СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Говоря о формировании и развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся в естественнонаучной области знания,  мы подразумеваем способность ученика решать доступные социально и личностно значимые проблемные задачи, связанные с реальными объектами природы в сфере отношений «человек - природа». 

Указанные  компетенции могут формироваться, развиваться и проявляться в различных видах образовательной деятельности: учебной, проектно-исследовательской, практико-ориентированной, пропагандистско-просветительской, интеллектуально-творческой и др.

Просмотр содержимого документа
«Формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся»

Формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся

Формирование проектно-исследовательских компетенций обучающихся как важнейших «навыков XXI века» является сегодня одной из актуальных задач системы образования в целом, отраженных как в федеральных государственных стандартах дошкольного и общего образования, так и в Концепции развития дополнительного образования.

Что же такое проектно-исследовательские компетенции? Это способность и готовность учащегося определять проблему, получать новые знания из различных источников, выдвигать идеи и гипотезы, проводить наблюдения и эксперименты, предлагать и реализовывать пути решения проблемы, создавать творческий продукт и проводить его презентацию.

Говоря о формировании и развитии проектно-исследовательских компетенций учащихся в естественнонаучной области знания, мы подразумеваем способность ученика решать доступные социально и личностно значимые проблемные задачи, связанные с реальными объектами природы в сфере отношений «человек - природа».

Указанные компетенции могут формироваться, развиваться и проявляться в различных видах образовательной деятельности: учебной, проектно-исследовательской, практико-ориентированной, пропагандистско-просветительской, интеллектуально-творческой и др.

Интеллектуально-творческое направление деятельности станции юных натуралистов сочетает в себе традиционный и инновационный подходы к организации мероприятий для обучающихся различных возрастных групп.

На станции юных натуралистов в течение многих лет проводятся интеллектуально-творческие мероприятия, ставшие доброй традицией нашего учреждения. Это городской конкурс фоторабот «Красота природы Кузбасса», экологический фестиваль «Всемирный день защиты животных», экологические акции «Помоги птице зимой!», «Живи, лес!», «Птицеград», городские конкурсы: «Моя малая родина: природа, культура, этнос», лесной конкурс «Подрост», городской конкурс Водных проектов старшеклассников, конкурс-олимпиада «Знатоки природы», областная викторина «Заповедные земли Кузбасса», городская эколого-биологическая научно-практическая конференция учащихся и др.

Традиционный подход к организации интеллектуально-творческих конкурсов, праздников, фестивалей, акций предполагает акцент на формировании экологической культуры учащихся, которая включает такие составляющие, как экологические знания, экологическое мышление, экологически целесообразное поведение в природе и культуру чувств.

Принимая участие в олимпиадах и викторинах, дети проявляют свою познавательную активность, значительно расширяют и углубляют знания об окружающем мире. Практико-ориентированные экологические акции создают условия для формирования опыта правильного поведения в природе. Творческие конкурсы дают возможность проявить эмоционально-эстетическое отношение к природе как универсальной ценности.

Однако, современные реалии жизни диктуют свои условия к выстраиванию траектории организационно-массовой работы. Сегодня организация конкурсного интеллектуально-творческого движения требует от нас комплексного, интегрированного подхода, который включает в себя и знаниевый, и творческий, и проектно-исследовательский компоненты.

В 2020 году творческой группой педагогов разработан конкурс мини-проектов для обучающихся дошкольного и начального школьного возраста «Календарь природы». Конкурс посвящен изменениям, происходящим в природе в зависимости от времени года, и позволяет детям не только расширить кругозор, углубить знания об объектах родной природы, но и научиться проводить фенологические наблюдения, а также не просто формально фиксировать их, но создавать собственный готовый продукт творческой деятельности.

Например, учащимся начальной школы дается задание собрать гербарий осенних листьев, сделать их красивые оттиски на бумаге, используя краски. Дети должны подписать, каким породам деревьев принадлежат сделанные ими «отпечатки» листьев.

Еще одним интересным заданием, к выполнению которого с удовольствием присоединится и старшее поколение – родители, бабушки и дедушки, - может служить составление рецепта любимого в семье блюда из осенних овощей. Учащиеся не только актуализируют знания об осенних дарах природы, но и открывают для себя способы их приготовления.

Задания конкурса предполагают наблюдения за изменениями температуры воздуха, осадками, поведением насекомых, временем отлета птиц, листопадом и другими фенологическими явлениями. Результаты наблюдений заносятся в предложенный готовый шаблон «Календаря родной природы».

Свои впечатления о проделанной работе дети и родители вносят в «Книгу открытий тайн природы», тем самым закрепляя полученный опыт проектно-исследовательской деятельности и формируя навыки самоанализа, рефлексии.

Таким образом, участвуя в конкурсе мини-проектов «Календарь родной природы», обучающиеся дошкольного и младшего школьного возраста, проявляют больший интерес к тому, что их окружает, учатся проводить наблюдения за природными явлениями, развивают свои творческие способности и, возможно, делают первые шаги на пути больших естественнонаучных открытий.

Педагогам и родителям конкурс дает возможность организовать увлекательную совместную проектно-исследовательскую деятельность с детьми, пополнить портфолио ребенка новыми достижениями и открывает перспективы для подготовки детей к научно-практическим конференциям.