СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7 класс биология

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитывающего потенциала;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитывающего потенциала;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
  • усиление воспитывающего потенциала;
  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа 7 класс биология»

Керченская общеобразовательная школа I-III ступеней №13



Рассмотрена и рекомендована к утверждению Утверждена «Утверждаю»

на заседании методического объединения педагогическим советом Директор школы

учителей Керченской общеобразовательной Керченской общеобразовательной Мелешинкова А.А.

школы I-III ступеней №28 школы I-III ступеней №28


протокол № _________ протокол №_________ приказ №_______

от «___»_________2014г. От «____»_______2014г. от «___»______2014г.




Рабочая программа


по учебному предмету


«Биология»



7 класс

Учитель: Бондарь А.А.



2014/2015 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственные образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

  • Приказ минобразования РФ от 09.03.2004 №1312 об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений российской федерации, реализующих программы общего образования.

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253;

  • Перечня оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 5 марта 2004 года) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.

  • Письма министерства образования и науки от 7 июля 2005 года №03-1263 о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана;

А также на основе «Программы основного общего образования по биологии» (авторы: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко) для 7 класса (УМК «СФЕРЫ») и федерального компонента стандарта основного общего образования.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.

Рабочая программа адресована учащимся 7 класса средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин.

Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

  • личностная ориентация содержания образования;

  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

  • усиление воспитывающего потенциала;

  • формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

  • обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе.

В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей:

  • формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;

  • подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

  • Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и

  • навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.


Содержание курса

В основу отбора и структурирования содержания курса «Разнообразие живых организмов» положены функциональный, эколого - эволюционный и системный подходы.

В соответствии с функциональным подходом акценты в изучении организмов четырех царств живой природы переносятся с рассмотрения особенностей процессов жизнедеятельности на раскрытие строения отдельных представителей. Это позволяет показать роль растений, животных, грибов и бактерий как производителей, потребителей и разрушителей органического вещества.

Теоретические идеи о функциональных группах организмов, круговороте веществ и энергии, связи живой и неживой природы, продолжают изучению курса биологии 6 класса, здесь рассматривается многообразие живых организмов в свете идей эволюции и экологии. Таким образом, достигается внутрипредметная интеграция, преемственность биологических курсов.

Системный подход направлен на понимание целостности природы, ее иерархической структуры. Он систематизирует материал о строении клеток, тканей, органов и систем органов, процессов жизнедеятельности организмов. Системный подход - основа интеграции биологии с другими естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

Курс состоит из шести основных тем:

1.Организация живой природы (5 ч.).

Уровни организации живой природы. Организм - единое целое. Общие свойства организмов: обмен веществ, наследственность, изменчивость, воспроизведение, индивидуальное развитие. Средообразующая роль организмов. Вид. Общие признаки вида. Ареал вида. Приспособленность особей вида к конкретным условиям среды обитания. Популяция - часть вида. Популяции разных видов - взаимосвязанные части природного сообщества. Природное сообщество - живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме. Экосистема - часть биосферы. Разнообразие экосистем.

Демонстрации: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.

Лабораторные работы:

Составление цепей питания.

Экскурсии:

Экосистема своей местности (луг, лес, водоем).

2. Органы и системы органов растения. (5 ч.)

Органы и системы органов растений. Вегетативные органы растений. Побег - система органов: почка, стебель, лист. Почка - зачаточный побег. Внешнее и внутреннее строение стебля и листа, их функции. Внешнее и внутреннее строение корня. Типы корневых систем. Видоизмененные надземные и подземные побеги. Видоизменения корней. Системы органов животных: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, эндокринная. Значение систем органов для выполнения различных функций, обеспечения целостности организма, связи его со средой обитания. Демонстрация: таблицы, рисунки, схемы, видеофильмы, слайды (в т.ч. цифровые образовательные ресурсы), муляжи органов и систем органов растений и животных.

3.Эволюция живой природы (3 ч.)

Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч.

Дарвина. Наследственность и изменчивость, борьба за существование и естественный отбор - движущие силы эволюции. Приспособленность организмов к условиям среды обитания, разнообразие видов. Возникновение высших форм жизни на основе более простых - результат эволюции. Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды. Система растений и животных - отображение эволюции, принципы классификации.

Демонстрации: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.

Лабораторные работы:

1.Выявление приспособлений организмов к среде обитания, объяснение их возникновения с позиций эволюционной теории.

  1. Царство Растения (20 ч.).

Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений в жизни нашей планеты, как производителей органического вещества. Жизненные формы растений. Современный растительный мир - результат эволюции.

Подцарство Низшие растения. Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей. Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.

Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений. Первые наземные растения - псилофиты.

Отдел Моховидные. Мхи - самые древние высшие растения. Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна. Разнообразие мхов. Средообразущая роль сфагновых мхов. Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.

Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания. Вымершие древовидные формы папоротниковидных, хвощей и плаунов, их роль в древних леммах каменноугольного периода и образовании каменного угля. Разнообразие современных папоротников и их значение.

Семенные растения, общие признаки. Отдел Голосеменные — более древняя группа семенных растений. Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные - саговниковые и гинкговые. Разнообразие современных хвойных. Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.

Отдел Покрытосеменные, общие признаки. Черты более высокой организации по сравнению с голосеменными. Происхождение. Своеобразие жизненного цикла покрытосеменных. С.Г. Навашин - выдающийся отечественный ботаник. Двойное оплодотворение. Приспособленность покрытосеменных к жизни в различных экологических условиях. Классификация покрытосеменных. Классы: Однодольные и Двудольные. A.И. Тахтаджян, его вклад в изучение систематики покрытосеменных. Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные, Бобовые, Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения). Класс Однодольные, семейства: Лилейные и Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.

Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов. Селекция. Зерновое хозяйство - основа земледелия. Пшеница - основная хлебная культура. Разнообразие пшениц: твердые и мягкие, озимые и яровые. Особенности выращивания пшеницы. Овощеводство. Капуста - древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.

Демонстрации: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды

Лабораторные работы:

  1. Строение мхов: зеленый мох кукушкин лен, белый (болотный) мох сфагнум.

  2. Строение папоротника, плауна и хвоща.*

  3. Строение мужских и женских шишек хвойных на примере сосны обыкновенной.

  4. Распознавание растений разных отделов.

  5. Определение растений изучаемых семейств.*

  6. Распознавание видов и сортов культурных растений.

5. Царство Животные (27 ч.).

Царство Животные, общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.

Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника.

Тип Саркожгутиконосцы, особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.

Тип Споровики, особенности организации споровиков - паразитов человека и животных. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками.

Тип Инфузории, особенности строения. Признаки более высокой организации инфузорий по сравнению с другими простейшими.

Подцарство Многоклеточные, общие признаки. Происхождение многоклеточных животных от колониальных жгутиковых. Исследования И.И. Мечникова. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.

Тип Кишечнополостные, общая характеристика, разнообразие.

Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. Значение кишечнополостных в водных экосистемах. Роль коралловых полипов в образовании морских рифов и атоллов.

Тип Плоские черви, общая характеристика. Разнообразие.

Класс Ресничные черви. Особенности организации в связи с обитанием в морских и пресных водоемах.

Класс Сосальщики. Приспособления к паразитическому образу жизни. Цикл развития и смена хозяев у печеночного сосальщика.

Класс Ленточные черви. Особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития бычьего цепня, черты приспособленности к паразитизму. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.

Тип Круглые черви, общие признаки. Разнообразие. Цикл развития аскариды человеческой. Меры профилактики заражения круглыми червями.

Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Прогрессивные черты организации по сравнению с плоскими и круглыми червями. Разнообразие.

Классы: Многощетинковые, Малощетинковые, Пиявки. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей в почвенных, пресноводных и морских экосистемах. Герудотерапия.

