СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование жизненных компетенций для создания успешности обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Ещё 100 лет назад один из первых деятелей отечественной дефектологии В.П. Кащенко называл проблему «исключительных» детей больным местом современной школы и с грустью замечал, что эта проблема вряд ли будет снята с повестки дня и в отдалённом будущем. Его опасения, к сожалению, сбываются: в наше нестабильное время социально-политических изменений эта проблема по-прежнему является одной из самых актуальных. Диапазон обучающихся с ОВЗ чрезвычайно велик.

Просмотр содержимого документа
««Формирование жизненных компетенций для создания успешности обучающихся»»

Доклад

«Формирование жизненных компетенций для создания

успешности обучающихся»

Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Ещё 100 лет назад один из первых деятелей отечественной дефектологии В.П. Кащенко называл проблему «исключительных» детей больным местом современной школы и с грустью замечал, что эта проблема вряд ли будет снята с повестки дня и в отдалённом будущем. Его опасения, к сожалению, сбываются: в наше нестабильное время социально-политических изменений эта проблема по-прежнему является одной из самых актуальных. Диапазон обучающихся с ОВЗ чрезвычайно велик.

Дети с нарушением интеллекта с ранних лет отстают в развитии от своих нормально развивающихся сверстников. У детей не сформированы или недостаточно развиты высшие психические функции, поэтому особенности психофизического развития данных учащихся существенно затрудняют процесс обучения.

В действующих документах, раскрывающих специфику коррекционно-педагогического процесса, как в специальных учреждениях, так и в школах общего типа, отмечается необходимость целенаправленного формирования у учащихся с нарушениями в развитии жизненных компетенций.

В настоящее время подготовлен проект федеральных государственных стандартов специального образования. Здесь представлены два взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: во-первых «академический» и, во-вторых, «жизненных компетенций». Это свидетельствует о том, что все без исключения дети с ОВЗ должны получить возможность не только усвоить материал по общеобразовательным дисциплинам, но и в первую очередь, жизнедеятельности.

Таким образом, учитывая содержание действующих документов, отражающих государственную политику в сфере образования, пути модернизации системы специальной помощи ребёнку с нарушениями в развитии, мы можем заключить, что формирование жизненных компетенций у детей с ОВЗ – это не только приоритетное, но и обязательное направление работы любого образовательного учреждения. Отметим, что компетенция – это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовать на практике свои способности, умения, навыки. Важным компонентом жизненных компетенций является опыт интеграции в целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приёмов решения задач.

Постановка вопроса о формировании у школьников жизненных компетенций не случайна. Такая необходимость обусловлена тем, что дети с ОВЗ значительно затрудняются или не в состоянии самостоятельно освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Как показывает практика, многие выпускники коррекционных школ оказываются беспомощны в самостоятельном жизнеустройстве. Отмечается недостаточный уровень подготовленности к самостоятельному труду. Возникают проблемы в связи с неумением распределить бюджет, спланировать накопления, рационально вести хозяйство. Имеют место трудности в установлении контакта с членами коллектива, отстранённость от участия в общественной жизни предприятия.

Как правило, это обусловлено тем, что дети с ОВЗ:

- имеют специфические потребности в общении из-за своих эмоционально-поведенческих особенностей;

- не всегда могут самостоятельно продумывать и анализировать бытовые, в том числе социальной и познавательной сферы, принять нужное решение;

- затрудняются объективно оценивать действия, поступки, а также применять полученные теоретические знания на практике;

- имеют преимущественно низкий уровень мотивационной и познавательной сферы, неструктурированное восприятие социального мира. Неадекватную самооценку.

Эти проблемы невозможно решить вне целенаправленного формирования у школьников с ОВЗ жизненных компетенций.

Авторы стратегии модернизации содержания образования приводят следующие базовые жизненные компетентности, которыми должен овладеть современный школьник:

- компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний различных источников информации, в том числе внешкольных;

- компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

- компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (умение активно оценивать собственные возможности в сфере трудовой деятельности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений);

- компетентность в бытовой сфере (она включает аспекты собственного здоровья, семейного быта, взаимодействия с ближайшим социальным окружением);

- компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включает выбор путей и способов использования свободного времени, культурного и духовного обогащающих личность)

В современном образовании нередко также говорят о социальных и персональных компетенциях.

При этом социальные компетенции рассматриваются как готовность и способность человека жить в социальном взаимодействии: изменяться и адаптироваться; вырабатывать способность к рациональному общению, к достижению согласия с окружающими людьми.

В свою очередь, персональные компетенции – это готовность и способность личности выявлять и осмысливать шансы своего развития; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы. Персональные компетенции охватывают такие личностные качества, как самостоятельность, самоуважение, надёжность, осознанная ответственность, чувство долга и др.

Существует 5 направлений коррекционной работы в сфере развития жизненных компетенций для всех категорий детей с ОВЗ

  1. Развитие представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении:

*здесь мы должны развивать умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, в физической нагрузке, в приёме медицинских препаратов;

* умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных ситуациях – очки, слуховой аппарат, кресло и т.д.

* умение адекватно описать возникшую проблему со здоровьем или в учебном процессе и обратиться за помощью (мне нельзя сладкое, меня мутит, я не слышу, мне не видно и т.д.)

2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни – в данном направлении формируются следующие компетенции

* овладение навыками самообслуживания

* умение принимать посильное участие в повседневных домашних делах (покупка продуктов, приготовление еды, стирка, глажка, чистка и ремонт одежды и т.д.)

* умение пользоваться окружающими в быту вещами и предметами

* умение ориентироваться в пространстве школы (расписание, кабинеты, места общего пользования)

* умение включаться в разнообразные школьные дела, принимать в них посильное участие

3. Овладение навыками коммуникации – здесь нужно обратить внимание на такие компетенции, как:

*умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию (вербальную и невербальную), как средство достижения цели – это умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор и т.д.)

* умение культурно выразить свои чувства: корректно отказать или показать недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

4. Дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации – в этом направлении необходимо работать над развитием следующих компетенций

* умение адекватно вести себя в быту с точки зрения безопасности для себя и для окружающих

* умение осваивать места за пределами дома, школы; накапливать и упорядочивать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира

* умение устанавливать связь между природным порядком и укладом собственной жизни в семье и в школе, поведением и действиями в быту сообразно пониманию этой связи (вымыть грязные сапоги после дождя, руки после прогулки и т.д.)

*умение устанавливать связь общественного порядка и уклада собственной жизни (посещение магазинов ограничено часами их работы, посещение театра требует определённого вида одежды и т.д.)

* умение передать свои впечатления, делиться своими воспоминаниями, перенимать жизненный опыт других людей, используя вербальные и невербальные возможности.

5. Дифференциация и осмысление своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей – на данном этапе требуется работать над такими умениями как:

*умение вести себя в разных социальных ситуациях с людьми разного социального статуса (близкие в семье, учителя – воспитатели –ученики в школе, незнакомые люди в транспорте, магазине, кино и т.д.)

* умение проявлять инициативу, корректно устанавливать ,ограничивать контакт (не быть назойливым, быть благодарным)


Формированию у школьников с ОВЗ жизненных компетенций требует взаимодействия всего педагогического коллектива, привлечение внимание массовой информации, общественности в целом к проблемам и нуждам школьников. Принципиально важным является установление сотруднических отношений с родителями как социальными заказчиками на образовательные услуги.

Также важно отметить, что овладевая жизненными компетенциями, учащиеся с ОВЗ имеет значительно больше шансов на успешное включение в общество, на адаптацию к интенсивно меняющимся социальным условиям, на максимальную доступную для него самореализацию.