СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Формирование гражданской идентичности личности младших школьников на занятиях по дополнительной образовательной программе «Имею право!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одной из наиболее глубинных потребностей человека, как писал Э. Фромм, является «потребность связи с окружающим миром», с обществом. Человек с момента своего рождения помещен в общество, он «рожден для общежития и создан жить в обществе себе подобных» (А.Н. Радищев).

 Жизнь человека в пространстве отношений между людьми в условиях стремительно происходящих социальных преобразований исключительно сложна. Проблемы, связанные с построением гражданского общества, с нарастающим коммуникационным единством мира, которое далеко не всегда приводит к согласованию интересов людей и взаимопроникновению ценностей, транслируемых обществом, порождают утрату социальных ориентиров, комплекс «гражданской неполноценности». Современному человеку не всегда удается утвердить себя как гражданина общества и одновременно как личность, индивидуальность.

Несмотря на то, что миры различных людей, озабоченных сохранением своей суверенности, расходятся между собой, человек не может жить без сотрудничества с другими людьми.

«Человек должен иметь возможность отнести себя к какой-нибудь системе, которая направляла бы его жизнь и придавала ей смысл;  в противном случае его переполнят сомнения, которые, в конечном счете, парализуют его способности, а значит, и жизнь» (Э. Фромм).

 Способность человека «жить» в большой мере обеспечивается его принадлежностью к обществу, гражданином которого он является.

В этой связи одной из важных социально-педагогических проблем является проблема формирования гражданской идентичности школьников.

Необходимость  постоянного совершенствования образовательной системы  в целях развития общекультурного, личностного, интеллектуального потенциала диктуется процессами глобализации, информатизации, повышенной профессиональной мобильности, требованиями непрерывного образования. Актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена особенностями образовательной социально-педагогической ситуации, характеризующейся трансформацией сложившейся системы образования, национального воспитания и экологии детства, пересмотром образовательных стандартов в пользу заключения общественного договора, согласующего требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом, государством, изменением контингента учащихся в школах в сторону поликультурного состава. Рост национального самосознания народов и этнических групп, населяющих Россию, масштабов миграционных процессов как внутри страны, так и  из-за рубежа составляют реалии социо-экономической и политической жизни нашего общества.

Поликультурное общество обуславливает повышение требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов общества, ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.

Госстандарт нового поколения предусматривает формирование знаний фундаментальных наук, воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной активности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ. [1]

Младший школьный возраст является важным этапом к закладке формирования готовности к личностному самоопределению на основе развития самосознания и мировоззрения, выработке ценностных ориентаций.

Формирование гражданской идентичности личности является ключевой задачей социокультурной модернизации общества, поэтому данный опыт является актуальным на сегодняшний день, и представляет практическую ценность для повышения качества образовательно-воспитательного процесса.

Дополнительное образование детей, согласно Закону «Об образовании в РФ», направлено на формирование индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а также на организацию их свободного времени, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе.[2]

 

[1] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

[2] ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273.

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!