СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование и оценка метапредметных образовательных результатов освоения ООП

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Достижение метапредметных результатов возможно посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности  школьников. 

Для этого педагогу необходимо последовательно решить следующие задачи:

  1. Подготовить учащихся к продуктивной работе.
  2. Создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мышление.
  3. Обеспечить осознанность работы.
  4. Продумать организацию деятельности учащихся.
  5. Предложить систему обеспечения деятельности учащихся.
Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Формирование и оценка метапредметных образовательных результатов освоения ООП»

Формирование и оценка метапредметных образовательных результатов освоения ООП

Выступление на конференции руководителей ШМО 2016 год

«Мир стал динамичным.

Новый день приносит новые задачи.

От решения этих задач зависит не отметка в дневнике,

а жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас.

Современному миру нужны яркие личности,

нужны талантливые учителя.

Серость порождает серость.

Огонь зажигает огонь».


Анатолий Гин


Стандарты второго поколения определяют новые требования к результатам обучения. При этом выделяют личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

Особое место, занимают метапредметные результаты, которые включают освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.

Метапредметные результат - это сформированные в ходе обучения навыки и способности, необходимые для самостоятельного обучения и оперирования с информацией.

Метапредметные результаты обучения – это результаты деятельности на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике и перенос во внеучебную (жизненную) деятельность.

Метапредметный результат позволит детям в дальнейшем самостоятельно расширять и изменять собственную квалификацию, а, следовательно сохранять свою ценность в мире стремительного изменения содержания профессий.

Метазнания - знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения).

Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является «надпредметной».

Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач.

Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и в примерной основной образовательной программе основного общего образования от 8 апреля 2015 года содержатся требования к метапредметным результатам обучении.

В соответствии с этим документом, метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1.                 Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и и…………..

Метапредметные результаты являются мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний, решающие проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и учебных предметов, в особенности в головах у школьников. Ученик, работая в разных предметных областях, с разным учебным материалом, использует сходные приемы: анализ, синтез, воображение, схематизацию, проблематизацию и другие. Если ученик владеет этими приемами, то он принимает конкретную тему в контексте целостного восприятия мира.

Как в школе организовать образовательный процесс, формирующий и оценивающий метапредметные результаты? Каждая школа и учитель самостоятельно разрабатывает свою модель, ориентируясь на свои возможности, условия, социальный заказ. Но одно остается неизменным - от знаниевых технологий учитель переходит к деятельностным. При реализации деятельностного подхода, понятна значимость формирования умений управлять своей деятельностью, осуществлять ее контроль и самокоррекцию (регулятивные УУД), навыков сотрудничества (коммуникативные УУД) и, конечно, обрабатывать потоки нескончаемой информации (познавательные УУД.)

Формирование метапредметных результатов обучения

Достижение метапредметных результатов возможно посредством интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников.

Преподавание, сводящееся к трансляции учителем содержания учебника от параграфа к параграфу, не может обеспечить достижения метапредметных результатов даже при грамотной организации учебного процесса. От педагога, желающего качественно улучшить результаты обучения, требуется серьезная работа по осмыслению предметного содержания, его структурированию, ранжированию, а также проектированию приемов грамотного представления.

При этом организационный аспект занятий имеет не меньшее значение, чем содержательный. Для достижения результатов метауровня учащиеся должны научиться мыслить продуктивно. Эффективным средством развития данного умения является организация самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся.

Продуктивная мыслительная деятельность учащихся

Оптимальные условия для развития мыслительных способностей создают ситуации, в которых люди мыслят продуктивно. Не припоминают заученное, не подбирают подходящее средство из освоенного арсенала, а додумываются до того, чего раньше не знали (создают продукт мыслительной деятельности).

Ситуации, позволяющие проявить умение мыслить самостоятельно, встречаются не так часто. А на уроке можно организовать самостоятельный мыслительный процесс, и учитель - тот человек, который должен это сделать. Для этого педагогу необходимо последовательно решить следующие задачи:

  1. Подготовить учащихся к продуктивной работе.

