СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Своевременное формирование всех компонентов речевой системы, в том числе и грамматического строя речи - это необходимое условие полноценной подготовки детей к школе.

Просмотр содержимого документа
««Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»»





Сообщение на тему:





«Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста «












Подготовила

Воспитатель 1 категории

МДОУ №20 «Веснушки» Рыбалко Н. В.

Сообщение из опыта работы «Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста «

Одной из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Своевременное формирование всех компонентов речевой системы, в том числе и грамматического строя речи - это необходимое условие полноценной подготовки детей к школе. Любые, даже незначительные недостатки в развитии речи детей, могут повлиять на его психическое развитие в целом, отразиться на его учебной деятельности, сказаться на его успеваемости в школе, способствовать развитию у него отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма). В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.

Для того чтобы целенаправленно, дифференцированно, комплексно решать задачи по формированию грамматического строя речи, в начале учебного года мы провели мониторинг, обследовали и проанализировали состояние речи наших детей. Нами было выяснено, что дети нередко допускают речевые ошибки. Некоторые дети испытывают затруднения в подборе нужного слова из-за его незнания, заменяют слово близким по значению, но не точным (вместо «свинья» - «хрюшка», вместо «хобот» - «нос»). Иногда дети правильно воспроизводят слова при рассказывании стихотворения или пересказе, но не могут объяснить значение некоторых слов, так как воспроизводят их механически.

При составлении рассказов и при пересказах рассказы детей  бывают недостаточно развернутыми, схематичными, с бедным словарем. В их речи недостаточно прилагательных, наречий, причастий, глаголов. По этой же причине дети затрудняются сформулировать свой ответ или свое высказывание в логически правильно выстроенную и грамотно оформленную фразу, выразить свои мысли, чувства, эмоции.

Достаточно часто на поставленный вопрос дети отвечают односложным ответом, а на вопрос причинно-следственного характера со словом     «Почему …?» начинают ответ со слов «Потому что …», опуская первую часть сложно - подчиненного предложения.

Некоторые дети допускают ошибки при образовании притяжательных и относительных прилагательных («лисиный хвост», «виноградовый сок»), испытывают затруднения при подборе однокоренных слов к заданному слову, употреблении неизменяемых форм существительных («много пальтов», «пианинов»), родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе («не стало воробея», «много окнов»,) и т.п.

Причины подобных проблем в речи детей разные. Одной из причин может быть неправильное речевое воспитание детей в семье, когда с детьми младшего дошкольного возраста излишне долго «сюсюкают», копируя речь малышей и умиляясь их лепету, вместо того, чтобы давать образец правильной речи, что, соответственно, тормозит речевое развитие ребенка. Иногда, наоборот, родители старших дошкольников современный принцип педагогики «общение с ребенком на равных» воспринимают буквально, разговаривая с ним  как со взрослым, употребляя сложные для детского восприятия слова и выражения, не объясняя их смысла.

В нашей группе 29 детей, из них 7 с высоким уровнем речевого развития, 3- с низким, остальные со средним уровнем развития.

4-ро детей занимаются с логопедом.

Учитывая все недостатки, ошибки, проблемы формирования грамматического строя речи детей, мы поставили перед собой следующие задачи:

  • Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

  • Совершенствовать умения образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

  • Помочь детям в правильном построении сложноподчиненных предложений, использовании языковых средств для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

  • Научить детей способам словообразования существительных, глаголов, прилагательных, наречий, причастий;

  • обращать внимание на морфологический состав слов, правильно изменять слова и сочетать их в предложениях, правильно составлять простые распространенные предложения из 3-4 слов, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употреблять различные конструкции предложений



Для успешного решения этих задач мы изучили программу «От рождения до школы», «Методику развития речи» А.М. Бородич, Бондаренко А.К., «Методику развития речи» О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной, «Дидактические игры в детском саду» А.К.Бондаренко, наглядно-методический альбом «Говори правильно» О.И.Соловьевой, разработали перспективный план по развитию речи, конспекты интегрированных занятий, создали картотеку дидактических игр для развития словаря и грамматического строя речи. В группе создали определенные условия:

  • организовали речевую среду

  • подобрали соответствующую познавательную и художественную литературу,

  • предметные и сюжетные картинки,

  • атласы, альбомы, справочники, детские энциклопедии,

  • словесно-логические игры, игры по развитию связной речи, лексико-грамматические: «Кому что надо для работы» на образование существительных дательного падежа единственного и множественного числа, (Кастрюля, сковородка, мясорубка, нож нужны для работы повару), на составление сложноподчиненных предложений (Повару нужна кастрюля, чтобы готовить в ней суп).