Тип Моллюски, общая характеристика типа. Разнообразие.

Класс Брюхоногие. Роль брюхоногих моллюсков в экосистемах. Виды-паразиты и вредители сельского хозяйства. Класс Двустворчатые. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов. Класс Головоногие. Прогрессивные черты строения.

Тип Членистоногие, особенности внешнего и внутреннего строения. Происхождение. Разнообразие. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие. Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие. Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых. Разнообразие насекомых, их отряды (тараканы, стрекозы, клопы, жуки, бабочки, двукрылые, перепончатокрылые). Общественные насекомые. Роль насекомых в экосистемах, их практическое значение.

Тип Хордовые, общие признаки. Подтип Бесчерепные, общая характеристика. Класс Ланцетники. Строение ланцетника. Подтип Черепные, или Позвоночные, общая характеристика.

Надкласс Рыбы, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной

среде.

Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры.

Класс Костные рыбы. Прогрессивные черты строения по сравнению с хрящевыми. Древние костные рыбы - лопастеперые. Подкласс Лучеперые - наиболее разнообразная группа рыб. Основные отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. Промысловые рыбы.

Класс Земноводные, или Амфибии. Происхождение первых наземных позвоночных. Особенности cтроения, связанные с выходом на сушу. Размножение и развитие. Связь с водной средой в период размножения. Многообразие земноводных. Роль в экосистемах.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки как типичных обитателей суши. Происхождение. Прогрессивные черты организации по сравнению с земноводными. Отряды: Круглоголовые, Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые (гаттерия). Многообразие видов. Особенности строения, связанные со средой обитания. Роль в экосистемах и жизни человека

Класс Птицы, особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом. Происхождение. Прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие птиц. Выводковый и птенцовый типы развития. Сезонные явления в жизни птиц. Птицы наземных и водных экосистем. Лесные птицы. Птицы открытых пространств. Птицы водоемов и побережий.

Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего строения. Скелет и мускулатура. Особенности внутреннего строения. Размножение и развитие. Яйцекладущие, сумчатые и плацентарные млекопитающие. Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов. Млекопитающие почвы.

Развитие животноводства. Скотоводство. Породы крупного рогатого скота: молочные, мясные и мясо-молочные. Коневодство. Овцеводство. Свиноводство. Птицеводство.

Демонстрации: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов животных, ш происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека

редкие и исчезающие виды.

Лабораторные работы:

  1. Строение инфузории-туфельки. *

  2. Внешнее строение дождевого червя в связи со средой обитания.

  3. Особенности строения и многообразие моллюсков.

  4. Распознавание представителей разных классов типа Членистоногие.*

  5. Внешнее строение насекомых.

  6. Внешнее и внутреннее строение рыб в связи со средой обитания.

  7. Внешнее строение птиц в связи с приспособленностью к полету.

  8. Внешнее строение и многообразие млекопитающих.

Экскурсии:

  1. Многообразие животных родного края, их значение, охрана (в природу или краеведческий

музей).

  1. Многообразие птиц родного края (краеведческий музей).*

  2. Сезонные явления в жизни птиц (в природу).*

6.Бактерии, грибы, лишайники (4 ч.).

Царство Бактерии, общая характеристика. Разнообразие. Бактерии автотрофы. Азотфиксирующие бактерии. Бактерии гетеротрофы: сапротрофы и паразиты. Бактерии возбудители инфекционных заболеваний человека. Значение и особенности применения антибиотиков. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.

Царство Грибы, общие признаки. Роль грибов жизни нашей планеты как разрушителей органического вещества. Одноклеточные и многоклеточные грибы. Плесневые и шляпочные грибы. Пластинчатые и трубчатые шляпочные грибы. Разнообразие шляпочные грибов: съедобные, условно съедобные, ядовитые. Профилактика отравления грибами. Экологические группы грибов, их роль в экосистемах. Грибы-паразиты растений. Использование грибов в биотехнологии.

