Одной из наиболее глубинных потребностей человека, как писал Э. Фромм, является «потребность связи с окружающим миром», с обществом. Человек с момента своего рождения помещен в общество, он «рожден для общежития и создан жить в обществе себе подобных» (А.Н. Радищев).
Жизнь человека в пространстве отношений между людьми в условиях стремительно происходящих социальных преобразований исключительно сложна. Проблемы, связанные с построением гражданского общества, с нарастающим коммуникационным единством мира, которое далеко не всегда приводит к согласованию интересов людей и взаимопроникновению ценностей, транслируемых обществом, порождают утрату социальных ориентиров, комплекс «гражданской неполноценности». Современному человеку не всегда удается утвердить себя как гражданина общества и одновременно как личность, индивидуальность.
Несмотря на то, что миры различных людей, озабоченных сохранением своей суверенности, расходятся между собой, человек не может жить без сотрудничества с другими людьми.
«Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-нибудь системе, которая направляла бы его жизнь и придавала ей смысл; в противном случае его переполнят сомнения, которые, в конечном счете, парализуют его способности, а значит, и жизнь» (Э. Фромм).
Способность человека «жить» в большой мере обеспечивается его принадлежностью к обществу, гражданином которого он является.
В этой связи одной из важных социально-педагогических проблем является проблема формирования гражданской идентичности школьников.
Необходимость постоянного совершенствования образовательной системы в целях развития общекультурного, личностного, интеллектуального потенциала диктуется процессами глобализации, информатизации, повышенной профессиональной мобильности, требованиями непрерывного образования. Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями образовательной социально-педагогической ситуации, характеризующейся трансформацией сложившейся системы образования, национального воспитания и экологии детства, пересмотром образовательных стандартов в пользу заключения общественного договора, согласующего требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом, государством, изменением контингента учащихся в школах в сторону поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и из-за рубежа составляют реалии социо-экономической и политической жизни нашего общества.
Поликультурное общество обуславливает повышение требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
Госстандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ. [1]
Младший школьный возраст является важным этапом к закладке формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций.
Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, поэтому данный опыт является актуальным на сегодняшний день, и представляет практическую ценность для повышения качества образовательно-воспитательного процесса.
Дополнительное образование детей, согласно Закону «Об образовании в РФ», направлено на формирование индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе.[2]
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
[2] ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273.