СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование экологической культуры дошкольников

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время актуально рассматривается процесс формирования экологической культуры, мы, начиная с дошкольного возраста внедояем мероприятия по экологизации образовательной среды, тем самым способствуем развитию гарминичной личности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Формирование экологической культуры дошкольников»


Педагогический проект на тему:

«Экология для души»


Разработала и реализует: КОВАЛЕВА С.Н.




г. ПОДОЛЬСК

2015 год


Цель:

Создать в детском саду систему работы по формированию у детей экологически-

грамотного поведения и сознательного нравственного отношения к природе.



Задачи:

1. Воспитывать интерес к познанию природы родного края через систему

работы совместной деятельности по краеведению, углублять и

конкретизировать представления детей об условиях жизни растений и

животных.


2. Обогащать эмоционально-ценностную сферу за счет общения с природой в рамках дополнительного образования (кружок «Чудесный мир»).


3. Развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации и первоначальных умений через исследовательскую деятельность.


4. Способствовать установлению грамотного взаимоотношения с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле через проектную детскую деятельность.


5. Приобщить родителей к экологическому воспитанию детей через детскую проектную деятельность.



Актуальность:

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных). Процесс взаимодействия ребёнка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка, как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием дошкольника правил взаимодействия с объектами природы, поэтому важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющими в помещении, на участке детского сада и дома.

Экологическое воспитание дошкольника – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ними. Главная задача экологического воспитания в детском саду – научить детей любить и беречь природу, воспитать защитников природы, учить детей бережно распоряжаться богатствами природы, воспитывать эко культуру.


Обоснованность: Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Умение видеть красоту родной природы, чувствовать и сопереживать её боль – эти нравственные качества развиваются в наибольшей степени через экологическое воспитание. Воспитанию этого великого чувства наиболее эффективно способствует экология. Экология – это новый образ мышления, которому необходимо учиться. Цель этой учебы будет воспитание экологической культуры через формирование ответственного отношения к природе, а средством - природоохранная деятельность, направленная на сохранение, бережное использование и приумножение богатства родной природы. Поэтому важно научить детей чувствовать, понимать, что природа представляет огромную, ни с чем несоизмеримую ценность как источник природных ресурсов, как среда жизни человека, а так же источник восстановления его сил и здоровья, как объект научного познания законов природы и их практического применения, как средства духовного развития личности. Дошкольный возраст рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста показала, что 58% детей хорошо знают растения, животных, птиц нашего края, у 60% детей доброе отношение к живым объектам, но на практике имеются случаю жестокого обращения с растениями, животными, насекомыми, то есть эти знания в практике не устойчивы. Понятие раздела «Охраны природы» 70% детей затрудняются ответить. 10% детей знают о существовании «Красной книги» нашего края.

При анкетировании родителей выявлено, что только 49% родителей активное помогают знакомиться своим детям с окружающим миром, его правилами, взаимосвязями и взаимодействиями природы. У родителей нет потребности (возможно понимания или знаний) для воспитания и развития у детей экологически-нравственных начал. Чем младше дети, тем реже родители задумываются о необходимости иметь чёткую нравственную позицию по отношению к природе, быть объектом для положительного подражания.

При анкетировании педагогов установлено, что они хорошо понимают цели и задачи, организуют совместную деятельность детей по этому вопросу, но отмечают, что работа проводится не в полном объеме, нет системы работы, у детей не развиты навыки самостоятельной работы в исследовательской деятельности, на низком уровне находится детская проектная деятельность, родители не достаточно заинтересованы в экологическом воспитании детей.

Механизм выполнения проекта, описание деятельности и программа выполнения работ по проекту (см. таблицу)



Научное методическое обеспечение

- Как приобщить ребенка к природе С.Н. Николаева Москва Новая школа 1993 г.

- Четыре времени года под ред. С.А.Веретенникова Москва Просвещение 1976 г.

- Краски природы В.А. Корабельников Москва Просвещение 1993 г.

- «Под парусом лета плывет по земле» Л.А. Пенькова Линко-Пресс Москва 2006 г.

- Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста Г.П. Тогушева, А.Е. Чистякова Санкт-Петербург Детство – Пресс 2008 г.

- Знакомим дошкольников с окружающим миром» Ю.А. Акимова Творческий центр Москва 2007 г.

- Календарный и народные праздники в детском саду Г.А. Лапшина Издательство Учитель 2005 г.

- Беседы о воде в природе Т.А. Шорыгина Творческий центр Москва 2008 г.

- Беседы о русском лесе Т.А. Шорыгина Творческий центр Москва 2008 г.

- Серия наглядных пособий о природе «Знакомство с окружающим миром и развитие речи» Т.А. Шорыгина Творческий центр Москва 2007 г.

- Журналы «Ребенок в детском саду № 4/07 г. ,№ 6/08 г., № 5/07 г., № 2/08 г., № 3/06 г.

- Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» № 4 /2008 г.

- Журнал «Дошкольное воспитание» № 9 /2007 г., № 3 /2008 г., № 2 /2008 г.

- Природа РОССИИ Серия Краевед Ж.В. Циперман 2007 г.

- Красная книга РФ


Тип проекта: открытый, творческий и долгосрочный

Участники проекта:

- педагоги

- дети

- родители

Ожидаемые результаты

Нравственно-эстетическая и познавательная деятельность

- проявление активности и интереса к экологической проблеме современности

- вооружение навыками экологически-грамотного поведения к природе

- формирование экологических знаний

- умение выражать красоту и значимость природы

- на основе знаний об экологической культуре желание творить прекрасное

- красота и значимость

























Культура личности



- ответственность каждого за свои действия по отношению к природе

- проявление гуманных чувств к природе

- патриотизм, любовь и гордость за родную природу














Участие детей в проекте


месяц

Познавательная

деятельность

Практическая

деятельность

Игровая

деятельность

сентябрь

Экология – наука о том, как жить в мире с природой.

Экосистема: живые и не живые компоненты


Экскурсия «Красота родного края»

Стена познавательного развития (разделы по теме)

Дидактические игры:

- «Живое и не живое»

- «На что нужны мыши»

октябрь

Раны природы родного города «Обзор экологических проблем»:

- загрязнение леса, парка, истощение почв.


Проект «Осенний лес»

Экскурсия в мини-музей «Уголок леса»

Панно «Наш лес»

Деловая игра «Загрязнения – главный враг лесов»

Дидактическая игра: «Чей лист?»

ноябрь

Птицы нашего края

Акция «Домики для птиц»

Операция «Птичья столовая»

Экскурсия «Зимующие птицы»

Экскурсия в мини-музей «Уголок леса»


Игра «Сова», Изготовление игры «Зимующие птицы нашего края»

декабрь

Чем загрязняется воздух?

Опыты и эксперименты кружок «Почемучка»

Игра «Что дымит?»

январь

По страницам красной книги

«Животные и растения нашего леса»

Проект «Зима в лесу»

Экскурсия в мини-музей «Уголок леса»

Игра «Угадай животное»

Дидактическая игра: «Зверюшки на дорожках»

февраль

Почва – единство живого и неживого.

Опыты и эксперименты кружок «Почемучка»

Изготовление макета «Почва»

Игра «Определи состав почвы»

март

Растения нашего края

Изготовления лото и домино «Редкие растения»

Составление гербария: «Плоды и семена», «Породы деревьев»

Экскурсия в мини-музей «Уголок леса»


Игры: «Составь букет», «Цветы», «Угадай растение»

апрель

Весеннее половодье

Чем загрязняется вода?

Без воды нет жизни на земле.

Проект «Весенний лес»

Экскурсия в мини-музей «Уголок леса»

Экскурсия в лес, парк.

Опыты и эксперименты кружок «Почемучка»


Игры: «Кто живет в воде?», «Откуда берутся снег и лед?»

май

Жизнь дана на добрые дела:

- охраняемые территории

- заповедники

- памятники природы

Проект «Экологическая тропа»

Экскурсия в лес, парк.

«Лекарственные растения нашей местности»

Труд по уборке участка, парка, сквера


Игра «Экологическая тропа

июнь-август

«Наши маленькие помощники» - насекомые нашего края, места их обитания, характерные особенности.

Экскурсия в парк, в поле, на луг. Целевая прогулка по экологической тропе

Элементарно-поисковая деятельность

Игры «Спасатели», «Зеленая аптека»







Участие педагогов в проектной деятельности


Руководитель проекта

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Руководитель кружка

«Чудо- кисточка»


Руководитель кружка «Почемучка»


Организационная работа по этапам проекта, консультирование родителей и педагогов в выборе методов содействия детской проектной деятельности, помощь по запросу.


Помощь детям в определении детской цели. Помощь в подготовке и проведении всех видов работы по проекту.

Помощь детям, педагогам и родителям в подготовке концерта агитбригады «Мы хотим, чтоб от народа не страдала бы природа»

Помощь детям в подготовке, оформлении рисунков и зарисовок детей о природе.