Лишайники, общие признаки. Компоненты лишайников, их взаимоотношения. Разнообразие лишайников: накипные, листоватые, кустистые. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.

Демонстрации: схемы, таблицы, репродукции картин, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и многообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.

Лабораторные работы:

  1. Строение плесневого гриба мукора.*

  2. Строение плодовых тел пластинчатых и трубчатых шляпочных грибов.*

  3. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

  4. Строение и разнообразие лишайников.

7.Биологическое разнообразие и пути его сохранения (4 ч.)

Видовое и экосистемное разнообразие – компоненты биологического разнообразия. Вид – результат эволюции. Сокращение видового разнообразия в результате хозяйственной деятельности человека. Видовое разнообразие — основа устойчивости экосистем. Экосистемное разнообразие – основа устойчивости биосферы. Сохранение видового разнообразия. Красная книга. Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.

Демонстрации: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.

Экскурсии:

Биоразнообразие родного края (местности).

Формы и средства контроля

Текущий контроль знаний проводится в форме опросов, экспресс-опросов (для оперативной проверки уровня готовности к восприятию нового материала), проверочных работ. Промежуточный контроль за качеством обучения и усвоения материала осуществляется в форме письменных контрольных, проверочных работ, контрольных работ по текстам администрации общеобразовательного учреждения (с заданиями разного уровня сложности), тестирование. На практических работах применяется наблюдение за формированием умений, навыков и приемов применения практических знаний. Итоговый контроль знаний проводится в форме итогового тестирования.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся

Результаты обучения биологии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  • глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);

  • осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

  • полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. П.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Критерии и нормы устного ответа по биологии, географии, физике, химии

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

  4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну – две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

  5. Полностью не усвоил материал.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по биологии:

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

  3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

  4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

  5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

  2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

  2. Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

  3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

  4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка умений проводить наблюдения по биологии

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

  2. Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).

  3. Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное.

  3. Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.

  3. Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

  2. Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).

  3. Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

  1. Не владеет умением проводить наблюдение.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ по биологии.

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.

  2. Допустил не более одного недочета

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

  2. Не более двух недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  1. Не более двух грубых ошибок или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  2. Не более двух- трех негрубых ошибок или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  3. При отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Допустил число ошибок недочетов превышающее норму, при которой может быть выставлена оценка «3».

  2. Если правильно выполнил менее половины работы.

  3. Не приступил к выполнению работы.

  4. Правильно выполнил не более 10% всех заданий.


При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.

Учебно-методический комплект (УМК ):

литература для учителя:

1) Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014

2) Тарасов А.К. «Ботаника Зоология» Весёлый урок. Смоленск. «Русич»-1999г.

3) Касаткина Н.А. Биология 6-7 классы.. Нестандартные уроки. Волгоград. «Учитель» 2005г.

4) Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология 7 класс М. «Дрофа,» 2007г.

5) Резанов А.Г. Зоология в таблицах, рисунках и схемах. 7 класс. М. «Издат-Школа 2000», 2002г.

6) Бодрова Н.Ф. Биология. Животные. 7 класс. Методическое пособие для учителя. – Воронеж.: ВОИПиКРО, 2008

7) Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Животные. – М.:Дрофа, 2004. -224 с.

Для учащихся:

1) Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. Биология.: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014

2).СD:Биология. Живой организм. Электронное приложение к учебникуЛ.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я.Колесниковой

3) Дольник В.Р., Козлов М.А. Зоология. Учебник. – СПб.: «Специальная Литература», 1996. – 240 с.: ил.;

4) Животные / Пер. с англ. М.Я.Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил;

5) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Миграции животных. Автор А.Х Тамбиев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.;

6) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.;

7) Я познаю мир; Детская энциклопедия: Амфибии. Автор Б.Ф.Сергеев; - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»»; ООО «Астрель», 1999.. – 480 с.: ил.;


(http://school-collection.edu.ru/) .

