СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирования функциональной грамотности в начальной школе »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Формирования функциональной грамотности в начальной школе »»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи» И.Г.Песталоцци «Ф ормирования функциональной грамотности в начальной школе » Составитель учитель начальных классов МАОУ «Молчановская СОШ №1» Лайком М.Б. 2024г.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

Они будут открывать это новое сами.

Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»

И.Г.Песталоцци

«Ф ормирования функциональной грамотности в начальной школе »

Составитель

учитель начальных классов

МАОУ «Молчановская СОШ №1»

Лайком М.Б.

2024г.

Называется она «Чайная церемония».

«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», - сказал учитель и

дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости

чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел

в парк и сидел там весь день.

Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.

Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.

- «Белый журавль моет голову» - это значит, прополощи чайник кипятком, - с гордостью сказал первый ученик.

- «Бодхисаттва входит во дворец, - это значит, положи чай в чайник,» - добавил второй.

- «Струя греет чайник, - это значит, кипящей водой залей чайник,» - подхватил третий.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал.

Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

- Твой рассказ был лучшим, - похвалил учитель последнего ученика. - Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило:

«Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».

- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, - заметил кто-то.

- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, - ответил учитель.

 Исходя из вывода мудрого учителя, что является самым главным в обучении детей? Мы должны учить детей умению применять знания в жизни, это самое главное!  Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле. Говоря современным языком, умения применять знания в жизни – это функциональная грамотность.   «Для жизни, а не для школы мы учимся»   Ян Аммос Каменский

Исходя из вывода мудрого учителя, что является самым главным в обучении детей? Мы должны учить детей умению применять знания в жизни, это самое главное!

Притча «Чайная церемония» - о знаниях и применении их на деле. Говоря современным языком, умения применять знания в жизни – это функциональная грамотность.

  «Для жизни, а не для школы мы учимся»

Ян Аммос Каменский

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.  А.А. Леонтьев.

Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

А.А. Леонтьев.

 Функциональная грамотность младшего школьника –это:  способность ребенка вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.  Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию.

Функциональная грамотность младшего школьника –это: способность ребенка вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности - письму и чтению, говорению и слушанию.

Педагогические технологии •  проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний; •  технология формирования типа правильной читательской деятельности; •  технология проектной деятельности; •  обучение на основе «учебных ситуаций»; •  уровневая дифференциация обучения Информационные и коммуникационные технологии: •  технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Педагогические технологии

• проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний;

• технология формирования типа правильной читательской деятельности;

• технология проектной деятельности;

• обучение на основе «учебных ситуаций»;

• уровневая дифференциация обучения

Информационные и коммуникационные технологии:

• технология оценивания учебных достижений учащихся и др.

Сущность функциональной грамотности

Сущность функциональной грамотности

Сущность функциональной грамотности Для ученика младших классов

Сущность функциональной грамотности

Для ученика младших классов

Приёмы -Технология проектной деятельности. -Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом. -Уровневая дифференциация обучения -Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедиа, библиотека)

Приёмы

-Технология проектной деятельности.

-Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации: работа над деформированным текстом.

-Уровневая дифференциация обучения

-Информационные и коммуникативные технологии ( Интернет, средства мультимедиа, библиотека)

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности Групповая форма работы; Игровая форма работы; Творческие задания; Тестовые задания; Практическая работа; Ролевые и деловые игры; Исследовательская деятельность.

Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности

  • Групповая форма работы;
  • Игровая форма работы;
  • Творческие задания;
  • Тестовые задания;
  • Практическая работа;
  • Ролевые и деловые игры;
  • Исследовательская деятельность.
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Базовый навык функциональной грамотности:  “ Русский язык” “ Литературное чтение”

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Базовый навык функциональной грамотности:

Русский язык”

Литературное чтение”

 «Математическая грамотность» – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира. Базовый навык функциональной грамотности:  “ Математика”       «Компьютерная и информационная грамотность» –   это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников.

«Математическая грамотность» – это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Базовый навык функциональной грамотности:

Математика” 

«Компьютерная и информационная грамотность»  это навык использования цифровых инструментов в формировании функциональной грамотности школьников.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественно научно грамотный человек стремится научно объяснять явления; понимать основные особенности  естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов. В начальной школе учебный предмет : «Окружающий мир»  Финансовая грамотность. В курсе математики начальной школы происходит знакомство с денежными знаками, ценой и стоимостью товаров.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественно научно грамотный человек стремится

  • научно объяснять явления;
  • понимать основные особенности  естественнонаучного исследования;
  • интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

В начальной школе учебный предмет : «Окружающий мир»

Финансовая грамотность.

В курсе математики начальной школы происходит знакомство с денежными знаками, ценой и стоимостью товаров.

 Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение: инновационных и/или эффективных решений;  нового знания; эффектного выражения воображения.

Креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение:

  • инновационных и/или эффективных решений;
  • нового знания;
  • эффектного выражения воображения.
Приемы ,создающие эмоциональное отношение к изучаемому материалу. Музыка,  фрагмент фильма Погружение в тему, сказку Эпиграф, стихотворение

Приемы ,создающие эмоциональное отношение

к изучаемому материалу.

