Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каратузская средняя общеобразовательная школа»
Золотухина Людмила Вениаминовна
учитель начальных классов
МБОУ «Каратузская СОШ»
Одна из важнейших компетентностей
младшего школьника
в современных условиях –
читательская компетентность .
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению до чтения , по мере чтения и после прочтения .
Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь.
Китайская пословица
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно
разрабатывает новые образовательные технологии,
построенные на исследовательском поиске
учащихся в процессе обучения.
Среди разнообразных направлений новых
педагогических технологий ведущее место занимает
проектная деятельность.
Проект - это особый вид познавательной деятельности учащихся, характеризующийся следующими признаками:
- наличие социально значимой задачи,
- планирование действий
по разрешению проблемы,
- поиск информации, которая затем будет
обработана и осмыслена учащимися,
- оформление “продукта”, представляющего
результаты этой деятельности,
- презентация “продукта” и его социальной значимости.
Проектная деятельность позволяет связывать урочную
и внеурочную деятельность детей в единое целое.
Для проведения работы над проектом использую
учебное время:
- всё время урока;
- часть урока по основным учебным предметам;
- любое время, отводимое для внеурочной деятельности
школьников.
Для выполнения каждого нового проекта (задуманного
самим ребёнком, группой, классом, самостоятельно
или при участии учителя) решаем несколько интересных,
полезных и связанных с реальной жизнью и программным
содержанием.
Использование проектной деятельности позволяет:
- повысить мотивацию к выполнению учебных заданий, интерес к чтению художественных произведений,
- глубже усвоить учебный материал и научиться применять полученные знания в различных видах творческой деятельности,
- развивает умение добывать и использовать полученную информацию, самостоятельность и целенаправленность в отборе информации, развивает навыки самообразования.
Проектная деятельность можно рассматривать как один из наиболее результативных способов формирования читательской компетентности младших школьников.
На уроках литературного чтения, а так же русского языка и окружающего мира, для формирования
читательской компетентности использую
в своей практике различные формы и методы работы
с художественными и научно-популярными текстами
(первичное чтение, перечитывание,
выборочное чтение, беседа по содержанию и др.),
творческие задания на основе прочитанных произведений (иллюстрирование, оформление собственной обложки книги, написание отзыва, составление аннотации, элементы драматизации, сочинение сказок и др.), подготовка учащимися сообщений по темам, групповые формы работы, создание ситуации успеха.
Проектная деятельность учащихся –
это совместная
учебно-познавательная,
творческая или игровая деятельность,
имеющая общую цель,
согласованные методы,
способы деятельности,
направленная на достижение
общего результата деятельности.
Проект по литературному чтению «Басни Крылова»
(3 класс)
Целью урока являлось создание творческого продукта, который позволял расширить систему образов и представлений об изучаемом произведении и жанре, развить познавательные навыки презентации и рефлексии деятельности.
Работая над баснями на уроке (произведения, предложенные для изучения в учебнике) и дома (басни, прочитанные дополнительно) ученики заполняли проектные листы (задания 1, 2).
После изучение темы в качестве домашнего задания выполняли задания №3, №4.
Эти творческие работы в последствии
включала в обобщающий урок
по разделу «Басни Крылова».
Проектный лист по литературному чтению
«Басни Крылова»
Задание 1 . Отметь слово, которое характеризует басню как литературный жанр :
Олицетворение Волшебство
Чаще стихотворное произведение Мораль
Повествование о событиях, близких к реальности
Задание 2 . Работая с баснями заполни таблицу.
Знаком «+» отметь те басни, которые тебе особенно понравились.
Задание 3 . Напиши сочинение - рассуждение на тему «Чему учат басни И. А. Крылова?»
Задание 4 . Выполни творческую работу: иллюстрация к басне, викторина или кроссворд по прочитанным басням, сочини свою басню.
Название басни
Главные герои
Мораль
Выполняя этот проект у школьников
развивалось умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно добывать информацию, работать с книгой.
Проект «Сказка в нашей жизни»
(2 класс)
Этот проект охватывает изучение раздела «Мир сказок…»
Приблизительная продолжительность проекта – 6 (5) уроков.
Во время проведения проекта –
учащиеся знакомятся с характеристикой сказки как жанра, её определением;
видами сказок; узнают, в чём заключается отличие народной от авторской;
учащиеся научатся анализировать художественное произведение; сравнивать
различный литературный материал, работать со справочной и художественной
литературой; владеть элементарными способами получения и обработки
информации, работать группами.