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»



(68 ч , 2 часа в неделю)

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО БИОЛОГИИ ДЛЯ 7 КЛАССА


п/п


Наименование разделов


Кол-во часов

В том числе на:

Кол-во лабораторных

работ

Кол-во

контрольных

работ

Экскурсии

1

Организация живой природы

5

1

-

1

2

Органы и системы органов растения

5

-

-


3

Эволюция живой природы

3

1

1

-

4

Царство Растения

20

6

1

-

5

Царство Животные

27

8

1

3

6

Бактерии, грибы, лишайники

4

4

-

-

7

Биологическое разнообразие и пути его сохранения

4

-

1

1

-

Всего

68

20

4

8






Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведуметь

- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Тематическое и поурочное планирование «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс»

Планирование составлено на основе программы курса «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс», авторы Л.Н. Сухорукова, B.C. Кучменко, И.Я. Колесникова. Общее число часов - 70, в неделю -2 ч. Содержание экскурсий важно дополнить краеведческим материалом.

Считаю целесообразным сократить такие темы, как: «Эволюция живой природы» на 1 час, «Царство Растения» на 2 часа, «Бактерии, грибы, лишайники» на 2 часа и на место сокращенных часов добавить тему «Органы и системы растения», т.к. учащиеся не проходили биологию в 6 классе из-за переходного периода, поэтому добавление данной темы необходимо для полного понимания, изучаемого предмета, и естественного порядка изучения биологических знаний.


№ п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Виды деят-ти

Планируемый результат

Д/ з

Примечание

план

факт

Организация живой природы (5 часов)


1



Организм

1

Использовать источники информации для подготовки сообщения о разнообразии живых организмов

Ведущие уровни организации живой природы, описывать общие признаки живых организмов



2



Вид

1

Делать выводы о значении внутрипопуляционных отношений для обеспечения целостности вида

Существенные признаки организма как живой системы, приводить примеры близких видов



3



Природное сообщество

1

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения по теме

Естественные и искусственные природные сообщества

Значение видового разнообразия



4



Разнообразие видов в сообществе. Экскурсия

1

Работать в группе при проведении наблюдений и обсуждении результатов, соблюдать правила поведения во время экскурсии

Черты приспособленности растений к совместному существованию в сообществе. Растения одного и разных видов



5



Экосистема

Лабораторная работа №1:Составление цепей питания.


1

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения по теме

Примеры организмов производителей, потребителей, разрушителей органического вещества в экосистеме



Тема 2. Органы и системы органов растения (5 часа)

6



Строение растительной клетки

1

Характеризовать строение растительной клетки.

Знать химический состав клетки, её основные органоиды. Узнавать по немому рисунку клеточные структуры.



7



Органы и системы органов растений. Побег


Характеризовать системы органов растений, строение побега.

Описывать строение побега, узнавать по немому рисунку структурные компоненты почки. Приводить примеры растений , имеющих видоизменённые побеги. Доказывать, что почка – видоизменённый побег.




8



Строение и функции стебля

1

Характеризовать строение и функции стебля.

знать строение стебля .

Уметь перечислять его функции.



9



Строение листа

1

Характеризовать строение листа. Функции листа.

Описывать по рисунку строение листьев. Называть функции тканей листа. Показывать взаимосвязь между клеточным строением листа и факторами окр. среды.




10



Корень

1

Характеризовать строение корня. Функции корня.

Приводить примеры видоизме нения корней в связи с выпол няемой функцией., узнавать по немому рис. зоны корня., уста навливать взаимосвязь между функциями и строением



Эволюция живой природы (2 часа)

11



Эволюционное учение. Доказательство эволюции.

1

Использовать источники информации для подготовки доклада о жизни Ч. Дарвина, его путешествии. Объяснять сходство ранних этапов эмбрионального развития животных и человека для доказательства

Движущие силы и результаты эволюции, объяснять формирование приспособлений с позиции с позиции Ч. Дарвина. Примеры реликтовых растений



12



История развития жизни на Земле.Систематика растений и животных.