  2. Создать учебную ситуацию, предполагающую самостоятельное мышление.

  3. Обеспечить осознанность работы.

  4. Продумать организацию деятельности учащихся.

  5. Предложить систему обеспечения деятельности учащихся.

1.Подготовка учащихся к продуктивной работе

Подготовка учащихся к продуктивной работе - важный момент, который обычно упускают из виду. Важная роль отводиться в начале урока целеполаганию.

Цель урока:

  • ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»;

  • обобщенный образ максимально желаемого достижения (результата);

  • абстрактный характер и ценностное наполнение;

  • может относиться к теме и к курсу в целом (спор в педагогике о наличии цели у отдельного урока);

  • обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, создание, формирование, воспитание, понимание и т.п.);

  • могут иметь разную ценностную направленность: к знаниям, умениям, отношениям и т.д.

Возможные виды целей:

- дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным – излишне широким);

- развивающие (связаны с умениями);

- воспитательные (могут формулироваться и как ценностные).

Примеры целей урока:

  • Ученик научиться различать…….

  • Ученик получит возможность понимать сущность….

Цель пишется на каждом этапе урока и ее можно продиагностировать конкретными ЗУН.

Чтобы подготовить учащихся к самостоятельному формулированию цели урока или занятия можно показать видеофрагмент или иллюстрацию картин, коллаж рисунков, прочитать стих и т.д. (слайды 10-14).

Задачи в структуре урока:

  • формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.);

  • задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными;

  • относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии);

  • задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия.

Примеры формулировки задач:

  • Доказать

  • Научиться

  • Узнать

  • Устанавливать

  • Уметь

  • Вести

  • Наблюдать

  • Получить

2.Создание учебной ситуации, предполагающей самостоятельное мышление учащихся

Учебные ситуации, предполагающие самостоятельное мышление учащихся, можно создавать на всех этапах учебного процесса, но самым благоприятным является этап представления материала. Задача учителя - по ходу объяснения создать с помощью специальных вопросов и заданий как можно больше ситуаций, когда учащиеся на основании имеющихся знаний и минимальной дополнительной информации самостоятельно приходят к новым умозаключениям или осваивают новые предметные / надпредметные действия. Иными словами, новое знание не дается в готовом виде, а выстраивается пошагово в определенной логике с опорой на результаты продуктивной работы учащихся.

Ситуация создается:

  • умело заданным вопросом,

  • демонстрацией неожиданных свойств предмета,

  • рассказом об увиденном,

  • созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи;

Примеров учебных ситуаций, создающих условия для продуктивного мышления учащихся, достаточно много, например на уроке в 8 классе по теме Внутренняя среда организма

В лаборатории забыли надписать фамилии пациентов на анализах крови. И теперь врачу придется определять, где, чей анализ. У него три пациента, с разными симптомами и три неподписанных анализа крови.
Помогите врачу. Свой выбор обоснуйте.

  • Пациент №1. Жалобы на повышенную утомляемость, бледность, сонливость. Головокружение. Отсутствие аппетита. Боли в мышцах. Учащенное дыхание.

  • Пациент №2. Жалобы на боли в ногах. Появление синих пятен на ногах и теле.

  • Пациент №3. Жалобы на небольшую, но постоянную температуру. Ломота в суставах. Обильное потоотделение.

3. Обеспечение осознанности работы обучающихся

Осознанность - один из важнейших принципов любой работы, но в учебной деятельности (не только школьников, но и студентов, взрослых) соблюдается редко. Когда мы что-либо делаем осознанно, то легко отвечаем на три вопроса: 1) что делаем, 2) каким образом, 3) зачем?

Обеспечение осознанности работы, осознанности предпрофильной, а в дальнейшем и профильной подготовки обучающихся в нашей школе мы реализуем через программы внеурочной деятельности в 5-7 классах, сохраняя преемственность с начальной школой и программы работы научного общества в 8-11 классах.

