Стартовая диагностика.
Дополните классификацию уроков
по технологии деятельностного метода.
1. ___________________________
2. Урок рефлексии.
3. Урок развивающего контроля.
4. Урок общеметодологической
направленности
В сборнике представлены
- типология уроков
- цели уроков разных типов
- структура уроков разных типов
- алгоритмы конструирования уроков разных типов
3. Этапы урока открытия нового знания и цели каждого из них .
3. Этапы урока открытия нового знания и цели каждого из них .
3. Этапы урока открытия нового знания и цели каждого из них .
2. Этапы урока открытия нового знания и цели каждого из них .
Интериоризация (франц. interiorisation, от лат. interior — внутренний), переход извне внутрь.
3. Этапы урока открытия нового знания и цели каждого из них .
Комбинированный урок
1. Орг. момент.
Урок открытия новых знаний
2.Проверка домашнего задания.
- Самоопределение к деятельности
- Актуализация знаний и фиксация затруднения
- Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
- Построение проекта выхода из затруднения
- Первичное закрепление во внешней речи
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия учебной деятельности
3.Сообщение темы и целей.
4.Изучение нового материала.
5. Закрепление.
6.Подведение итога урока .
Принцип субъективизации
- формулирует тему и цель, столкнувшись с затруднением,
- ищет способ выхода из затруднения,
- применяет полученные знания,
- оценивает свою деятельность на протяжении всего урока,
- подводит итог.
сам
сам
сам
сам
сам
Ученик – субъект деятельности
Урок открытия новых знаний
۷
- Самоопределение к деятельности
- Актуализация знаний и фиксация затруднения
- Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
- Построение проекта выхода из затруднения
- Первичное закрепление во внешней речи
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
7. Включение в систему знаний и повторение
8. Рефлексия учебной деятельности
۷
۷
۷
۷
1. Этап самопределения к деятельности.
Задачи этапа
Рекомендации к проведению
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») - выделяется содержательная область («могу»)
1) Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и.т.д. 2) Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.
2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднения.
Задачи этапа
Рекомендации к проведению
1) Воспроизведение знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий. 2) Активизация соответствующих мыслительных операций.
3) Столкновение с затруднением при выполнении индивидуального задания.
1) Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа. 2) Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения, математический диктант, тест и т.д. 3) Фиксация в громкой речи. различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования.
4) Фиксация затруднения .
т . релка
м . рковь
п . суда
п . тух
м . бель
тарелка
морковь
посуда
петух
мебель
Методика преподавания русского языка
Технология деятельностного метода
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Работа по чистописанию
– Какая буква и почему может являться целым слогом?
– Разделите слова на слоги?
Работа над словами с непроверяемыми написаниями
собака
с . бака
Приёмы акцентирования внимания на затруднении
- Приём 1 « Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты на лицо?»
- Приём 2 «Сколько же в нашем классе разных мнений?»
- Приём 3 «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?»
- Приём 4 «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?»
- Прием 5 : «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?»
- Прием 6 : «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?»
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Содержание этапа
Рекомендации к проведению
1) Выбор метода построения нового способа действий.
2) Выдвижение и обоснование учащимися гипотез.
- Подводящий диалог.
- Фронтальный или групповой метод.
- Предметные действия с моделями, схемами ит.д.
3) Фиксация нового способа действий в речи и знаково.
4) Преодоление возникшего затруднения с помощью нового способа действий
5. Этап первичного закрепления во внешней речи.
Содержание этапа
Рекомендации к проведению
Выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с проговариванием вслух определения, алгоритма, свойства, правила и т.д.
1) Парные формы работы. 2) Выполнение заданий «по цепочке»; 3) Соревнования.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Содержание этапа
Рекомендации к проведению
- Самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия.
- Самопроверка.
- Выявление причин ошибок и их исправление.
- Задания для индивидуальной работы в соответствии с принципом минимакса .
- Наличие эталона для самопроверки.
- Создание ситуации успеха.
7. Этап включения в систему знаний .
Содержание этапа
Рекомендации к проведению
1) Задания, в которых новый способ действия связывается с ранее изученным.
2) Задания на подготовку к изучению следующих тем, на коррекцию ошибок, на тренировку ранее сформированных способностей.
- Парные и групповые формы работы.
- Включение элементов проектирования.
- Игровые ситуации.
4) Задания на выбор
8. Рефлексия.
Содержание этапа
Рекомендации к проведению
- Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели.
- Самооценка.
- Планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание)
- Использование символов самооценки (цвет, знак, шкала).
- Домашнее задание с элементами творчества, выбора.
Урок открытия новых знаний
- Самоопределение к деятельности
- Актуализация знаний и фиксация затруднения
- Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
- Построение проекта выхода из затруднения
- Первичное закрепление во внешней речи
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия учебной деятельности
Алгоритм конструирования урока «открытия» нового знания.
1. Выделить и сформулировать новое знание.
2. Смоделировать способ открытия нового знания.
3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
4. Определить необходимые ЗУН и способы их повторения.
5. Подобрать упражнения для этапа актуализации (согласно необходимым ЗУНам).
6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации
7. Сформулировать метод решения учебной задачи.
8. Сконструировать диалоги для третьего и четвертого этапов урока.
9. Составить самостоятельную работу и эталон для самопроверки.
10. Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа.
11. Подобрать задания для этапа включения нового знания в систему знаний и повторения.
12. Продумать форму организации этапа рефлексии.
13. Прописать план-конспект урока.
14. Провести анализ конспекта в соответствии с требованиями к этапам урока в технологии деятельностного метода.
15. Внести коррективы в план – конспект.