1

Эволюции.

Характеризовать возникновение и существование жизни на Земле в форме экосистемы. Характеризовать вклад учащихся в процесс изучения нового материала

Эры в истории развития жизни на Земле. Предмет изучения систематики, естественной классификации



13



Контрольная работа №1

1





Тема 3. Царство Растения ( 20 час)

14



Царство растений

1

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе

Царства живой природы. Характеризовать различных представителей царства Растения.

Предмет науки ботаники. Историю развития науки о растениях. Внешнее строение растений



15



Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки

1

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта

Характерные особенности состава и строения водорослей



16



Изучение одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей

ЛР 2. Изучение одноклеточных водорослей

ЛР 3. Изучение многоклеточных водорослей

1

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о значении водорослей в природе и жизни человека

Водоросли с наземными растениями и находить общие признаки.
Процессы размножения у одноклеточных и многоклеточных водорослей.




17



Роль водорослей в водных экосистемах

1

Использовать знания о разнообразии и значение водорослей в практических ситуациях

Водорослей в природе. Использование водорослей человеком



18



Подцарство высшие растения

1

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

Представители различных групп растений отдела



19



Отдел Моховидные

1

Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания.

Существенные признаки мхов.
Распознавать представителей моховидных на рисунках, гербарных материалах, живых объектах.

Признаки принадлежности моховидных к высшим споровым растениям.



20



Изучение строения мхов

ЛР 4. Строение зеленого мха кукушкин лен

ЛР 5. Строение мха сфагнум

1

Фиксировать результаты исследований.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Внешнее строение зелёного мха (кукушкина льна) и белого мха (сфагнума), отмечать их сходство и различия



21



Роль мхов в образовании болотных экосистем

1

Оценивать роль сфагновых мхов в болотных экосистемах

Значение мхов в природе и жизни человека.



22



Отделы Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные

1

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе

Общие черты строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников, их различия. Особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать вывод о прогрессивном строении папоротников.



23



Роль папоротников, Хвощей, плаунов в образовании древних лесов

1

Устанавливать взаимосвязь строения папоротников, хвощей и плаунов, их воздействия на среду обитания

Роль папоротникообразных в природе, необходимость охраны исчезающих видов.



24



Отдел Голосеменные

1

Выполнять поставленные учебные задачи


Общие черты строения и развития семенных растений.

Строение споры и семени..



25



Разнообразие хвойных

ЛР 6. Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной

1

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

Процессы размножения и развития голосеменных



26



Роль голосеменных в экосистеме тайги

1

Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для жизни голосеменных.

Голосеменные на территории России. Их значение в природе и жизни человека



27



Отдел Покрытосеменные, или Цветковые

ЛР 7. Признаки однодольных и двудольных растений

1

Выполнять поставленные учебные задачи


Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных по сравнению с голосеменными.

Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных.



28



Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные


1

Применять приёмы работы с определителем растений

Основные признаки класса Двудольные.

Отличительные признаки семейств класса.

Представители семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах.



29



Класс Двудольные. Семейство Бобовые

ПР 2. Определение растений семейства Бобовые

1

Применять приёмы работы с определителем растений

Отличительные признаки семейств класса.

Представители семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах



30



Класс Двудольные. Семейство Пасленовые


1

Применять приёмы работы с определителем растений

Отличительные признаки семейств класса.

Представители семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах



31



Класс Однодольные. Семейство Лилейные


1

Применять приёмы работы с определителем растений

Отличительные признаки семейств класса.

Представители семейств на рисунках, гербарных материалах, натуральных объектах



32



Класс Однодольные. Семейство Злаки

ЛР 8. Строение пшеницы

1

Применять знания в ситуациях повседневной жизни об эволюции злаковых

Фиксировать наблюдения, формулировать выводы



33



Контрольная работа №2 «Царство Растений»

1

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

Обобщение и систематизация знаний по материалам темы «Царство Растений»



Тема 5. Царство Животные (27 часов)

34



Зоология – наука о животных, методы ее изучения

1

Давать определение терминам.

