитию устной монологической речи обучающихся в процессе труда помогают операции с наглядно воспринимаемым материалом, при этом сам процесс деятельности характеризуется тем, что в нём участвуют различные анализаторы. Это повышает активность мыслительных процессов, обеспечивает правильное сочетание слова конкретного образа и практических действий. Для решения задачи коррекции и развития связной речи на уроках «Подготовка младшего обсуживающего персонала» была разработана и применяется система упражнений:
Работу над словом и предложением я объединила в одну группу и включила задания, направленные на формирование конкретного речевого умения - строить предложения. Для раскрытия значения слова я использую разные приемы:
показ соответствующего предмета;
составление с данными словами предложений, словосочетаний;
составление небольших рассказов с использованием данных слов.
Чтобы научить ребенка составлять разнообразные предложения, использую следующие приемы:
графическое изображение речи (схемы);
составление предложений по вопросам;
восстановление деформированных предложений;
составление предложений по опорным словам;
распространение предложений.
Для развития устной монологической использую следующие виды упражнений:
Описание наблюдаемого объекта. Например, в 5 классе, по теме «Уход за комнатными растениями» учитель молча показывает на корни, стебель, листья растения, а обучающийся даёт описание натурального растения и т.п., то есть, наблюдаемого объекта.
Работа с серией сюжетных картинок. Рекомендуются следующие виды заданий:
восстановить последовательность картинок по памяти;
отобрать среди других те картинки, которые имеют
отношение к рассказу на определенную тему;
расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;
найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;
«распутать» два события. Предлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий (например, три картинки серии «Весенние работы в цветнике» и три картинки серии «Осенние работы в цветнике»);
Составление рассказа по опорным словам.
Описание планируемой или проведенной практической работы, экскурсии:
предложить рассказать о том, как они будут выполнять задание, спланировать ход его выполнения, назвать, каким инвентарем (инструментами) они будут пользоваться, каков будет конечный результат;
воспроизвести последовательность выполнения работы и содержание операций.
речь обучающегося в процессе выполнения им трудового задания;
по окончании практической работы предлагается составить отчет о выполненном задании;
по окончании экскурсии учитель, проводит обобщающую беседу, а затем предлагается рассказать об увиденном (нарисовать устную картину…).
Чтобы обучающиеся выполнили работу, мне как учителю необходимо сделать:
Дать определенную сумму знаний.
Идти от простого к сложному.
Создать атмосферу увлеченности.
Стремиться к созданию ситуационного успеха.
Терпеливо вырабатывать аккуратность, учить видеть красоту.
Готовить не ремесленника, а современного работника, знающего свое дело.
Проводить определенную профориентационную работу. Знакомить с профессиями.
Активная роль должна проявляться в следующих аспектах: выборе собственного профессионального маршрута, участии в овладении соответствующими профессионально-трудовыми знаниями, навыками, а главное – умениями решать различные профессионально-трудовые задания.
Формирование у обучающихся ценностно-смысловой компетенции позволит обеспечить не только улучшение качества их жизни, но и развитие способности к самостоятельному принятию решений, самоорганизации и регуляции собственного поведения, что будет способствовать успешному включению в социум. Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами обучающегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.
Обучающиеся учатся бережно относиться к воде, не бросать мусор на газоны, не рвать первоцветы, ценить труд уборщиц, дворников, озеленителей.
Формирование компетентностей обучающихся обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Но независимо от технологий, которые использую как учитель, я следую нижеприведенным правилам:
Главным есть не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Помогайте обучающимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
Приучайте обучающихся думать и действовать самостоятельно.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт обучающихся, их интересы, учите так, чтобы они понимали, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте обучающимся, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Эти правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Мы живём в мире инновационных технологий, и моя задача – сделать так, чтобы обучающиеся, выйдя из стен школы, смогли применить знания, которые получили в школе, на практике, в настоящей жизни.
Список литературы:
Ковалева С.А. Методика обучения сельскохозяйственному труду. – М.: Просвещение, 1986.
Мирский С.Л. Методика профессионального трудового обучения во вспомогательной школе. – М. Просвещение, 1988.
Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М.: Просвещение, 1992.
Щербакова А.М., Москоленко Н.В. Формирование социальной компетентности воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов VIII вида // Дефектология. – 2001. - № 3. С.82.
Шипицина Л.М. Уроки общения для детей с нарушением интеллекта. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2006. –302 с.