Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа №4
«Формирование чувства патриотизма и любви к малой родине через проектную, внеурочную деятельность»
Подготовила:
Красикова Лариса Борисовна,
учитель начальных классов
п.Юганец
2015-2016 уч. год
«Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,
если на десять лет вперед - сажай лес,
если же на сто лет - воспитывай детей».
(Народная мудрость)
В условиях модернизации всех сфер общества одной из основных задач в области образования является воспитание человека – гражданина и патриота. В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчёркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики:
любовь к своему народу, краю и Родине;
уважение и принятие ценности семьи и общества;
любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д.
Одним из основных компонентов системы работы по патриотическому воспитанию является:
Новое время требует от школы и новых технологий, форм, методов работы по реализации гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. В своей работе я использую различные технологии, но самыми действенными, на мой взгляд, является организация проектно-исследовательской работы.
Метод проектов в последние годы утвердился как один из актуальных и действенных в формировании активной позиции учащихся. Эта работа способствует развитию познавательных навыков учащихся, умению самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое мышление, наблюдательность.
Конечно, привлекаю родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в исследовательской деятельности.
В 1 класс работа велась по курсу «Азбука нравственности». Цель - сформировать нравственные представлении у детей об их
поведении и поступках, представления, связанные с определенными
нравственными понятиями и моральными нормами, которые в
дальнейшем будут служить ориентирами в жизненных ситуациях и в
понимании людей, а также способствовать формированию личности и
нравственного мировоззрения.
Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма в 1 классе я начинаю с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет.
Я просила их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
Проект «Моя родословная»
Также ребята разрабатывали индивидуальные проекты по темам «История моей семьи», «Наши семейные традиции», «Игрушки в бабушкином сундучке» и др.
На информационных часах я познакомила детей с флагом, гербом, гимном России и Москвы. На следующем занятии мы рисовали Российский флаг. Дети запомнили расположение цветов. В февраля прошла игра «Зарничка»,посвящённая Дню защитника Отечества, праздник «Вместе с папой». Дети выучили стихотворения к празднику 9 Мая.
В конце 1 класса была заявлена тема «Мой первый год в школе». Дети составили сначала небольшие устные рассказы, а затем после корректировки написали мини-сочинения на отдельных листах. К каждому сочинению приложили фотографии. Так у каждого ученика класса появилась своя страничка общего классного журнала под названием «Первый раз в первый класс».
Проект «Наш класс - дружная семья. Год первый».
Далее формирование патриотизма идёт через воспитание любви к малой Родине.
Во 2 классе дети посещали кружок «Мой край».
Много проектов и исследовательских работ было связано с историей п.Юганец и его достопримечательностями, историей Володарского района, его флорой и фауной, событиями Великой Отечественной войны. У ребят возник неподдельный интерес к истории родины.
Проект «С чего начинается Родина…».
Цель: формирование гражданской позиции, овладение социально-ценным жизненным опытом; воспитание любви к Малой родине.
Проект создан на основе детских фотографий исторических мест нашего города. Ребята рассказали, какие места являются для них наиболее любимыми и значимыми. Мы подготовили краткую историческую справку о п.Юганец. Всё это вошло в проектную работу и послужило материалом к подготовке классного часа «Моя малая родина – п.Юганец».
Без чувства малой родины нет и большого патриотизма. Следующая ступень - Отечество, страна, народ.
Поэтому в 3 классе во внеурочной деятельности воспитание гражданственности происходит через цикл классных часов «Я-гражданин».
Совместно с родителями мы провели исследовательскую работу «ВОВ в истории моей семьи». Ребята с воодушевлением узнавали о судьбах своих близких, которые геройски защищали нашу родину в годы Великой Отечественной войны. Такая работа дала возможность сблизить поколения, не дать забыть о родных людях.
Готовый материал мы показали в своих проектах.
(Показать фото защиты проектов)
Поэтому я предложила осуществить работу над проектом «Мой прадед-участник ВОВ».
В этом проекте дети выразили слова признательности и благодарности защитникам нашей Родины. В разных местах служили прадедушки и прабабушки учеников, но благодарность наша им – едина. Так случилось, что прапрадедушка одного ученика Дектярёва Александра участвовал в героическом штурме и взятии Берлина. Этот факт не оставил равнодушными детей.
Проект «9Мая-День Победы»
Так, поэтапно, начиная с истории своей семьи, изучения школы, в которой учишься, родного края - своей малой родины, а затем и истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом. Гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, преумножению ее богатств и дальнейшего процветания.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий настойчивости, последовательности и большого терпения. Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное закладывается в раннем детстве, и мы, учителя начальных классов, «упражняем детей в этом священном чувстве».