Методы изучения зоологии

Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека



35



Подцарство Одноклеточные.

Роль одноклеточных в экосистемах

1

Характерные признаки подцарства. Простейшие, или Одноклеточные, типа Саркодовые и жгутиконосцы.

Представители класса Саркодовые на микропрепаратах, рисунках, фотографиях.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма на примере амёбы-протея.
Обосновывать роль простейших в экосистемах



36



Подцарство Одноклеточные.

Тип Инфузории

Тип Споровики

1

Характерные признаки типа Инфузории.

Примеры и характеризовать черты усложнения организации инфузорий по сравнению с саркожгутиконосцами..

Устанавливать взаимосвязь строения и жизнедеятельности организмов и условий среды.
Формулировать вывод о роли простейших в природе



37



Подцарство Многоклеточные.

Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах

1

Основные признаки подцарства Многоклеточные.

Представители типа кишечнополостных.

Характеризовать признаки более сложной организации в сравнении с простейшими



38



Тип Кишечнополостные

1

Объяснять на примере наличие лучевой симметрии у кишечнополостных.

Называть признаки, свидетельствующие о древнем происхождении кишечнополостных. Раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах.



39



Тип Плоские черви

1

Основные признаки типа Плоские черви.

Основных представителей класса Ресничные черви.

Взаимосвязь строения и функций систем органов ресничных червей.

Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными



40



Тип Круглые черви

1

Характерные черты строения круглых червей. Представители класса на рисунках и фотографиях. Взаимосвязь строения и функций организма и образа его жизни.

Признаки отличия первичной полости от кишечной.

Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями



41



Тип Кольчатые черви. Роль червей в почвенных экосистемах

ЛР 13. Внешнее строение дождевого червя

1

Секреты более высокой организации кольчатых червей по сравнению с круглыми.

Представители класса на рисунках, фотографиях.

Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.



42



Тип Моллюски

ЛР 14. Строение раковины моллюска

1

Особенности строения представителей различных классов моллюсков.

Основные черты сходства и различия внутреннего строения моллюсков и кольчатых червей.

Устанавливать сходство и различия в строении раковин моллюсков.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием



43



Тип Членистоногие: Общая характеристика.

Класс Ракообразные

1

Общие признаки классов типа Членистоногие.

Представители класса Ракообразные по рисункам, фотографиям, натуральным объектам. Взаимосвязь строения и среды обитания речного рака.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о разнообразии ракообразных



44



Тип Членистоногие.

Класс Паукообразные

1

Характерные признаки класса Паукообразные.

Представители класса на рисунках, фотографиях, в коллекциях.

Приёмы работы с определителем животных.

Аргументировать необходимость соблюдения мер защиты от заражения клещевым энцефалитом



45



Тип Членистоногие.

Класс Насекомые

ЛР 15. Внешнее строение насекомого

1

Характерные признаки класса Насекомые.

Представители класса по рисункам, фотографиям, коллекциям.

Приёмы работы с определителем животных.

Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы



46



Тип Членистоногие.

Класс Насекомые: особенности размножения и развития.

1

Взаимосвязь внутреннего строения и процессов жизнедеятельности насекомых.

Наблюдать, фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.



47



Обобщение и систематизация знаний по теме

«Тип Членистоногие»

1

Систематизировать информацию и обобщать её в виде схем, таблиц




48



Тип Хордовые

1

Основные признаки хордовых.
Принципы разделения типа Хордовые на подтипы.


Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными



49



Надкласс Рыбы.

ЛР 16. Внешнее строение рыбы

ЛР 17. Внутренне строение рыбы


1

Особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания.