Автор проекта
Золотухина Людмила Вениаминовна
Предмет и класс
Литературное чтение. 2 класс
Аннотация к проекту
Проект предназначен для учеников начальных классов. Он охватывает изучение раздела по литературному чтению «Мир сказок…».
Во время проведения проекта –
учащиеся знакомятся с характеристикой сказки как жанра, её определением;
видами сказок; узнают, в чём заключается отличие народной от авторской;
учащиеся научатся анализировать художественное произведение; сравнивать
различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации, работать группами.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
Для чего нам нужна сказка?
Проблемные вопросы
• Пользу или развлечение мы ищем в сказках?
• Могут или быть сказки с плохим концом?
Учебные вопросы
• Великие имена писателей?
• Различия народной и авторской сказки?
План проведения проекта
Предварительный этап: Чтение нужной литературы, знакомство с авторами.
1 урок: Просмотр презентации, осуждение целей и задач данного проекта. Отвечают на вопрос: «Что такое сказка?» Выполнение заданий.
Домашнее задание: Найти материал, знать отличия сказок и их особенности.
2 урок: Учащиеся отвечают на вопрос: какие бывают сказки, выполняют практические задания. Делятся на группы.
Домашние задание: Придумать названия групп, эмблему, девиз или как-то представить группу.
Внеурочная деятельность: подобрать материал, найти подходящий для темы проекта. Сделать презентацию на тему «Сказка для меня…»
3 урок: Учащиеся представляют свои группы, показывают презентации. Выполняют задание в группах. Отвечают на вопрос: «Почему существует так много сказок?»
Домашнее задание: Выбрать и разыграть сюжет, какой либо сказки.
4 урок: Учащиеся находят ответ на вопрос: «Злые и добрые герои, кого больше?» Группы работают по заданиям.
5 урок: Группы отвечают на вопрос: «Легко ли сочинять сказки?» Каждая группа сочиняет свою сказку по предложенным темам.
Домашнее задание: придумать стих, написать эссе на тему: «Для чего нам нужна сказка» и т. п.
6 урок: Заключительный урок, учащиеся читают (рассказывают) стихи, эссе, сочинения и т. п.
Подводятся итоги данного проекта, учащиеся обсуждают, что нового и интересного они узнали.
Проект по русскому языку.
(2 класс)
Тема. «Обобщение знаний по изученным орфограммам»
(проектная деятельность: создание дидактической игры)
Цель : систематизировать материал по изученным орфограммам
Задача: создать и использовать тренировочное
пособие для отработки знаний по теме «Орфограммы».
Распределяла задания по группам:
- «Аналитики» (составляли свои правила игры);
- «Иллюстраторы» приводили в соответствие названия и обозначение орфограмм;
- «Экспериментаторы» проводили орфографический анализ слов и обозначение соответствующих орфограмм;
- «Испытатели» выполняли испытание проект в целом и промежуточный контроль.
Испытание проекта.
«Испытатели» зачитывали составленные «Аналитиками» правила игры, выбирали ведущего, распределяли игровые поля и проводили пробную игру.
Итоги урока.
Анализировали пробную игру, оценивали положительные и отрицательные стороны разработанного проекта, ход работы над проектом.
***
Выполняя этот проект у учащихся закрепляли сь навыки совместной работы, они использовали результаты своего труда на практике.
В качестве способа обработки информации использовалось её кодирование с помощью условных обозначений, что помогало классифицировать полученную учащимися информацию достаточно легко, несмотря на большой объём материала.
«В школе, в которой работают по методу проектов,
первое слово — за ребенком, последнее — за учителем».
В результате работы над проектом каждый ребенок получает
возможность личностного роста и развития, что актуально
для каждого педагога и образования в целом.
Проектная деятельность помогает увидеть не только внешний,
но и внутренний результат — бесценное достояние учащегося.
Ребенок делает открытие прежде всего для себя, и утверждать,
что оно должно быть значимо для всех, ошибочно.
В чём преимущества метода проектов?
Он дает возможность организовать учебную деятельность,
соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;
успешно интегрируется в образовательный процесс;
обеспечивает не только интеллектуальное,
но и нравственное развитие детей, их самостоятельность,
активность; позволяет приобретать опыт социального
взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.