«19» июня 2013 г.
Формирование информационной культуры. В последние два десятилетия интерес к приобретению знаний и умений, стали связывать с формированием информационной культуры. Особую актуальность в формировании информационной культуры личности приобретает эффективное использование накопленных человечеством информационных ресурсов. Интернет становится все более типичным атрибутом не только профессиональной, но и домашней сферы. Что же такое информационная культура? Информационная культура (определение профессора Н.И.Гендиной) – одна из составляющих общей культуры человека; совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений. ИК является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе. Компьютерная грамотность – знания, умения и навыки в области информатики, необходимые каждому человеку для эффективного использования в своей деятельности компьютерных технологий. В процессе овладения компьютерной грамотностью формируются умения использовать компьютер при написании и редактировании текста, поиске информации, рисовании и т.д., составлять простые программы, алгоритмы решения задач, создавать новую и направлять ее в процесс коммуникации; развивать информационные потребности через общение с людьми, искусством, природой, обучение и развлечение. Применяя компьютерные технологии, нужно помнить, что хуже всего усваиваются знания, преподнесенные в готовом виде. Гораздо эффективнее направить детей по пути самостоятельного исследования, создания для себя «открытия». По мере усложнения материала возрастает роль самостоятельных работ, которые должны быть согласованы с личными интересами подростков, с их потребностями в сфере учебной и социальной деятельности. |
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи ее через компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы |
1 Уровень | 2 Уровень | 3 Уровень |
Знания: Изучение основ персонального компьютера – текстового редактора WORD и графического редактора PAINT, презентации POWER POINT, E-MAIL и INTERNET. Умения: Работа с образовательными ресурсами, электронной почтой и поиск информации в Интернете, редактировать и форматировать текст, рисовать рисунки. Навыки: Владение ПО на базовом уровне. Вывод: сформировать положительную мотивацию к овладению профессиональной информационной культуре | Знания: Изучение новых УМК с электронной поддержкой, углубленное изучение программ составления презентаций, изучение аудио и видео редакторов, методики преподавания электронных ресурсов. Умения: Работа с УМК, с интернет ресурсами, использование мультимедийных презентаций с аудио и видео материалами. Навыки: Составление презентаций, работа с информационной средой ОУ, работа с электронными учебниками, применение ИКТ на различных уроках.
| Знания: Изучение методов обработки информации. Умения: Работать с электронной библиотекой, умение обобщать опыт с использованием ИКТ, разрабатывать дидактический раздаточный материал с использованием ИКТ, редактировать аудио и видео материалы. Навыки: Создание презентаций и самопрезентаций, работа с диагностикой и мониторингом, создание мультимедийных презентаций и фильмов. Вывод – этот уровень предстоит освоить и научить детей. |
Условия реализации проекта: Формирование информационной культуры |
Признаки информационной культуры Использование различных технических устройств от телефона, до персонального компьютера и компьютерных сетей. Владение информационно-коммуникационными технологиями. Умение извлекать информацию, как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций. Умение представлять информацию в понятном виде и правильно ее использовать с максимальным эффектом. Знание различных методов обработки информации. Умение работать с разными видами информации: аудио и видеоинформация, символьная информация, графическая информация. При формировании информационной культуры учащихся необходимо использовать преимущественно инновационными методами обучения. Одним из таких методов является проектный метод. |
Информационная компетентность |
1. Компьютерная грамотность: Самостоятельность работы с применением компьютера, умение считать, писать, рисовать, искать информацию с помощью компьютерной техники. | 2. Умение вести поиск информации, владеть технологиями компьютерных коммуникаций;
| 3. Умение осваивать и использовать возможности информационных технологий в педагогической деятельности; Стремиться к самосовершенствованию и творчеству в рамках использования средств коммуникаций. |
Формы достижения цели 1. Непрерывное образование на всех этапах освоения информационных технологий; 2.Презентации и самопрезентации своего опыта; 3.Создание учебно-методических материалов; 4. Контроль знаний. Дагностика и мониторинг учебно - воспитательного процесса. Для осуществления контроля знаний учащихся учитель использует компьютерное тестирование; 5. Участие в конкурсах, олимпиадах; 6. Совершенствование методов преподавания на основе электронных образовательных ресурсов и т.д.; 7.Использование ПК, принтера, сканера и Интернет для создания учебно-методических материалов и поиска нужной информации; 8. Неукоснительно соблюдать санитарные нормы времени при работе с компьютером, особенно для младших школьников.
Из опыта работы |
С 2011 года Я училась создавать и активно использовать уроки-презентации. На данном этапе использую интегрированные уроки – презентации. Это совместная работа педагогов-единомышленников гуманитарного цикла является интегрированным подходом, от которого выигрывают все стороны образовательного процесса. Создала методическую копилку презентаций и конкурсных работ по музыке и МХК своих учеников, участников ежегодной школьной научно - практической конференции. Стремлюсь создать ситуацию успеха в самых различных обстоятельствах., позитивное отношение у всех участников образовательного процесса. Вывод: Использование ИКТ в обучении позволяет поднять уровень информационной культуры учителей и школьников на качественно новый уровень. Учащиеся, владея современными компьютерными технологиями, умеют ставить цели и задачи своей деятельности и достигать намеченной цели, работать, как индивидуально, так и в группе, представлять полученный «продукт» своего личного и коллективного труда, легко ориентироваться в огромном потоке современной информации, перерабатывать и использовать нужную информацию для определённых учебных целей. |