СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологических знаний

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологические проблемы становятся  во главу угла к сегодняшним проблемам. Важное значение для воспитания школьников в этой связи имеет нравственная сторона проблемы.Заинтересовать школьника можно с помощью экологических задач, которые показывают взаимосвязь естественнонаучных и технических знаний, которые преломляются через социальные последствия.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологических знаний»

Формирование экологических знаний



Глобальные экологические проблемы затрагивают интересы каждого человека. Разрешение их зависит прежде всего от уровня ответственности человека за состояние природной среды. Выпускник школы пока недостаточно подготовлен к той мере ответственности, к тому уровню требований, который предъявляет сегодня состояние окружающей среды.

Понятие «экология» имеет несколько толкований. Это системы мероприятий по сохранению жизнеобеспеченности человека, сохранение и восстановление природных ресурсов, предупреждение влияний деятельности человека на природу. Школа должна дать учащимся начала экологических знаний, которые могут развиваться в высшей школе и от применения которых зависит в будущем решение глобальных экологических проблем. Концепция гуманизации развивающего образования предусматривает развитие компетентностей личности, которые предполагают утверждение приоритета общечеловеческих ценностей. Рассматривая гуманизацию образования через экологические проблемы, становится ясно, что для человечества возникли три вида ущерба, (экономический, социальный и моральный), которые необходимо понимать нашим школьникам и только им решать эти проблемы.

Таким образом, в содержании понятия «гуманизм» сегодня должно произойти существенное смещение акцентов: ценность личности не снижается, но возрастает роль нравственности, как фактора, определяющего ее поведение в окружающем мире. Среди естественнонаучных знаний интерес представляют химические, биологические и технические знания, которые представляют решения социальных проблем.

Процесс обучения включает в себя этап контроля знаний и умений. Цель этого этапа: формирование системы не только знаний и умений, но и систему отношений к экологическим проблемам.

Задания с экологическим содержанием

  1. Задания на логическое рассуждение, из которых ученик должен выбрать одно в соответствии с его нравственной позицией.

  1. Почему человек мусорит на дорогах, возле дома, в лифте…? В чем причина таких необдуманных действий и как она может решаться?

  2. Останетесь ли вы безразличным к неисправностям на заводе, про которые вам известно. Сообщите об этом директору завода, или сделаете вид безразличного человека?

  3. Для ремонта квартиры в настоящее время используется много отделочного материала. Будет ли для вас интересным химический состав красок и отделочных материалов. Может для начала стоит изучить «химию» материалов?

  4. Представьте себе, что вы приехали на отдых на машине, и возникла необходимость помыть машину. Вы это сделаете прямо у водоема или поедите домой на грязной машине?

  5. «После нас хоть потоп», - говорил Людовик XV, и эта циничная фраза стала для него руководящим принципом. А в наше время этот «принцип» как работает в отношении экологии

  1. Задания, представляющие практический интерес

  1. Как можно в домашних условиях определить качество питьевой воды?

Кислотность воды можно определить лакмусовой бумажкой. Для питья можно использовать только нейтральную воду. Жесткость воды можно определить с помощью тест полосок, которые продаются в зоомагазинах аквариумистам. Опустить полоску в воду и результат сравнить со шкалой. Хлорную воду определить легко с помощью йодкрахмальной бумажки. А ионы железа в воде заметны по окраске сантехники в коричневый цвет.

  1. Почему кухню можно считать химической лабораторией? Какие изменения происходят при варке или жарении мяса? Соответственно, какое мясо вы предпочтете для еды. Проследите, что происходит с мясом при жарении и сделайте выводы.

  2. Проанализируйте, какой вкус приобретает пища, которая хранилась в пластиковой посуде и в алюминиевой посуде?

  3. Перечислите причины, по которым различные виды продуктов не употребляются сырыми, а подвергаются термической обработке.

  4. Может ли загрязнение водоема теми или иными токсическими веществами привести к росту численности популяций водных организмов.

  1. Задания на глубину теоретических знаний.

  1. Объясните факт отравления людей грибами, моллюсками, собранными в море?

Что произойдет в тундре, если с какого -либо участка Земли удалить мох? Мох теплоизолятор. Почва начнет сильно прогреваться, и наверх выступит подземная вода. На этом месте может образоваться овраг или озеро.

  1. Человеку известен вред кислотных дождей. А что такое кислотный туман. Какой дождь более опасен интенсивный или слабый?

  2. Приведите примеры удобрений, изменяющих реакцию среды почвенного раствора на кислую или щелочную.

  3. В водоемах и в почве в определенном районе содержатся ионы Mn2+ , Ni2+ , Cd2+ в высоких концентрациях. Допустимо ли строительство жилья в таком районе? Как может повлиять на здоровье людей попадание ионов этих металлов в организм.

  1. Расчетные задачи с экологическим содержанием.

  1. Растение в солнечный день поглощает около 5 г углекислого газа на каждый квадратный метр листовой поверхности. Рассчитайте, сколько грамм углерода накопит подсолнечник, листовая поверхность которого 2м3

  2. В покое человек вдыхает 0,5 л воздуха.

А) Какой объем кислорода в сутки вдыхает человек, если известно, что в минуту человек делает 16 дыхательных движений.

Б) На каждый 1 км пути автомобиль расходует приблизительно 18 л кислорода. Сравните использование кислорода за 10 часов человеком и автомобилем.

  1. Одинаковое ли число молекул содержится в 100 г кислорода и 100г углекислого газа. Какова роль этих газов в биосфере Земли?

  2. Приблизительно на одного жителя планеты приходится 120 моль озона. Какова масса и объем озона приходится на одного жителя?

  3. Какой объем углекислого газа необходим для получения 2 л минеральной газированной воды с массовой долей растворенного вещества 2% и ρ=1г/см3

  4. В питьевой воде были обнаружены следы вещества, обладающего токсическими и наркотическими свойствами. Определите формулу вещества, если качественный анализ установил в нем массовые доли углерода, водорода, кислорода и хлора соответственно: 55%, 4,0%, 14%, 27% Установите молекулярную формулу вещества. Составьте уравнения реакции его получения, укажите возможные причины попадания этого вещества в среду.

  5. В лабораторных спиртовках этиловый спирт сгорает с выделением СО2 и Н 2О. Вычислите объем СО2, который накопился в химическом кабинете объемом 288 м, если на каждом из 18 столов за время работы учеников сгорает 2,3 г спирта.

  6. Рассчитайте объемную долю СО2 и поясните, окажет ли он влияние на самочувствие учащихся, работающих в кабинете, если учесть, что объемная доля СО2 атмосферном воздухе составляет 0,03%. Если же его содержание превышает 4%, то происходит раздражение дыхательных путей, возникают шум в ушах и головная боль.

  7. Какая масса древесных опилок с массовой долей клетчатки 60% расходуется на получение спирта массой 2 т (массовая доля потерь 30%)? Какую массу картофеля с массовой долей крахмала 20% это сэкономит, если при использовании картофеля массовая доля потерь в производстве составит 15%?