Музыка,

фрагмент

фильма

Погружение

в тему,

сказку

Эпиграф,

стихотворение

Прием «Отсроченная отгадка»  Изучая тему «Словообразование», читается стихотворение: Чудак-математик в Германии жил. Он булку и масло случайно сложил. Затем результат положил себе в рот. Вот так человек изобрёл бутерброд. Приём

Прием «Отсроченная отгадка»

Изучая тему «Словообразование», читается стихотворение:

Чудак-математик в Германии жил.

Он булку и масло случайно сложил.

Затем результат положил себе в рот.

Вот так человек изобрёл бутерброд.

Приём "Шаг за шагом"

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. Из изученного ранее материала. Например, по теме: «Природные зоны», « Глагол», «Табличное умножение на 8», « Морфемы» и т.д.

Приемы мотивации и постановки темы урока. Удивляй! и Яркое пятно Урок Расшифруй слово, без темы сказку, название темы   Я возьму тебя с собой  Ребусы и кроссворды

Приемы мотивации и постановки темы урока.

Удивляй! и

Яркое пятно

Урок

Расшифруй слово,

без темы

сказку, название темы

Я возьму тебя

с собой

Ребусы и

кроссворды

 «Урок без темы»    Этот прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не перегружая их непонятными терминами. Тема: Тема:

«Урок без темы»

Этот прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой темы, не перегружая их непонятными терминами.

Тема:

Тема:

Ответ: Малыш и Карлсон Расшифруй название произведения:  из каждой строчки возьми только те буквы, которые не повторяются в этой строке У С Д М А К И И Р Н Е Я В А Д Л Е В Н Я И И А И Ы А О Р С Р Л У Д С О Ш О Д Н

Ответ: Малыш и Карлсон

Расшифруй название произведения: из каждой строчки возьми только те буквы, которые не повторяются в этой строке

У

С

Д

М

А

К

И

И

Р

Н

Е

Я

В

А

Д

Л

Е

В

Н

Я

И

И

А

И

Ы

А

О

Р

С

Р

Л

У

Д

С

О

Ш

О

Д

Н

 Ребусы

Ребусы

Приемы изучения нового и закрепления материала Кластер Ассоциации   Хорошо - плохо

Приемы изучения нового и

закрепления материала

Кластер

Ассоциации

Хорошо - плохо

 «Кластер»   Ср.р. М.р.    Ж.р. предмет И.п. Ед.ч. Р.п. Имя существительное Д.п. Падежи Мн.ч. В.п. Т.п. Кто? Что? П.п. неодушевленное одушевленное

«Кластер»

Ср.р.

М.р.

Ж.р.

предмет

И.п.

Ед.ч.

Р.п.

Имя существительное

Д.п.

Падежи

Мн.ч.

В.п.

Т.п.

Кто?

Что?

П.п.

неодушевленное

одушевленное

Приём «Ассоциации» Цветы - лето Снег – зима  Малыши – дети Береза - белая Ученик – учение. Яблоки-плоды.

Приём «Ассоциации»

  • Цветы - лето
  • Снег – зима
  • Малыши – дети
  • Береза - белая
  • Ученик – учение.
  • Яблоки-плоды.
 Приемы активизации мыслительной деятельности . Ложная альтернатива Да -нет Добавь следующее Мои аргументы Поиск информации

Приемы активизации мыслительной деятельности .

Ложная

альтернатива

Да -нет

Добавь следующее

Мои аргументы

Поиск

информации

Ложная альтернатива Кто быстрее летает- собака или мышь? Что растет на осине – шишки или орехи? Какие звери живут в Австралии - мамонты или белые медведи? Слово «часы

Ложная альтернатива

  • Кто быстрее летает- собака или мышь?
  • Что растет на осине – шишки или орехи?
  • Какие звери живут в Австралии - мамонты или белые медведи?
  • Слово «часы" - пишется как «чисы" или «чесы"?
  • Столица России – Рязань или Лондон?
  • Сколько будет 8 + 4? 11 или 13 ?
  • Что растет на березе - яблоки или груши?
  • Кто быстрее плавает - котенок или цыпленок?

Приём «Да - нет». « Планеты Солнечной системы». Попробуйте догадаться, какую планету я загадала, задавайте свои вопросы: •  Это планета земной группы? (нет) •  Эта планета – гигант? (да) •  Эта планета имеет кольцо? (нет) •  Это самая большая планета? (да)

Приём «Да - нет».

« Планеты Солнечной системы». Попробуйте догадаться, какую планету я загадала, задавайте свои вопросы:

Это планета земной группы? (нет)

Эта планета – гигант? (да)

Эта планета имеет кольцо? (нет)

Это самая большая планета? (да)

Добавь следующее Ученик называет термин, понятие, ключевое слово из определения, передает эстафету следующему. Принявший эстафету повторяет то, что произнес предыдущий выступающий, добавляет свое и передает следующему участнику. Например, дети придумывают слова на тему «Учебные вещи» 1.Учебник. 2.Учебник, указка. 3. 2.Учебник, указка, тетрадь и т.д. Первое время детям под силу назвать по порядку только несколько слов, в конце года – в 2 раза больше слов.