Экспериментально- опытническая деятельность













Работа с родителями по проекту


Мероприятия

Срок


Общая родительская встреча «Экологический КВН» (совместно с детьми и педагогами)

Фотовыставка «Мой ребенок летом»


сентябрь

«Осень – рыжая колдунья» - конкурс на лучшую композицию из цветов и природного материала


октябрь

Акция «Домики для птиц» (изготовление кормушек)


ноябрь

Консультация «Экология и дети»


декабрь

Конкурс экологических плакатов и рисунков «Красота природы»


январь

Игра «Поле чудес» (экологические игры)


февраль

Неделя экологии

март


Акция «Зеленый двор»


апрель

Участие в смотре-конкурсе «Наш участок краше всех»


май



Мониторинг эффективности проекта


Этапы

Данные оценки

Методы


Критерии

Подготовительный

1. Нормативно–правовая база


2. Изучение методической литературы

3. Определение участников проекта

4. Регламентирование сроков проекта

5. Обозначение цели проекта

Анализ документации

Изучение

Собеседование

Анализ

Анализ


Обеспечение нормативными правовыми материалами

Организационный

1. Предметно-развивающая среда

2. Перспективное, календарное планирование

3. ЗУН детей

4. Осведомление родителей по теме

5. Осведомление педагогов по теме

Анализ среды

Анализ документации

Анализ анкет

Анализ анкет

Изучение

Беседы , наблюдения , тесты

Соответствие среды требованиям программы

Наличие и соответствие программным требованиям

Уровень подготовленности программным требованиям

Наличие

Основной

1. Организация образовательного процесса:

  • занятия

  • беседы

  • наблюдения, экскурсия, походы

  • прогулки

  • конкурсы, викторины

  • чтения

  • игротеки

  • акции

  • выставки

  • театрализованная деятельность

  • праздники

  • сотрудничество с семьёй

Беседы, посещения, наблюдения, контроль

Самовыражения детей в разных видах деятельности. Осознанное понимание нравственных черт, забота и бережное отношение к природе

Аналитический

Результаты работы мониторинга:

1. Мониторинг работы с педагогами


2. Мониторинг работы с родителями


3. Мониторинг работы с детьми


4. Анкетирование

Анализ документации, беседы, наблюдение

Результаты в %

Положительная динамика развития нравственных черт ребёнка

Повышение педагогического мастерства педагогов

Успешное сотрудничество с семьёй

Положительные отзывы родителей.

Повышение экологической культуры всех участников проекта





Научно-методическое обеспечение проекта


Экологическое воспитание это воспитание нравственности, духовности и интеллекта.

Человек и природа….Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома - Земли.

Программа «Радуга» Т. Дороновой представляет материалы, рекомендации по работе с детьми, родителями по экологическому воспитанию. Содержание программы заключается в том, что бы помочь работникам дошкольных образовательных учреждений в организации и проведении работы с детьми и родителями. Кроме того, в программе имеются конкретные рекомендации по работе с детьми в соответствии с возрастом. Выложены задачи над которыми должны работать педагоги.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогике, которая отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.

Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова, П.Г. Саморукова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева). Особое внимание уделяем пособию С.Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Суть нового направления заключается в следующем.

В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно - правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада. Он узнает, что у всего живого, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимым для его жизни. Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Методическое пособие «Юный эколог» С.Н. Николаевой содержит технологию формирования начала экологической культуры у детей 6-7 лет. Она построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познаний того, что растет и живет рядом с ребенком. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Хорошее впечатление оставляет книга В. Танасийчука «Экология в картинках» (М.: Детская литература) предназначенная для детей старшего дошкольного возраста.

Автор книги в форме отдельных рассказов раскрывает основные понятия и законы экологии, дает упрощенные формулировки. В построении книги, последовательности рассказов отчетливо просматриваются три содержательные линии, которые направлены на: 1) ознакомление детей с явлениями приспособленности животных и растений к среде обитания (рассказы «Почему белые медведи не живут в лесу?» , «Где зимуют лягушки?», «Слепые землекопы» и др.);

2) ознакомление с взаимосвязями живых организмов внутри биоценозов (рассказы «Цепочки в лесу», «Невидимые весы» и др.);

3) популярное введение детей в различные аспекты взаимодействия человека с природой – ее загрязнения, охраны (рассказы «Морские коровы и Красная книга» , «Что такое кислый дождь» и др.).

Чтение книги осуществляется в течение всего учебного года и органически сочетается со всеми другими формами работы.

Важным методом экологического воспитания является слово, его правильное использование в различных формах работы с детьми. В данной технологии словесный метод связан прежде всего с чтением книги « Экология в картинках»: само чтение рассказов (чаще всего неоднократное), вопросы к тексту, пояснения воспитателя, пересказ детей, беседа о прочитанном – все это разные формы речевой деятельности, позволяющие ребенку понять новую информацию и обнаружить свое понимание чаще всего недоступных для наблюдения явлений природы, их взаимосвязи между собой.

Эти методические пособия по экологическому воспитанию обеспечивают всестороннее развитие ребенка. Весь учебный год совершенствуются интеллект детей: непрерывно расширяет кругозор, развиваются сенсорика и наблюдательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, использовать мерку, схемы; развиваются разные формы речи – диалог, описание, рассказ. Реализация пособий на практике поднимает уровень экологической культуры воспитателя, обеспечивает сдвиг в уровне экологической воспитанности дошкольников.



Компоненты экологической культуры





Обучение

Развитие

Воспитание



Интерес к природе, знания о природе



Чувства по отношению к природе



Мотивы, определяющие поступки по отношению к природе


























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!