Формирование эстетической культуры младших школьников на уроках чтения.
Умение понимать и переживать прекрасное не даётся человеку от рождения, его, как и всякую человеческую способность, необходимо развивать. Наиболее благоприятная обстановка для этого складывается на уроках чтения.
Все дети любят читать и слушать сказки, заучивать и декламировать стихи. Первоклассники на уроках знакомятся с произведениями классики. Чудесные стихи Пушкина, Тютчева, Некрасова и других поэтов позволяют детям яснее услышать первый звон капели, острее почувствовать благоуханнее летнего утра, ощутить резкое дыхание метели, испытать глубокое чувство любви к родной природе, Родине.
Значительная часть произведений, помещённых в книге для литературного чтения, посвящена природе нашей страны. Это прекрасный материал для эстетического воспитания школьников.
Наблюдения и экскурсии в природу помогают учащимся полнее воспринять то, что им сообщают на уроках. Целенаправленное общение детей с природой, пробуждение у учащихся эстетических чувств при созерцании её красоты – всё это имеет место в практике многих учителей, в том числе и моей.
Тактично проведённые наблюдения, например за зимним пейзажем, вызывают у детей немало эстетических эмоций.
- Красивы снежные просторы полей, они, как великолепные ковры, сверкают в холодном солнечном сиянии, зелёные сосны и ели украшены кружевом серебристого инея. А вот падают лёгкие редкие снежинки. Приглядитесь, дети, к их рисунку, и вы заметите, что ни одна не повторяет другую. Обратите внимание на только что выпавший снег, он как пух, а в сугробе он совсем другой – здесь уже не снежинки, а как бы твёрдые крупинки,- так говорила я детям на одной из экскурсий.
Немаловажную роль в воспитательном отношении играют и наблюдения по заданию учителя, например: обратить внимание по пути в школу на снежинки, падающие на землю, на деревья, на одежду, на цвет неба зимой, как ведут себя птицы и т.д.
Наблюдения за окружающей детей жизнью по специальным заданиям, связанным с содержанием статей, которые читаются на уроках, вызывают у учащихся первичные эмоциональные переживания, приучают детей быть внимательными при работе с текстами, воспитывают любовь к родной природе, учат замечать прекрасное вокруг себя.
Работая над текстом, я возвращаю учеников к тому, что они видели в природе. Это помогает детям не только понять радость, которую они пережили, непосредственно наблюдая за природой, но и глубже вникнуть в содержание художественного произведения, ярче увидеть ту картину, которую нарисовал поэт словами. Внимание к образной стороне художественных произведений обогащает речь учащихся, что также крайне важно в эстетическом направлении.
Я с первого класса обучаю учащихся такому аналитическому чтению художественных текстов, когда обращается внимание на особенности жанра, пейзажных зарисовок, на использованные художником изобразительные средства языка.
Научиться глубже вдумываться в смысл произведения, во взаимоотношения персонажей, научиться проникать в мир чувств героев – это, по моим многолетним наблюдениям, вполне посильно для первоклассников. В этом деле большую пользу могут оказать картины художников-живописцев, отрывки из музыкальных произведений наших прославленных композиторов. Так, при работе над стихотворением И. Сурикова « Белый снег пушистый» уместно привлечь репродукции картин А. Пластова « Первый снег», К. Коровина «Зимой» и музыкальные фрагменты из альбома П.И.Чайковского « Времена года».
Труднее подготовить детей к восприятию текстов на исторические темы, особенно когда нужно мысленно перенестись в прошлое. Вот, например, как я провела урок чтения стихотворения М. Исаковского « Навек запомни!»:
Куда б ни шёл, ни ехал ты
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись…
При чтении этих строк детям, не знавшим всех бед, принесённых войной, важно было внушить чувство торжественной печали, показать, что в одной из братских могил покоится
Твой самый лучший друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
Перед чтением этого произведения я провела беседу о погибших в Великую Отечественную войну воинах, о наших земляках – героях.
В канун Дня Защитников Отечества и Дня Победы я водила первоклассников к памятнику погибшим воинам. Здесь я рассказывала учащимся о тех, кто не пришёл с войны, отдав жизнь за Родину. Затем мы прочитали наизусть стихотворение « Навек запомни!».
После этого в классе мы работали над постановкой логических ударений, пауз, интонаций. В заключение выразительно прочитали все стихотворение и прослушали песню « За того парня» из кинофильма « Минута молчания».
Каждый урок чтения, хорошо продуманный с точки зрения его роли и значения в эстетическом развитии учеников, является важной ступенью в формировании эстетической культуры младших школьников.