«С какого дерева упал листок» на образование существительных родительного падежа единственного числа (Этот листок упал с березы).

«Кто у кого» на образование существительных, обозначающих названия детенышей животных, птиц в единственном и множественном числе (У коровы теленок, телята).

Основной формой организации этой работы является ООД, как ведущая форма обучения детей.

Формирование грамматического строя речи в системе воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в соответствии с ФГОС мы проводим через интеграцию образовательных областей с другими образовательными областями:

-с образовательной областью «Познавательное развитие» через расширение кругозора детей, включение элементов речемыслительной деятельности, сенсорное развитие. Например, на математике учим согласовывать числительные с существительными (десять груш, трое ребят и т. д.) или (одна кукла, две куклы, пять кукол). Во время знакомства детей с предметным окружением, когда дети определяют качества предметов и подбирают определения к ним, учим их согласовывать прилагательные с существительными, например: металл холодный, тяжелый, прочный. При ознакомлении детей с природой проводим дидактические игры на подбор слов, близких по смыслу, синонимов. Например, игра «Какой, какая, какое» ( заяц трусливый, пугливый, боязливый..), на образование существительных, обозначающих названия животных, в единственном и множественном числе, например: игра «Кто у кого» (у козы – козленок, козлята; у тигра – тигренок, тигрята). Во время чтения художественной литературы через развитие литературной речи. После чтения произведений мы просим детей охарактеризовать героя, сказать какой он или она. При ответах дети упражняются в подборе определений, в согласовании слов в предложении в роде, числе, падеже. Задаем вопросы, на которые они отвечают, упражняясь в построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

- С образовательной областью «Социально-коммуникативное развитие» через развитие игровой деятельности детей (сюжетно – ролевые игры театрализованные), приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

-с образовательной областью «Физическое развитие» через использование грамматических игр с движениями, упражнений пальчиковой гимнастики. Мы проводим такие игры, как «Назови ласково», где дети последовательно передают друг другу мяч, называя имя соседа с уменьшительно - ласкательным суффиксом или название животного, птиц, мебели или посуды; игра «Скажи наоборот», где дети перебрасывая мяч друг другу, упражняются в подборе противоположных по значению слов, антонимов: сильный- слабый, тяжелый- легкий, длинный- короткий и т. д.. Такие дидактические игры и упражнения мы проводим во время ООД в заключительной части занятия, как физкультурные паузы, а также на прогулках.

Формирование грамматической стороны речи дошкольников входит в содержание раздела образовательной программы «Речевое развитие» и является частью задач по развитию всех компонентов устной речи и практического овладения нормами речи.

По развитию речи мы проводим ООД фронтально. Создаем условия   для самостоятельной деятельности и проводим индивидуальные занятия, используя речевую среду группы.

Для детей, имеющих средний или низкий уровень развития речи, имеющих различные речевые проблемы  и  пробелы, мы проводим специально организованные подгрупповые или индивидуальные занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в утреннее и вечернее время. Упражняем их через дидактические игры и упражнения в словообразовании. Например: в подборе однокоренных слов, давая образец, объясняем, что эти слова разные. Но они связаны друг с другом по смыслу и звучат похоже, это слова родственники (грустный, грустит, грустно; веселый, весело, веселится).., в образовании существительных с суффиксами (сок из груши- грушевый, из яблок- яблочный, из винограда- виноградный; варенье из черники- черничное, из клубники- клубничное), глаголов с приставками (ехал, съехал, приехал, наехал, уехал); в согласовании слов с помощью предлогов, падежных, родовых окончаний, учим говорить развернутыми фразами. Многим детям трудно дается упражнение в составлении сложно подчиненных предложений, используя для соединения их частей такие языковые средства, как: чтобы, когда, потому что, если, если бы. В связи с этим мы проводим такие игры и упражнения, как: «Если бы я был…, «Закончи предложение», «Составь рассуждение». Например: »Зайчонок решил пригласить на праздник своих друзей, но никого в лесу не нашел». Почему?