Для учащихся 5 классов разработана рабочая программа «Основы научной деятельности».


Цель программы: Знакомство школьников с теорией и практикой организации научно-исследовательской работы, способствующей становлению индивидуальной образовательной траектории учащихся через включение в образовательный процесс учебно-исследовательской деятельности в связи с содержанием учебных предметов «Биология» как на уроках, так и во внеурочной среде.

Задачи:

  1. систематизировать представление обучающихся об научной исследовательской деятельности через овладение основными понятиями;

  2. сформировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы;

  3. развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования;

  4. совершенствовать умение поиска информации из разных источников;

  5. формировать культуру публичного выступления;

  6. оказать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на научно-практических конференциях.



Метапредметные результаты для учащихся 5 классов

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (М1);

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (М2);

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (М3);

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения (М4);

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности (М5).


Метапредметные результаты для учащихся 7 классов: охватывают более широкий круг умений


  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (М6);

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (М7);

  • смысловое чтение (М8);

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (М9).


Универсальные учебные действия включают личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.



Организация научно-исследовательской деятельности учащихся старших классов 9-11 осуществляется в рамках научного общества Юный медик

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности для закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций:

формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований;

даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;

воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности;

благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению и самореализации.

Нормативно-правовая база научного общества старшеклассников прописана в положении о научном обществе.

1.6 Метапредметные результаты для учащихся 9-11 классов:



  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (М10);

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции) (М11);

  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации (М12).

4.Организация деятельности учащихся

Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий.

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.

Применение метода проектов имеет большие преимущества.

Во-первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно.

Во-вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах. Развиваются творческие способности обучающихся.

В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.

В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.

Кроме того работа в группе над решением общей проблемы формирует личность, способную осуществлять коллективное целеполагание и планирование, распределять задачи и роли между участниками группы, действовать в роли лидера и исполнителя, координировать свои действия с действиями других членов группы, осуществлять коллективное подведение итогов, разделяя ответственность с членами команды.    Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.

Позвольте представить вашему вниманию некоторые продукты проектной деятельности учащихся:

Интерактивная методика.

Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает?

  1. Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение определенной ситуации).

  2. Осмысление полученного опыта.

  3. Обобщение (рефлексия).

  4. Применение на практике.

Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ, прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих, развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в современном обществе.

Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью, открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера.

Личностноориентированные технологии обучения.

Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт жизнедеятельности.

Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его самобытных индивидуальных особенностей.

Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний.

При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов естественнонаучного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов, взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Поскольку человек – самое сложное существо на земле, соединяющее в себе природные и культурные начала, которые в свою очередь являются синтетическим продуктом деятельности предшествующих поколений, постольку идеи интеграции максимально адекватны феномену человеческого сознания.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук, к которым, безусловно, относятся предметы естественнонаучного цикла. В процессе интеграции естественных наук формируются метапредметные умения:

  • аналитические,

  • учебно-информационные,

  • коммуникативно-речевые.

На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность, находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:

  • умения сопоставлять явления и факты;

  • умения выделять главное;

  • умения составлять из отдельных элементов целую картину;

  • умения формулировать общую проблему;

  • умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.

Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:

1.  умение извлекать информацию из различных источников;

2.  умение составлять план;

3.  умение отбирать материал по заданной теме;

4.  умение составлять письменные тезисы;

5.  умение подбирать цитаты;

6.  умение составлять таблицы, схемы, графики.

Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения:

  1. умение составлять связное устное высказывание;

  2. умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;

  3. умение выделять интонационно-значимые части высказывания;

  4. умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;

  5. умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;

  6. умение использовать различные средства наглядности;

  7. умение выражать свое мнение и аргументировать его;

  8. умение оформлять научно-исследовательские работы;

  9. умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);

  10. умение вести дискуссию.

