СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Формирования УУД средствами технологии деятельностного метода"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрим урок открытия новых знаний. Обозначим, какими средствами ТДМ формируются универсальные учебные действия.

Просмотр содержимого документа
«"Формирования УУД средствами технологии деятельностного метода"»

Стартовая диагностика.  Дополните классификацию уроков по технологии деятельностного метода. 1. ___________________________ 2. Урок рефлексии. 3. Урок развивающего контроля. 4. Урок общеметодологической  направленности

Стартовая диагностика.

Дополните классификацию уроков

по технологии деятельностного метода.

1. ___________________________

2. Урок рефлексии.

3. Урок развивающего контроля.

4. Урок общеметодологической

направленности

В сборнике представлены типология уроков цели уроков разных типов структура уроков разных типов алгоритмы конструирования уроков разных типов

В сборнике представлены

  • типология уроков
  • цели уроков разных типов
  • структура уроков разных типов
  • алгоритмы конструирования уроков разных типов
3. Этапы урока открытия нового знания и цели  каждого из них .

3. Этапы урока открытия нового знания и цели каждого из них .

3. Этапы урока открытия нового знания и цели  каждого из них .

3. Этапы урока открытия нового знания и цели каждого из них .

3. Этапы урока открытия нового знания и цели  каждого из них .

3. Этапы урока открытия нового знания и цели каждого из них .

2. Этапы урока открытия нового знания и цели  каждого из них .        Интериоризация  (франц. interiorisation, от лат. interior — внутренний), переход извне внутрь.

2. Этапы урока открытия нового знания и цели каждого из них .

Интериоризация  (франц. interiorisation, от лат. interior — внутренний), переход извне внутрь.

3. Этапы урока открытия нового знания и цели  каждого из них .

3. Этапы урока открытия нового знания и цели каждого из них .

Комбинированный урок  1. Орг. момент. Урок открытия новых знаний  2.Проверка домашнего задания. Самоопределение к деятельности Актуализация знаний и фиксация затруднения Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности Построение проекта выхода из затруднения Первичное закрепление во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности  3.Сообщение темы и целей.  4.Изучение нового материала.  5. Закрепление.  6.Подведение итога урока .

Комбинированный урок

1. Орг. момент.

Урок открытия новых знаний

2.Проверка домашнего задания.

  • Самоопределение к деятельности
  • Актуализация знаний и фиксация затруднения
  • Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
  • Построение проекта выхода из затруднения
  • Первичное закрепление во внешней речи
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия учебной деятельности

3.Сообщение темы и целей.

4.Изучение нового материала.

5. Закрепление.

6.Подведение итога урока .

Принцип субъективизации  формулирует тему и цель, столкнувшись с затруднением,  ищет способ выхода из затруднения,  применяет полученные знания,  оценивает свою деятельность на протяжении всего урока,  подводит итог. сам сам сам сам сам Ученик – субъект деятельности

Принцип субъективизации

  • формулирует тему и цель, столкнувшись с затруднением,
  • ищет способ выхода из затруднения,
  • применяет полученные знания,
  • оценивает свою деятельность на протяжении всего урока,
  • подводит итог.

сам

сам

сам

сам

сам

Ученик – субъект деятельности

 Урок открытия новых знаний ۷ Самоопределение к деятельности Актуализация знаний и фиксация затруднения Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности Построение проекта выхода из затруднения Первичное закрепление во внешней речи 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 7. Включение в систему знаний и повторение 8. Рефлексия учебной деятельности ۷ ۷ ۷ ۷

Урок открытия новых знаний

۷

  • Самоопределение к деятельности
  • Актуализация знаний и фиксация затруднения
  • Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
  • Построение проекта выхода из затруднения
  • Первичное закрепление во внешней речи

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

7. Включение в систему знаний и повторение

8. Рефлексия учебной деятельности

۷

۷

۷

۷

1. Этап самопределения к деятельности.        Задачи этапа Рекомендации к проведению - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»)  - выделяется содержательная область («могу») 1) Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и.т.д.  2) Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

1. Этап самопределения к деятельности.