Иногда мы проводим индивидуальную работу перед занятием с детьми, имеющими низкий уровень знаний, чтобы подготовить их к восприятию нового материала, чтобы эти дети почувствовали себя увереннее на занятии.

В своей работе мы используем разнообразные приемы обучения: наглядные, словесные, практические, игровые. Иногда используем такой компонент игры, как роль. Например бабушка - Загадушка загадывает загадки, а человек Рассеянный , как всегда все путает, а дети его исправляют. Дети с радостью встречают, пришедших к ним в гости или за помощью игровые персонажи: Буратино, Петрушку, Незнайку, которые просят научить их чему то.

Достоинство игровых методов и приемов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают сконцентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью.

Решение учебной задачи сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями. Повышается внимание детей, активность.

Большую роль по формированию у детей грамматической стороны речи мы отводим речевым дидактическим играм, которые позволяют ненавязчиво, в ведущем для детей виде деятельности – игре, развить речевые возможности детей, восполнить имеющиеся пробелы и проблемы в речевом развитии, предупредить возможные, характерные для определенного дошкольного возраста, ошибки в речи.

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи  планируем и проводим, как часть занятия по «Речевому развитию», «Познавательному », «Физическому», «Социально- коммуникативному» и Это игры направлены на подбор определений к существительным и согласовании их в числе, роде: «Подбери признак», «Какой, какая, какое», синонимов и антонимов к существительным и глаголам: « Близкие слова», «Скажи наоборот»; на образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: « Скажи ласково» на заданную тему; однокоренных слов к заданному слову: « Слова – родственники»; на образование формы родительного падежа множественного числа ( носки –носков, чулки – чулок, гольфы – гольфов, ботинки – ботинок, рейтузы- рейтуз): «Доскажи словечко»; на образование сложноподчиненных предложений, используя слова «потому что»: «Объясните, почему?» и другие. Иногда на одном занятии мы используем нескольких дидактических игр; также используем дидактические игры, как паузу во время занятия с выполнением движений, действий; в свободное от занятий время, на прогулке. Дидактические игры содействуют обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (мышление, воображение), повышают интерес, способствуют развитию устной речи.

Для детей  младшего дошкольного возраста на начальном этапе работы особенно актуальной является опора на наглядность. Грамматические игры и упражнения сначала мы проводили с наглядным сопровождением и только потом – в старших группах в устном варианте. Таким образом эффект проводимости грамматической работы значительно усиливается. В старшем дошкольном возрасте наглядность стали использовать по мере необходимости, а также в зависимости от количества играющих.

Начиная с младшей группы мы начали работу по накоплению и обогащению словаря, совершенствованию грамматического строя речи, обучению разговорной речи. Для этого организовывали специальные игры и игровые упражнения с грамматическим содержанием: на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных, на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных обозначающих детенышей животных. В своей работе мы использовали такие игры, как «Один-много», « Назови семейку» на употребление названий животных и их детенышей в ед. и мн. числе; на употребление названий животных и их детенышей в род. падеже. мн. числа »Чего много»; «Отгадай где Зайка», на активизацию предлогов. Обращали внимание на усвоение морфологической стороны речи: это согласование слов, образование сравнительной степени прилагательных. Учили детей словообразованию существительных суффиксальным способом, глаголов с помощью приставок. Решая эти задачи в младшем и среднем дошкольном возрасте, мы использовали такие дидактические игры, как »Назови ласково», «Что делаем, что сделали».

  Значительную часть заданий направляли на то, чтобы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого, поэтому мы пользовались основным приемом обучения - образец правильной грамматической формы, который дает воспитатель. Затем, по аналогии с образцом, дети самостоятельно образовывали новые формы.

Мы никогда не повторяем допущенную ребенком ошибку, а даем образец правильной формы и просим малыша повторить ее. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач: обогащения и активизации словаря, формирование грамматического строя речи, воспитания звуковой стороны речи.

