СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование эстетической культуры младших школьников на уроках чтения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Умение понимать и переживать прекрасное не даётся человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность необходимо развмвать. Наиболее благоприятная обстановка для этого складывается на уроках чтения.

Просмотр содержимого документа
«Формирование эстетической культуры младших школьников на уроках чтения.»

Формирование эстетической культуры младших школьников на уроках чтения.


Умение понимать и переживать прекрасное не даётся человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать. Наиболее благоприятная обстановка для этого складывается на уроках чтения.

Все дети любят читать и слушать сказки, заучивать и декламировать стихи. Первоклассники на уроках знакомятся с произведениями классики. Чудесные стихи Пушкина, Тютчева, Некрасова и других поэтов позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоуханнее летнего утра, ощутить резкое дыхание метели, испытать глубокое чувство любви к родной природе, Родине.

Значительная часть произведений, помещённых в книге для литературного чтения, посвящена природе нашей страны. Это прекрасный материал для эстетического воспитания школьников.

Наблюдения и экскурсии в природу помогают учащимся полнее воспринять то, что им сообщают на уроках. Целенаправленное общение детей с природой, пробуждение у учащихся эстетических чувств при созерцании её красоты – всё это имеет место в практике многих учителей, в том числе и моей.

Тактично проведённые наблюдения, например за зимним пейзажем, вызывают у детей немало эстетических эмоций.

- Красивы снежные просторы полей, они, как великолепные ковры, сверкают в холодном солнечном сиянии, зелёные сосны и ели украшены кружевом серебристого инея. А вот падают лёгкие редкие снежинки. Приглядитесь, дети, к их рисунку, и вы заметите, что ни одна не повторяет другую. Обратите внимание на только что выпавший снег, он как пух, а в сугробе он совсем другой – здесь уже не снежинки, а как бы твёрдые крупинки,- так говорила я детям на одной из экскурсий.

Немаловажную роль в воспитательном отношении играют и наблюдения по заданию учителя, например: обратить внимание по пути в школу на снежинки, падающие на землю, на деревья, на одежду, на цвет неба зимой, как ведут себя птицы и т.д.

Наблюдения за окружающей детей жизнью по специальным заданиям, связанным с содержанием статей, которые читаются на уроках, вызывают у учащихся первичные эмоциональные переживания, приучают детей быть внимательными при работе с текстами, воспитывают любовь к родной природе, учат замечать прекрасное вокруг себя.

Работая над текстом, я возвращаю учеников к тому, что они видели в природе. Это помогает детям не только понять радость, которую они пережили, непосредственно наблюдая за природой, но и глубже вникнуть в содержание художественного произведения, ярче увидеть ту картину, которую нарисовал поэт словами. Внимание к образной стороне художественных произведений обогащает речь учащихся, что также крайне важно в эстетическом направлении.

Я с первого класса обучаю учащихся такому аналитическому чтению художественных текстов, когда обращается внимание на особенности жанра, пейзажных зарисовок, на использованные художником изобразительные средства языка.

Научиться глубже вдумываться в смысл произведения, во взаимоотношения персонажей, научиться проникать в мир чувств героев – это, по моим многолетним наблюдениям, вполне посильно для первоклассников. В этом деле большую пользу могут оказать картины художников-живописцев, отрывки из музыкальных произведений наших прославленных композиторов. Так, при работе над стихотворением И. Сурикова « Белый снег пушистый» уместно привлечь репродукции картин А. Пластова « Первый снег», К. Коровина «Зимой» и музыкальные фрагменты из альбома П.И.Чайковского « Времена года».

Труднее подготовить детей к восприятию текстов на исторические темы, особенно когда нужно мысленно перенестись в прошлое. Вот, например, как я провела урок чтения стихотворения М. Исаковского « Навек запомни!»:

Куда б ни шёл, ни ехал ты

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись…

При чтении этих строк детям, не знавшим всех бед, принесённых войной, важно было внушить чувство торжественной печали, показать, что в одной из братских могил покоится

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал всё, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

Перед чтением этого произведения я провела беседу о погибших в Великую Отечественную войну воинах, о наших земляках – героях.

В канун Дня Защитников Отечества и Дня Победы я водила первоклассников к памятнику погибшим воинам. Здесь я рассказывала учащимся о тех, кто не пришёл с войны, отдав жизнь за Родину. Затем мы прочитали наизусть стихотворение « Навек запомни!».

После этого в классе мы работали над постановкой логических ударений, пауз, интонаций. В заключение выразительно прочитали все стихотворение и прослушали песню « За того парня» из кинофильма « Минута молчания».

Каждый урок чтения, хорошо продуманный с точки зрения его роли и значения в эстетическом развитии учеников, является важной ступенью в формировании эстетической культуры младших школьников.