В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость  различных наук.

Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении заданий повышенного и высокого уровня на экзамене в форме ОГЭ и ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

5.Система обеспечения деятельности учащихся

Учебно-дидактическое обеспечение продуктивной работы требуется в основном на этапах отработки и диагностики.

Учебник должен быть не только источником знаний, но и важнейшим средством, с помощью которого учитель развивает мышление учащихся.

Учебник – это инструмент организации учебной деятельности на уроке. Методический аппарат учебника должен дать возможность учителю организовать различные виды деятельности на уроке.

Смена видов деятельности: чтение текста, анализ документов, работа с иллюстрациями, картами, обсуждение различных точек зрения, выдвижение своей позиции и ее аргументация – все это содействует высокой активности детей на уроке.

Система обеспечения деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов возможна только при применении современных учебно-методических комплектов, ориентированных на реализацию новых целей образования и деятельностного подхода к обучению. Третий год наша школа является «городской площадкой» по внедрению ФГОС в основной школе. Преподавание в 5, 6,7 классах по географии и биологии ведется по учебно-методическим комплектам, реализующие стандарты второго поколения.


Третий год мы работаем по УМК:

Биология – УМК линии «Сфера» Авт. Кучменко и Сухорукова Л.Н. 5-6кл. М.: Просвещение

География - УМК линии авторов Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. ООО «ТИД «Русское слово – РС.


Эти УМК в полной мере отражают современные требования к образованию. Это и современное конструирование содержания учебников, и новые подходы к разработке их методического аппарата, ориентированного на организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников и наличие заданий, направленных на развитие универсальных учебных действий, и электронное сопровождение учебного процесса.


В системе своей работы мы используем серии образовательных программ, представляющих собой электронные учебные пособия по отдельным курсам основных школьных предметов. Они могут быть использованы с любым из действующих школьных учебников. Программы этой серии представляют собой органичное сочетание новейших компьютерных технологий с перспективными направлениями школьного образования и являются незаменимыми помощниками для учителя и учащихся, делая процесс обучения более эффективным и интересным. Учебные пособия полностью охватывают все темы школьного курса и содержат большое количество дополнительной информации, нередко выходящей за рамки школьной программы - это видеофрагменты, анимации, тренажеры, интерактивные схемы, модели и 3 D объекты. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину природных процессов, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

Грамотное использование возможностей электронных учебников на уроках биологии, географии и химии на различных этапах урока при формировании знаний, умений, навыков и методов их контроля позволяет обеспечить:

  • создание информационно-образовательной среды, содействующей достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

  • использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

  • организацию эффективной самостоятельной работы обучающихся по поиску и усвоению знаний, умений и навыков, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики.

Оценка метапредметных результатов

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. В силу своей природы, являясь, по сути, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Другими словами основное содержание оценки метапредметных результатов в основной школе строится вокруг умения учиться. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.

В 2015 и 2016 годах Региональный центр оценки качества образования проводил оценку соответствия уровня учебных достижений обучающихся 6 и 7 классов требованиям ФГОС в школах, внедряющих новый стандарт. Оценка сформированности метапредметных результатов обучения осуществляется с помощью комплексной работы.  Задания в комплексной работе по предметам истории и естествознанию (биологии) направлены на выявление у учащихся сформированности умений читать и понимать различные тексты, включая и учебные; работать с информацией, представленной в различной форме; использовать полученную информацию для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач. Познакомиться с Демоверсиями, спецификацией работ, итогами мониторингового исследования можно на сайте РЦОКО.



Одной из форм оценки степени развития метапредметных результатов освоения учебных программ по программам внеурочной деятельности в 5-7 классах и основам научной деятельности является оценка исследовательских работ. В положении о научном обществе разработаны

Критерии оценки исследовательской работы на научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Общая сумма баллов – 100, за каждый параметр по 10 баллов.