У ребенка младшего дошкольного возраста уровень связности речи во многом зависит от его умения строить отдельные предложения и соединять их в связный текст. В процессе совместного со взрослым рассказывания ребенок усваивает разные типы синтаксических связей. Именно такое обучение помогает детям в дальнейшем использовать в связном высказывании не только формально-сочинительные средства связи (это очень распространенный способ), но и многое другое.

При рассматривании игрушек мы подводили детей к составлению описательных рассказов. Рассматривание начинали с выполнения детьми лексических и грамматических задач: они подбирали нужные определения, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строили связное высказывание сначала совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно.

В средней группе работу по формированию грамматического строя речи мы продолжили. В средней группе эта работа занимает значительно больше места, чем во второй младшей, и имеет важнейшее значение для всего последующего речевого развития детей.

Расширяется круг грамматических категорий, которые дети усваивают в процессе специальных игр и упражнений. Некоторые задания мы стали выполнять без наглядного материала. Предоставлять большую самостоятельность в образовании грамматических форм: предлагали воспроизвести не только сказанное, но и творчески применить усвоенное.

Наряду с уже известными детям играми и игровыми упражнениями в средней группе проводили новые: «Чего не хватает Мишке, чтобы пойти на прогулку?» (на образование форм родительного падежа множественного числа имен существительных), «Поручения» (на образование форм повелительного наклонения глаголов), «Магазин» (на употребление названий предметов посуды), «Вы хотите, мы хотим» (на спряжение глагола «хотеть» и т. д).

Мы старались подбирать словесный материал для игр таким образом, чтобы ребенок на интуитивном уровне мог уловить грамматическое правило, например, правило выбора окончаний существительных в родительном падеже множественного числа в зависимости от окончания в именительном падеже (полы, столы – полов, столов, но стулья, деревья – стульев, деревьев). Грамматические правила детям не даются, но подбираются с их учетом.

В средней группе проводили игровые упражнения, с помощью которых учили детей правильно согласовывать слова. Например, выполняя упражнение «Загадка», дети при определении родовой принадлежности существительного ориентировались на окончания слов (Отгадайте кто это? Белая, пушистая т. п.).

Совершенствование структуры и грамматической правильности предложений в речи детей, активизация сложносочиненных и сложноподчиненных осуществляются в процессе обучения связной речи, поэтому в старшей группе мы стали уделять больше времени пересказам и рассказыванию в ситуации письменной речи: ребенок не просто говорит – он диктует свой рассказ, а воспитатель записывает. Такой прием замедления темпа речи говорящего, позволяет ему заранее продумывать высказывание, вносить в него исправления.

Большое значение на ООД имеет решение проблем речевых задач, с помощью которых дети учатся творчески применять свои знания и представлении. Например, игра «Узнай, кто это». Мы, а затем сами дети изображают движения, характерные для той или иной профессии, рода занятий: бег, прыжки, катание на лыжах, игру на музыкальных инструментах и т.п.. При отгадывании складывается ситуация, требующая, чтобы ребенок самостоятельно образовывал новые слова. Руководя игрой, мы поощряем поиск, хвалим, если слово образовано правильно, или подсказываем, если кто-то испытывает затруднения. (Катается на лыжах в горах – горнолыжник, учит детей в школе – учитель и т.п.) Поощрением является игровое правило: загадывает новую загадку тот, кто правильно отгадал предыдущую.

Старших детей познакомили с образованием трудных форм существительных по аналогии с образцом (ботинок, носков, чулок, тапочек и т.п.). Здесь мы сочетали рифмовки с показом картинок («Мы увидели сорок без …. ботинок и …. чулок и щенков без …. носков). Грамматический материал закрепляли в новых играх и игровых упражнениях: «Чего не хватает для работы» (на образование форм родительного падежа существительных), «Мишка и Буратино разговаривают по телефону» (на спряжение глагола звонить), «Угадай, где я был?» (на образование форм винительного падежа множественного числа существительных, обозначающих животных). В старшей группе ввели новый вид работы – ознакомление со словесным составом предложения, учили детей составлять простые и сложные предложения по образцу воспитателя; с опорой на начальные слова. Например: «Размытое письмо» (построение сложноподчиненных предложений) и т.д.

