СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование ключевых компетенций в системе дополнительного образования

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрывается понятие "Компетенций", приведены примеры мероприятий по развитию ключевых компетенций

Просмотр содержимого документа
«Формирование ключевых компетенций в системе дополнительного образования»

КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»

Формирование ключевых компетенций в системе дополнительного образования.

Доклад на районном семинаре. Подготовила Худякова С.Ю.

В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития его членов становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования. На образование возлагаются особые надежды, поскольку оно в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры рынка, когда человек вынужден менять профессию или место работы, позволяет ему осваивать новые профессии, новые виды и способы деятельности. На современном рынке труда человек играет все более активную роль, предлагая в качестве товара свой главный личный капитал - компетентность, профессионализм, квалификацию. Чем выше уровень его квалификации, тем большую свободу выбора имеет он на рынке труда, тем больше востребован в жизни.

Формирование способности учащихся действовать и быть успешными в динамично развивающемся обществе во многом зависит от таких качеств личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей.

Следует отметить, что в определении содержания и структуры компетенций и компетентностей, в их классификации и разграничении в настоящее время существует множество подходов, а вопрос о компетентностном подходе остается дискутируемым.

Осмысление различных определений компетенции и компетентности показывает, что они фиксируют интегральную характеристику личности. Компетенции и компетентности являются приобретенными качествами и имеют дея-тельностную основу. Компетенция выступает сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция. Приоритетным становится не получение знаний, а управление знанием, информацией для решения конкретных социальных, трудовых, психологических проблем. Компетентность есть обладание компетенцией, которое включает личностное отношение к ней и к предмету деятельности.

По прошествии каждых 10 лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать вплоть до 2060 года! Каким будет тогда мир, предсказать невозможно. Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность.

Ключевые компетентности в свете мировой образовательной практики выступают центральным, своего рода узловым понятием, так как обладают интегративной природой, объединяют знания, навыки и интеллектуальную составляющую образования.
Компетентности – это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений.
Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования называют ключевыми. Они содержат основы современного научного знания, принципы и закономерности существования и развития множества предметов и явлений действительности. Это так называемые базовые компетентности. Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны. Они многомерны, так как включают познавательные, операционально-технологические, эмоционально-волевые и мотивационные компоненты.
К базовым компетентностям относятся:

  • общенаучные;

  • социально-экономические;

  • гражданско-правовые;

  • информационно-коммуникационные;

  • политехнические;

  • обшепрофессиональные.

Совет Европы определил следующие группы ключевых компетенций, которыми школа должна вооружить молодежь:

  • познавательная компетенция;

  • социальная компетенция;

  • коммуникативная компетенция;

  • информационная компетенция.

Формирование ключевых компетенций учащихся является приоритетной задачей системы современного образования.

Компетенции проявляются в действии. Какой же набор действий позволяет нам судить о сформированности ключевых компетенций? Можно выделить следующие действия:

Изучать:

  • уметь извлекать пользу из опыта;

  • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

  • организовывать собственные приёмы обучения;

  • уметь решать проблемы;

  • самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать:

  • запрашивать различные базы данных;

  • опрашивать окружение;

  • получать информацию;

  • уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать:

  • организовывать связи прошлых и настоящих событий;

  • критически относиться к тому или иному явлению;

  • умение противостоять трудностям;

  • занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;

  • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой;

  • уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать:

  • уметь работать и сотрудничать в группе;

  • принимать решения;

  • улаживать разногласия и конфликты;

  • уметь договариваться;

  • уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело:

  • включаться в проект;

  • нести ответственность за порученное дело;

  • войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;

  • доказать солидарность с коллективом;

  • уметь организовать свою работу;

  • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться:

  • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

  • доказать гибкость к изменениям;

  • стойкость перед трудностями.

Чем более полно представлен набор умений индивида в соответствии с предложенным списком, тем увереннее можно заключить, что у него сформированы ключевые компетенции.

Когда приходят дети в школу, какие действия они могут выполнять самостоятельно? Никакие. Давайте зададим другой вопрос: когда дети выпускаются из нашей школы, какие действия они могут выполнять и с помощью видов деятельности мы сумели привить им эти умения?

«Песенный фестиваль». Дает возможность развиваться таким качествам, как умение работать в ансамбле, т.е. сотрудничество, ответственность, возможность показать себя как концертмейстера и как солиста. Фестиваль дает возможность наглядно продемонстрировать, где можно применить полученные на уроках специальности и сольфеджио знаний.

Самостоятельно выученная пьеса. Проверка и анализ своих знаний, умений. Учит детей самостоятельности, справляться с проблемами, искать и получать информацию, классифицировать и упорядочивать ее, переводить знания, умения, навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей.

«Игра в оркестрах». Учит работать и сотрудничать в коллективе, нести ответственность за порученное дело.

«Различные творческие задания». Учат извлекать пользу из опыта, применять полученные знания и видеть конечный продукт.

«Конкурсы». Учат умению противостоять и преодолевать трудности, критически относиться к себе и окружающим, собранности, умению организовать свою работу, выявляют потенциальные возможности учащихся.

«Выступления выпускников школы». Наличие примеров успешности позволяет учащимся видеть перспективу их занятий, придает уверенность в своих силах.

Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально – педагогической деятельности. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, «репертуар» которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др. Учитель становится менеджером образования.

Иными словами, учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если сам не будет компетентен в этих вопросах. Таким образом, ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя.

В предложенном Вам списке попробуйте отметить, какие действия вы умеете выполнять, а над какими надо еще работать.

  • уметь извлекать пользу из опыта;

  • организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;

  • организовывать собственные приёмы обучения;

  • уметь решать проблемы;

  • самостоятельно заниматься своим обучением.

  • запрашивать различные базы данных;

  • опрашивать окружение;

  • получать информацию;

  • уметь работать с документами и классифицировать их.

  • организовывать связи прошлых и настоящих событий;

  • критически относиться к тому или иному явлению;

  • умение противостоять трудностям;

  • занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;

  • оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой;

  • уметь оценивать произведения искусства и литературы.

  • уметь работать и сотрудничать в группе;

  • принимать решения;

  • улаживать разногласия и конфликты;

  • уметь договариваться;

  • уметь разрабатывать и выполнять контракты.

  • включаться в проект;

  • нести ответственность за порученное дело;

  • войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;

  • доказать солидарность с коллективом;

  • уметь организовать свою работу;

  • уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

  • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;

  • доказать гибкость к изменениям;

  • стойкость перед трудностями.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!