  1. Критерии оценивания работы:

  1. Четкость постановки проблемы, цели работы и задач.

  2. Глубина анализа литературных данных, ссылки на литературные источники, объем использованной литературы.

  3. Четкость изложения материала, полнота исследования проблемы.

  4. Логичность изложения материала.

  5. Оригинальность к подходам решения проблемы.

  6. Новизна исследуемой проблемы и теоретическая значимость работы. (для ученических работ практически не оценивается).

  7. Практическая значимость работы.

  8. Логичность и обоснованность выводов, и соответствие их поставленным целям.

  9. Уровень стилевого изложения материала, отсутствие стилистических ошибок.

  10. Уровень оформления работы, наличие или отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок.

Максимальная оценка работы– 50 баллов.

II критерии оценивания представления работы (доклада):

  1. Четкость изложения материала, свобода использования данных.

  2. Убедительность аргументов.

  3. Грамотная, хорошо поставленная речь при изложении доклада.

  4. Убедительность агрументации при ответе на вопросы.

  5. Качество презентации, использование ТСО.

Максимальная оценка доклада – 25 баллов.

    1. Личностные качества докладчика:

  1. Эрудиция при защите проекта.

  2. Уровень развитости мышления.

  3. Грамотная речь при защите проекта,

  4. Умение вести диалог,

  5. Умение вести себя на сцене свободно, раскованно.

Максимальная оценка защиты – 25 баллов.

Критерии позволяют оценить различные универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные.

На итоговой аттестации выпускников основной и средней школы уделяется большое внимание проверке метапредметных результатов освоения образовательных программ . С 2017 года введены новые проекты КИМов для 11 классов, в которых обеспечена преемственность модели ЕГЭ с ОГЭ, новый проект КИМов 2017 года базируется на следующих требованиях к результатам обучения:

      1. Операционализация требований ФГОС к планируемым результатам

      2. Выбор структуры планируемых результатов, операционализация планируемых результатов

      3. Обеспечение преемственности оценки планируемых результатов на ступенях основного и среднего общего образования.

Учитывались те познавательные, универсальные учебные действия, освоение которых наиболее эффективно осуществляется при изучении биологии, географии, химии (в том числе и метапредметные).

В КИМах 2017 года использованы рисунки во всех частях экзаменационной работы, есть задания на анализ экспериментов, на соответствие и анализ графиков, на работу с текстом, обеспечена преемственность модели ЕГЭ с моделью ОГЭ для 9 класса, использованы разные по форме задания: на работу с текстом и рисунками, схемами и таблицами, установление соответствия и последовательности биологических процессов и явлений, нахождение ошибок и их исправление, решение биологических задач и др.

Таким образом, формирование метапредметных результатов возможно благодаря грамотной работе с предметным содержанием и организации самостоятельной продуктивной мыслительной деятельности учащихся. Устойчивые метапредметные результаты не могут сформироваться при эпизодическом вкраплении отдельных приемов в схему традиционного обучения. Требуется системная работа, в идеале - работа команды (хотя бы из двух-трех педагогов). Но даже использование отдельных приемов одним учителем способствует повышению качества обучения. Поэтому стоит пробовать.

Список использованных источников

1.Аксёнова Н. И. Системно – деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.-СПб: Реноме, 2012

2. Аксёнова Н. И. Теория и практика образования в современном мире: материалы международной заочной научной конференции.- СПб: Реноме, 2012-С. 140-142

3. Будько С. В. Использование современных образовательных технологий в преподавании обществоведческих дисциплин/С. В. Будько //Управление качеством образования.-2012.-№3.С.66-67

4. Голубовская Е. В. Формирование ключевых компетенций учащихся на основе современных образовательных технологий/Е. В. Голубовская//Муниципальное образование: инновации и эксперимент.-2002.-№5.-С. 23-29

5.Громыко Г. Обучение в парах – и просто, и сложно/Г. Громыко//Директор школы.-2010.-№3.-С. 67-70

6. Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2011


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!