Добавь следующее

Ученик называет термин, понятие, ключевое слово из определения, передает эстафету следующему. Принявший эстафету повторяет то, что произнес предыдущий выступающий, добавляет свое и передает следующему участнику. Например, дети придумывают слова на тему «Учебные вещи» 1.Учебник. 2.Учебник, указка. 3. 2.Учебник, указка, тетрадь и т.д. Первое время детям под силу назвать по порядку только несколько слов, в конце года – в 2 раза больше слов.

Мои аргументы  Приём этот для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и направлен на развитие внимания и логики. Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное задание. Отрывок рассказа А.Куприна «Барбос и Жулька». Задание: - Основной чертой Жульки была её природная деликатность. -Приведи свои аргументы в подтверждение данного утверждения (подчеркнуть)

Мои аргументы

Приём этот для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и направлен на развитие внимания и логики. Ребёнок обязан внимательно прочитать текст, чтобы выполнить предложенное задание.

Отрывок рассказа А.Куприна «Барбос и Жулька».

Задание:

- Основной чертой Жульки была её природная деликатность.

-Приведи свои аргументы в подтверждение данного утверждения (подчеркнуть)

Приёмы актуализации знаний. Фишбоун Игра Живые буквы

Приёмы актуализации знаний.

Фишбоун

Игра

Живые буквы

Фишбоун

Фишбоун

Игра  1.Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Например, игра «Кафе». Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов.  2. Нестандартные задачи. Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, отметь на плане цифрами шесть объектов. 1. Терминал. 2. Магазин «Продукты». 3. Аптека. 4. Магазин «Зоотовары». 5. Магазин «Спорттовары». 6. Магазин «Всё для рукоделия».

Игра

1.Решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.). Например, игра «Кафе». Учащиеся объединяются в группы покупателей, работников кафе и экспертов.

2. Нестандартные задачи. Рассмотри план торгового центра. Пользуясь описанием, отметь на плане цифрами шесть объектов.

1. Терминал.

2. Магазин «Продукты».

3. Аптека.

4. Магазин «Зоотовары».

5. Магазин «Спорттовары».

6. Магазин «Всё для рукоделия».

Приемы закрепления изученного материала и рефлексии Путаница Собери рюкзачок Синквейн

Приемы закрепления

изученного материала и рефлексии

Путаница

Собери

рюкзачок

Синквейн

Собери рюкзачок  Данный вид рефлексии можно использовать на уроках после изучения большого раздела. «Вот рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило.

Собери рюкзачок

Данный вид рефлексии можно использовать на уроках после изучения большого раздела. «Вот рюкзачок. Передавая его друг другу скажите по фразе: что узнали, что поняли, что удивило.

Путаница Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:   Больше дела- а руки делают.  Терпение и труд а неученье - тьма   Глаза бояться, меньше слов  Ученье – свет, все перетрут

Путаница

Учащимся предлагаются пословицы разбитые на две части, нужно стрелками соединить части:

Больше дела- а руки делают.

Терпение и труд а неученье - тьма

  Глаза бояться, меньше слов

Ученье – свет, все перетрут

Умозаключения   Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.  Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);  Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);  Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки);  Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания);  Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);

Умозаключения

Выберите из скобок два слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками. Сад (растение, садовник, собака, забор, земля); Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода); Чтение (глаза, книга, картина, печать, очки); Игра (шахматы, игроки, правила, штрафы, наказания); Сумма (слагаемое, равенство, множитель, результат);

 «Синквейн»   Приём универсальный эффективный повышает создаёт усиливает Успех

«Синквейн»

Приём

универсальный

эффективный

повышает

создаёт

усиливает

Успех

Написание творческих работ Создание викторины Приём «Написание творческих работ»  Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.  Приём «Создание викторины».  После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

Написание творческих работ

Создание викторины

Приём «Написание творческих работ»

Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития.

Приём «Создание викторины».

После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины, потом объединяются в группы и проводят соревнование. Можно предложить каждой группе выбирать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы(участвуют все желающие).

Приёмы рефлексии настроения, деятельности и самооценки Солнышко и тучка Светофор Лесенка успеха Цветы настроения

Приёмы рефлексии настроения, деятельности и самооценки

Солнышко и тучка

Светофор

Лесенка успеха

Цветы настроения

 Использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.

Использование разнообразных приёмов обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве. Что способствует формированию функциональной грамотности школьников.

 Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Смоленский областной институт развития образования» КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ   Сборник педагогического опыта  по формированию функциональной грамотности в урочной (внеурочной) деятельности    Пособие для учителя   Смоленск 2023

Государственное автономное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Смоленский областной институт развития образования»

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ

ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сборник педагогического опыта

по формированию функциональной грамотности в урочной (внеурочной) деятельности

Пособие для учителя

Смоленск

2023

Спасибо за  внимание!

Спасибо за внимание!