Формирование информационной грамотности учащихся в проектной деятельности.
Шарипова Светлана Владимировна.
Учитель начальных классов
МОУ Лицей №9 г. Волгоград
Современный этап развития системы образования в России, конкретизированный в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и практической реализации. Он связан с кардинальным изменением ориентиров, в том числе начальной стадии образования, состоящих в приоритете форрмирования личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя её к лучшему. А это под силу лишь информационно грамотным людям, обладающим целостным миропониманием и системным мышлением, осознающим взаимосвязь пещей и явлений в природе, особое место в ней человека.
Под термином «информационная грамотность» будем понимать набор умений и навыков школьника, позволяющий ему находить информацию, критически ее оценивать, выбирать нужную информацию, использовать ее, создавать новую информацию и обмениваться информацией. Информационная грамотность является одной из составляющих познавательных универсальных учебных действий. В результате овладения информационной грамотностью ученик научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, справочников, энциклопедий, а также в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
Российская школа, к сожалению, пока не в полной мере достигает обозначенного результата — выпускника, способного активно и компетентно действовать в современном мире. Таким
образом, увеличивается разрыв между тем, что способна предъявить школа обществу, и тем, что общество ожидает от школы. Это порождает большое количество проблем, главной из которых является проблема качества образования. Ключевой причиной проблемы качества образования является использование педагогических средств, не соответствующих цели современного образования — подготовки деятельной творческой личности.
Инновационный поиск новых средств организации образовательного процесса привёл к пониманию того, что для достижения вышеобозначенных целей нужны деятельностные, групповые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Эти средства фрагментарно уже разрабатывались и использовались в той или иной степени для улучшения ситуации в образовании, но неоценимую возможность применять их комплексно и системно даёт проектная методика, обладающая специфическими характеристиками в качестве метода и средства обучения и служащая значимым средством развития личности учителя и учащихся.
Но, как и многие новые педагогические технологии, метод проектов не мыслим без применения информационных технологий, компьютерных в первую очередь. Именно новые информационные технологии позволяют в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этого метода, реализовать заложенные в нем потенциальные возможности. Эффективная интеграция информационных и проектной технологий является ключом к решению проблем, связанных с развитием индивидуальности школьника, его интеллектуального и творческого потенциала, а также творческого потенциала учителя. Ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.
Этапы проектирования
Этап — проблемно-поисковый: теоретическое осмысление проблемы; анализ литературы по проблеме исследования; обобщение основных подходов, практики передовых учителей начальных классов и собственного опыта по применению метода проектов и ИКТ; определение предмета, цели, основных задач и гипотезы исследования.
Этап — формирующий: опытно-экспериментальная работе; разработка и апробирование учебных проектов для школьником; выявление комплекса оптимальных педагогических условий для развития индивидуальности школьника; его интеллектуального и творческого потенциала; изучение динамики их развитии и процессе педагогического эксперимента.
Этап — обобщающий: анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; обобщение, обмен опытом, систематизирование результатов опыта, формулировка выводов.
Творческий характер проектной деятельности школьников определяет гуманизацию учебного процесса: актуализацию в нем человеческого фактора через усиление творческих, нравственных, социальных основ, становление субъектной позиции, что обусловливает развитие индивидуальности личности школьника.
При организации проектной деятельности в школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности школьников, что отражается на основных характеристиках творческой учебной проектной деятельности как учащихся, так и Проектной деятельности учителя.
Структура деятельности учителя и ученика при реализации творческого проекта.
УЧЕНИК | УЧИТЕЛЬ |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания | Рекомендует источники информации |
' Экспериментирует | Раскрывает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создаёт условия для активности |
Субьект обучения | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить результат, выявить недостатки |
Детальное предварительное моделирование проекта во многом определяет его успех.
Ученик в процессе такой работы приобретает опыт использования ИТ.
Внутри проекта могут проводиться небольшие конкурсы, направленные на успешное решение общей задачи. Они, однако, ни в коем случае не должны превращать сотрудничество в соперничество. Принципиальным является командное участие в проекте, поскольку работе в малых группах свойственны постоянные обсуждения возникающих вопросов, с непременным условием достижения согласия. Наряду с этим предусматривается возможность высказывания индивидуальных суждений.
Особенности проекта для младших школьников проиллюстрирую на конкретном примере. Для наглядности и возможности сравнения предлагаю проект «Мой город в поэзии, живописи, музыке». Проект рассчитан на один месяц. Одним из ключевых вопросов успеха такой долгосрочной работы является поддержание высокой мотивации школьников на протяжении всего проекта.
Этапы проведения проекта «Мой город в поэзии, живописи, музыке».
Регистрация. *
Задание: «Визитка — приятно познакомиться».
Мотивация. Выбор направления в искусстве.
Задание: Выбрать из предложенных направлений одно.
Самостоятельная исследовательская работа.
Задание 1: Для представления выбранного вида искусства провести исследование, с целью доказательства гипотезы, что о нашем городе создано много талантливых произведений, заслуживающих более серьёзного изучения. Написать, по возможности, своё литературное произведение или выполнить рисунок.
Задание 2: Организация информации (оформление работ) — выбрать наиболее приемлемый способ.
Рефлексия.
Итоги.
Использование проектной и информационных технологий способствует развитию у школьника:
логического, творческого, критического мышления;
способностей к самостоятельному исследованию, решению проблем;
целостного миропонимания на основе системного мышления и места своего «Я» в мире;
способностей к самопознанию и самопониманию;
эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей интересов;
информационной компетентности.
Результаты показывают, что учащиеся с удовольствием учат- еи, повысился интеллектуальный потенциал, легче усваивают материал, имеют хорошие навыки учебной деятельности.
Таким образом, в качестве основного вывода выступает теине: созданию благоприятных педагогических условий для развитии индивидуальности школьника, его интеллектуального и творческого потенциала способствует реализация развивающего потенциала интеграции метода проектов и информационно-коммуникационных технологий.
Литература:
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников / / Начальная школа, 2007.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М., 2008.