Работу по формированию грамматического строя речи мы продолжили в подготовительной группе. Она охватывает решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи и направлена на обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями, на активизацию их использования в разных формах общения, воспитание критического отношения к собственной и чужой речи.

В этой группе мы продолжили работу по согласованию имен существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложнились. Задания стали давать в таком виде, чтобы дети были вынуждены сами находить правильную форму: «Спроси у белочки сколько у нее лап? Спроси про уши, хвост, глаза?».

Стали усложнять задания на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов: бежал – перебежал ( на другую сторону), забежал (в дом), убежал(из дома); веселый- веселится, грустный- грустит.

В подготовительной группе имеют место существенные индивидуальные различия в речевом развитии. Они зависят в большей мере от того, какая воспитательно-образовательная работа проводилась в предшествующих группах. Проводя различные упражнения, мы осуществляем индивидуальный подход, вносим коррективы на основе учета особенностей речевого развития детей. Например, продолжили работу, начатую в старшей группе по образованию названий посуды (сахарница, хлебница, салфетница и т.п.). Наряду с наименованиями, образованными при помощи суффикса –ниц-, мы предложили «наименования-исключения» солонка, масленка и т.п.) . Прежде чем проводить занятие, мы показали детям эти предметы, познакомили с названиями, подчеркнули различия, чтобы при словообразовании не провоцировать ошибки .

При образовании новых слов дошкольники допускают ошибки, которые почти неизбежны. Работа по исправлению ошибок составляет важный раздел работы по формированию грамматического строя речи. Ошибки мы стараемся исправлять в тактичной форме: «Скажи правильно», делаем замечание: «Ты не следишь за своей речью. Мы уже знаем, как говорить правильно» и т.п. Бестактность более вредна, чем сама ошибка, поскольку пассивность, обеспечивающая «безошибочность», почти полностью исключает усвоение ребенком программного материала.

Для исправления ошибок в речи детей, даем им задания на самопроверку. Если, подбирая существительное к прилагательному, ребенок ошибся, мы предлагаем: «Давай проверим, что у нас получилось: «большой ваза», «грамотно ли это сказано?». В данном случае предлагаем ребенку произнести словосочетание вслух самому, чтобы он услышал допущенную ошибку.

В подготовительной группе уточняем и закрепляем правильное употребление «трудных» глаголов: одевают – кого-то, надевают – что-то; одевать – Зину, Ваню, куклу; надеть – шапку, ботинки и т.п., при этом обращаем внимание на слова антонимы: одеть – раздеть, но надеть – снять.

Подобные правила касаются норм литературной речи. Их дети должны знать и использовать при исправлении собственных ошибок.

С началом учебного года мы продолжили совершенствовать умения детей образовывать однокоренные слова (по образцу), учим подбирать однокоренные слова к заданному слову. Например: »Послушайте слова – учить, учитель, учительница. Какая часть у этих слов – родственников общая? А у слова «школа» есть родственные слова? (школьник, школьный, школьница).

В систему развития у детей подготовительной группы грамматической стороны речи входит и работа над формированием различных видов и типов предложений, как в отдельных упражнениях, так и при составлении коллективного письма. Здесь мы учим детей построению сложно – сочиненных и сложно – подчиненных предложений, развиваем самоконтроль. Особое внимание уделяем синтаксической стороне речи - умению строить не только простые распространенные предложения, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводим упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом (Дети пошли в лес, чтобы…Они оказались там, где…).

В грамматической работе с детьми над предложениями мы используем различные упражнения:

* составление предложений по опорным словам и графическим схемам, *составление предложений с помощью вопросов,

*составление сложных предложений из двух простых с помощью союзов «а», «потому что», «так что», «если», «если бы» и др.  

С этой целью мы проводим с детьми дидактические игры типа «Помоги  Незнайке», «Живые слова», «Перепутаница», «Закончи предложение», «Что сначала, что потом», «Что будет, если…», «Если бы…» и др.