Задачи этапа

Рекомендации к проведению

- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») - выделяется содержательная область («могу»)

1) Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и.т.д. 2) Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д.

2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднения.        Задачи этапа Рекомендации к проведению 1) Воспроизведение знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий.  2) Активизация соответствующих мыслительных операций. 3) Столкновение с затруднением при выполнении индивидуального задания. 1) Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа.  2) Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения,   математический диктант, тест и т.д.  3) Фиксация в громкой речи. различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования. 4) Фиксация затруднения .

2. Этап актуализации знаний и фиксации затруднения.

Задачи этапа

Рекомендации к проведению

1) Воспроизведение знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий. 2) Активизация соответствующих мыслительных операций.

3) Столкновение с затруднением при выполнении индивидуального задания.

1) Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа. 2) Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения,  математический диктант, тест и т.д. 3) Фиксация в громкой речи. различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования.

4) Фиксация затруднения .

т . релка м . рковь п . суда п . тух м . бель тарелка морковь посуда петух мебель Методика преподавания русского языка Технология деятельностного метода  Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии Работа по чистописанию – Какая буква и почему может являться целым слогом? – Разделите слова на слоги?  Работа над словами с непроверяемыми написаниями собака с . бака

т . релка

м . рковь

п . суда

п . тух

м . бель

тарелка

морковь

посуда

петух

мебель

Методика преподавания русского языка

Технология деятельностного метода

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

Работа по чистописанию

Какая буква и почему может являться целым слогом?

Разделите слова на слоги?

Работа над словами с непроверяемыми написаниями

собака

с . бака

 Приёмы акцентирования внимания на затруднении Приём 1 « Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты на лицо?» Приём 2 «Сколько же в нашем классе разных мнений?» Приём 3 «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?» Приём 4 «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?» Прием 5 : «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?» Прием 6 : «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?»

Приёмы акцентирования внимания на затруднении

  • Приём 1 « Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты на лицо?»
  • Приём 2 «Сколько же в нашем классе разных мнений?»
  • Приём 3 «Вы что предполагали? А что получается на самом деле?»
  • Приём 4 «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?»
  • Прием 5 : «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?»
  • Прием 6 : «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?»
4.Построение проекта выхода из затруднения.        Содержание этапа Рекомендации к проведению 1) Выбор метода построения нового способа действий. 2) Выдвижение и обоснование учащимися гипотез. Подводящий диалог. Фронтальный или групповой метод. Предметные действия с моделями, схемами ит.д. 3) Фиксация нового способа действий в речи и знаково. 4) Преодоление возникшего затруднения с помощью нового способа действий

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Содержание этапа

Рекомендации к проведению

1) Выбор метода построения нового способа действий.

2) Выдвижение и обоснование учащимися гипотез.

  • Подводящий диалог.
  • Фронтальный или групповой метод.
  • Предметные действия с моделями, схемами ит.д.

3) Фиксация нового способа действий в речи и знаково.

4) Преодоление возникшего затруднения с помощью нового способа действий

5. Этап первичного закрепления  во внешней речи.        Содержание этапа Рекомендации к проведению  Выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с проговариванием вслух определения, алгоритма, свойства, правила и т.д.   1) Парные формы работы.  2) Выполнение заданий «по цепочке»;  3) Соревнования.

5. Этап первичного закрепления во внешней речи.

Содержание этапа

Рекомендации к проведению

Выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия с проговариванием вслух определения, алгоритма, свойства, правила и т.д.