Осваивать приёмы работы с определителем животных. Выявлять черты приспособленности внутреннего строения рыб к обитанию в воде.



50



Класс Хрящевые рыбы

1

Принципы классификации рыб. Приёмы работы с определителем животных.

Представители классов на рисунках, фотографиях, натуральных объектах.

Характеризовать осетровых рыб как важный объект промысла.




51



Класс Костные рыбы

1

Признаки организации хрящевых и костных рыб, делать выводы.

Называть наиболее распространённые виды рыб и объяснять их значение в жизни человека.



52



Класс Земноводные

1

Характерные признаки внешнего строения рептилий в связи со средой обитания.

Черты отличия скелета пресмыкающихся от скелета земноводных.

Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде



53



Класс Пресмыкающиеся

1

Особенности внешнего строения птиц в связи с их приспособленностью к полёту.

Особенности внешнего строения птиц в ходе выполнения лабораторной работы.

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве



54



Класс Птицы

ЛР 19. Внешнее строение птицы

1

Роль птиц в природных сообществах. Основные породы домашних птиц и цели их выведения. Вывод о происхождении птиц от древних рептилий

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием



55



Птицы наземных и водных экосистем

1

Характерные признаки представителей класса Млекопитающие.

Выводы о более высокой организации млекопитающих по сравнению с представителями других классов.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о причинах сокращения численности промысловых птиц.



56



Класс Млекопитающие

1

Особенности размножения млекопитающих по сравнению с прочими хордовыми.

Взаимосвязь этапов годового жизненного цикла и сезонных изменений.

Аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих.




57



Класс Млекопитающие: особенности размножения и развития млекопитающих

1

Выводы о прогрессивном развитии млекопитающих.


Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов на конкретных примерах



58



Млекопитающие разных экосистем

1

Экологические группы животных.

Признаки животных одной экологической группы на примерах.


Устанавливать систематическую принадлежность млекопитающих.



59



Млекопитающие родного края. Роль млекопитающих в жизни человека

Экскурсия 3

1

Необходимость применения мер по охране диких животных.

Основные направления животноводства.



Наблюдать, фиксировать и обобщать результаты экскурсии.

Соблюдать правила поведения в зоопарке, музее. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов по охране диких животных



60



Контрольная работа №3 «Царство Животные»

1

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

Определять систематическую принадлежность представителей разных классов млекопитающих.



Тема 6. Бактерии, грибы, лишайники (4 часов)




1

61



Царство Бактерии

1

Особенности строения бактерий.

Разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника.

Понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты».

Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот.




62



Царство Грибы

ЛР 19. Строение плодовых тел шляпочных грибов

1

Сходство грибов с растениями и животными. Внешнее строение тела гриба, называть его части.

Определять место представителей царства

Грибы среди эукариот.



63



Роль грибов в природе и жизни человека

ПР 4. Определение съедобных и ядовитых грибов

1

Съедобные и ядовитые грибы на таблицах и рисунках учебника.


Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов.

Объяснять значение грибов для человека и для природы



64



Лишайники

1

Особенность строения лишайников — симбиоз двух организмов — гриба и водоросли.

Типы лишайников на рисунке учебника.


Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды.



Тема 7. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (4 часа)




1

65



Видовое разнообразие

1

Значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника.

Ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе.


Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.

Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала



66



Экосистемное разнообразие и деятельность человека. Пути сохранения биоразнообразия

1

Необходимость охраны природы. Ценность биологического разнообразия для природы и человека.

Роль деятельности человека в природе.

Примеры своей деятельности в природе и общения с живыми организмами


Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).



67



Разнообразие птиц леса родного края

Экскурсия4

1

Определение птиц, обитающих на территории родного края

Соблюдать правила по ведения в природе



68



Итоговый контроль знаний по курсу биологии 7 класса

1

Итоговый контроль знаний по курсу биологии 7 класса

Систематизировать знания по темам раздела «Животные».

Применять основные виды учебной деятельности





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!