Как правило, на занятиях предусматриваем сообщение дошкольникам новых знаний, формирование новых умений. Закрепление материала планируем в других видах деятельности. Например, в ходе различных подвижных игр, а также в ходе различных прогулок, экскурсий обращаем внимание детей на новые слова (уменьшительные формы), а также не забываем корректно исправлять ошибки.

В индивидуальных и подгрупповых формах грамматической работы с детьми мы используем настольные дидактические игры с грамматическим содержанием.  Это полиграфические настольные игры («Противоположности», «Большие и маленькие», «Четвертый – лишний» и другие) и рукотворные, сделанные своими руками, которые помогают нам решать разные грамматические задачи, используя один и тот же наглядный материал. Это такие игры, как «Чего нет?» (форма им. существительного в родительном падеже ед. числа), «Что без чего?» (форма существительного в родительном падеже ед. числа с предлогом «без»), «Что забыл нарисовать художник?» (форма им. существительного в винительном падеже единственного числа) и т.п.

Чтобы повысить интерес детей, внимание, сосредоточенность, в процессе игры используем различную атрибутику,  двигательную активность: проводим игры в кругу с ловлей и бросанием мяча; в виде соревнования между двумя детьми, детьми всей группы или двух команд, с использованием фантов за правильный ответ, в виде викторин. Это такие игры, как:

«Вкусный сок», «Поварята», «Чей листочек?», «Что из чего сделано?» на образование относительных прилагательных от названия фруктов, овощей, продуктов, названий деревьев, различных материалов: сок яблочный, апельсиновый…; суп овощной, рыбный, мясной, грибной…; листочек березовый, кленовый, дубовый…; стакан стеклянный, пластмассовый, деревянный, металлический…

«Чьи хвосты (уши)?», «Бюро находок» (образование притяжательных прилагательных от названия птиц, животных): хвост лисий, заячий, медвежий;

«Женские профессии» на образование существительных с суффиксами «иц», «ниц», обозначающие профессии воспитательница, учительница, продавщица, уборщица, дрессировщица…

«Что в чем живет?», на образование названий посуды: сахарница, хлебница, масленка, солонка;

Большой вклад в развитие речи вносят сюжетно-ролевые игры и игры– драматизации на основе литературных произведений, отгадывание и загадывание загадок, так как   они являются источником для подражания и заимствования речевых оборотов высокохудожественных текстов и вместе с тем предполагают импровизацию, творчество.  

Косвенное влияние на формирование грамматического строя оказывают регулярно проводимые с детьми «пальчиковые» игры, игры с камешками, бусами, мозаикой, поскольку упражнения мелкой моторики руки активизируют также речевые зоны головного мозга (М. М. Кольцова).

Регулярно проводим работу с родителями.  В уголке для родителей поместили рекомендации по формированию грамматического строя речи, перечень дидактических игр, советы логопеда, сделали сообщение на родительском собрании »О формировании грамматического строя речи детей подготовительной группы». В вечернее время проводим индивидуальные беседы с родителями.

Большое влияние на формирование грамматической стороны речи ребенка имеет форма  общения с ним окружающих взрослых, ведь именно взрослые дают ребенку образец правильной литературной речи. Мы стараемся тактично дать рекомендации родителям, близким ребенку взрослым, если  их форма общения с ребенком не способствует его речевому развитию (излишнее «сюсюканье» или общение, не соответствующее возрастным возможностям ребенка).

Проанализировав свой опыт работы по развитию речи, а в частности по формированию грамматического строя, учитывая все недостатки и ошибки, мы пришли к выводу, что у наших детей заметно пополнился словарный запас, дети допускают меньше ошибок при согласовании слов в предложении, научились образовывать однокоренные слова, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной форме, дети научились строить предложения: простые из трех-четырех слов, сложносочиненные и сложноподчиненные. Формирование грамматического строя речи ребенка постепенно совершенствуется, чему способствуют в первую очередь общение, дидактические игры-занятия, речевые, народные и подвижные игры, экскурсии, прогулки и т.д . Понимая, как при этом важна роль взрослого, мы должны продолжать создавать развивающую среду, активнее общаться с ребенком, вовлекая его в совместную деятельность, в общение, всячески поддерживая инициативу и творчество. Работу по формированию грамматического строя речи мы будем продолжать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!