СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций на уроках биологии»

Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в коррекционной школе VIII вида.

Обращение к понятиям «компетентностный подход» и «ключевые компетенции» в моей работе связано со стремлением определить необходимые изменения в образовании воспитанников с проблемами в обучении, обусловленные изменениями, происходящими в самом обществе. Коррекционная школа VIII вида должна готовить своих воспитанников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, учитывая индивидуальные возможности детей с особыми образовательными потребностями и обеспечивая социальную адаптацию в обществе. При этом невозможно достичь нового качества образования только лишь за счет увеличения объема знаний или изменения его содержания. Одним из путей приведения школьного образования в соответствие с требованиями современного общества и одновременно способом достижения оптимального сочетания социального и личностного заказа на образование, является компетентностный подход.

Концептуальной задачей при организации своих уроков и внеурочной деятельности я считаю формирование коммуникативных и социальных умений у своих воспитанников. Необходимо воспитать человека, который может работать в коллективе, умеет принимать отдельные самостоятельные решения, проявлять инициативу, готового к перегрузкам, стрессовым ситуациям, умеющего из них выходить.

Актуальность проблемы связана еще и с тем, что знаний становится все больше, а возможности обучающихся, в связи с особенностями их восприятия, ограничены.

То, как учится школьник, ничуть не менее важно для конечного результата образовательного процесса, чем то, что он учит.  Усвоение школьниками умений использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, самостоятельно добывать некоторые знания, грамотно работать с простейшей информацией, умение видеть отдельные возникающие проблемы и находить правильное их решение, умение вести элементарную дискуссию, спокойно и доказательно отстаивать свою позицию – все это можно будет отнести к компетенции школьников.

Необходимо отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность». Компетенция (от лат. “Competeo” – добиваюсь, соответствую, подхожу) – круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен. (Словарь С.И. Ожегова)

Компетентность – совокупность личностных качеств обучающихся (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых. Формирование ключевых компетенций совершается у субъекта в процессе осознанной деятельности.

При определении состава ключевых компетенций была взята за основу классификация ключевых образовательных компетенций А.В. Хуторского. Им выделяются следующие ключевые образовательные компетенции: ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствовании.

Формирование ключевых компетенций в образовательном процессе школьников на уровне уроков биологии рассматривается как особым образом организованная модель взаимодействия участников образовательного процесса на уровне «учитель–ученик», «ученик–ученик».

При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни.

Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых воспитанник специальной (коррекционной) школы должен быть осведомлен, обладать определенными знаниями и некоторым опытом деятельности. Данная компетенция направлена на то, чтобы осваивать элементарные способы физического, духовного саморазвития.

На первых этапах изучения - осознание роли науки биологии в жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира; в дальнейшем - овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии как составной части жизни человека и человечества, осознание роли биологии в бытовой, культурной сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Воспитанник овладевает способами деятельности в собственных интересах и на уровне собственных возможностей, что выражается в непрерывном развитии отдельных личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.

К этой компетенции относятся забота ученика с проблемами в развитии о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами его безопасной жизнедеятельности.

На своих уроках формирование ключевых компетенций обучающихся осуществляю через экологическое образование.

Под экологическим образованием учащихся школ VIII вида следует понимать непрерывный процесс обучения, воспитания и коррекционного развития школьника, направленного на формирование его экологической культуры, которая будет проявляться в эмоционально – положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм поведения, в системе ценностных ориентаций. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей.

Овладение умственно отсталыми учениками системными экологическими знаниями невозможно в рамках одной учебной дисциплины. Необходима межпредметная координация и поэтапная интеграция экологических знаний в содержание различных школьных дисциплин.

Таким образом, основным содержанием экологического воспитания учащихся является:

  • понимание, что человек – это часть природы, его назначение. Умение познать законы, по которым живет и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;

  • понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;

  • понимание современных проблем экологии, принятие личного участия в решении экологических проблем.

Полноценный эффект будет достигнут, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Формирование ответственного отношения к природе, воспитание любви к природе- это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определенными экологическими знаниями, но умение и желание активно улучшать, облагораживать природную среду.

Одним из условий успешного овладения учащимися основными компонентами содержания экологического образования является обеспечение системности и преемственности в обучении школьников на протяжении всех лет изучения ими предметов биологического цикла.

Учитель должен организовывать деятельность учащегося так, чтобы обеспечить выработку определённых компетенций = способностей в зависимости от целей, желаний и интересов самого ученика.

Социально-трудовая компетенция - формирование социальной активности и функциональной грамотности; овладение знаниями и опытом в социально-трудовой сфере (знать преимущества и недостатки биологического образования), в области профессионального самоопределения.


Информационно-коммуникативная компетенция - формирование навыков работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе, через различную деятельность: интеллектуальную, игровую, исследовательскую; формирование умений правильно задать вопрос, вести опрос, дискуссию, организовать работу группы, проанализировать результаты деятельности

На уроках на любом этапе можно развивать способности овладения ключевыми компетенциями. Это могут быть индивидуальные задания (Сделай карточку соседу, составь тест) или на этапе объяснения (объясни, почему так, а не иначе) и др. Может быть, будет использоваться только одна группа ключевых компетенций на этом уроке, зато потом будет и другая, и третья. Главное, чтобы детям было интересно учить СЕБЯ, развивать СЕБЯ, ПОЗНАВАТЬ мир.

Таким образом, формирование ключевых компетенций на уроках биологии происходит на всех этапах образовательного процесса.

Список литературы

1. Литвинова Л.С. Нравственно – экологическое воспитание школьников.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.   // Народное образование // -  М., 2003  №2 .С. 55-61.

3. Электронные ресурсы. http://www.ecosystema.ru/ . Экологический центр «Экосистема».