1) Парные формы работы. 2) Выполнение заданий «по цепочке»; 3) Соревнования.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону.        Содержание этапа Рекомендации к проведению Самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия.  Самопроверка.  Выявление причин ошибок и их исправление.   Задания для индивидуальной работы в соответствии с принципом минимакса . Наличие эталона для самопроверки. Создание ситуации успеха.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Содержание этапа

Рекомендации к проведению

  • Самостоятельное выполнение учащимися заданий на новый способ действия.
  • Самопроверка.
  • Выявление причин ошибок и их исправление.
  • Задания для индивидуальной работы в соответствии с принципом минимакса .
  • Наличие эталона для самопроверки.
  • Создание ситуации успеха.
7. Этап включения в систему знаний .        Содержание этапа Рекомендации к проведению 1) Задания, в которых новый способ действия связывается с ранее изученным. 2) Задания на подготовку к изучению следующих тем, на коррекцию ошибок, на тренировку ранее сформированных способностей. Парные и групповые формы работы.  Включение элементов проектирования.  Игровые ситуации. 4) Задания на выбор

7. Этап включения в систему знаний .

Содержание этапа

Рекомендации к проведению

1) Задания, в которых новый способ действия связывается с ранее изученным.

2) Задания на подготовку к изучению следующих тем, на коррекцию ошибок, на тренировку ранее сформированных способностей.

  • Парные и групповые формы работы.
  • Включение элементов проектирования.
  • Игровые ситуации.

4) Задания на выбор

8. Рефлексия.        Содержание этапа Рекомендации к проведению  Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели. Самооценка. Планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание)   Использование символов самооценки (цвет, знак, шкала). Домашнее задание с элементами творчества, выбора.

8. Рефлексия.

Содержание этапа

Рекомендации к проведению

  • Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели.
  • Самооценка.
  • Планирование дальнейшей деятельности и определение заданий для самоподготовки (домашнее задание)
  • Использование символов самооценки (цвет, знак, шкала).
  • Домашнее задание с элементами творчества, выбора.
 Урок открытия новых знаний Самоопределение к деятельности Актуализация знаний и фиксация затруднения Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности Построение проекта выхода из затруднения Первичное закрепление во внешней речи Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности

Урок открытия новых знаний

  • Самоопределение к деятельности
  • Актуализация знаний и фиксация затруднения
  • Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности
  • Построение проекта выхода из затруднения
  • Первичное закрепление во внешней речи
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Включение в систему знаний и повторение
  • Рефлексия учебной деятельности
 Алгоритм конструирования урока «открытия» нового знания. 1. Выделить и сформулировать новое знание. 2. Смоделировать способ открытия нового знания. 3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания. 4. Определить необходимые ЗУН и способы их повторения. 5. Подобрать упражнения для этапа актуализации (согласно необходимым ЗУНам). 6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации 7. Сформулировать метод решения учебной задачи. 8. Сконструировать диалоги для третьего и четвертого этапов урока.  9.  Составить самостоятельную работу и эталон для самопроверки. 10.  Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа. 11.  Подобрать задания для этапа включения нового знания в систему знаний и повторения. 12.  Продумать форму организации этапа рефлексии. 13.  Прописать план-конспект урока. 14.  Провести анализ конспекта в соответствии с требованиями к этапам урока в технологии деятельностного метода. 15.  Внести коррективы в план – конспект.

Алгоритм конструирования урока «открытия» нового знания.

1. Выделить и сформулировать новое знание.

2. Смоделировать способ открытия нового знания.

3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.

4. Определить необходимые ЗУН и способы их повторения.

5. Подобрать упражнения для этапа актуализации (согласно необходимым ЗУНам).

6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации

7. Сформулировать метод решения учебной задачи.

8. Сконструировать диалоги для третьего и четвертого этапов урока.

9. Составить самостоятельную работу и эталон для самопроверки.

10. Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа.

11. Подобрать задания для этапа включения нового знания в систему знаний и повторения.

12. Продумать форму организации этапа рефлексии.

13. Прописать план-конспект урока.

14. Провести анализ конспекта в соответствии с требованиями к этапам урока в технологии деятельностного метода.

15. Внести коррективы в план – конспект.