КГКП «Школа искусств акимата Шемонаихинского района»
Формирование ключевых компетенций в системе дополнительного образования.
Доклад на районном семинаре. Подготовила Худякова С.Ю.
В современном обществе, где знания, уровень интеллектуального развития его членов становятся главным стратегическим ресурсом и важнейшим фактором развития экономики, значительно повышается статус образования. На образование возлагаются особые надежды, поскольку оно в условиях постоянно изменяющейся конъюнктуры рынка, когда человек вынужден менять профессию или место работы, позволяет ему осваивать новые профессии, новые виды и способы деятельности. На современном рынке труда человек играет все более активную роль, предлагая в качестве товара свой главный личный капитал - компетентность, профессионализм, квалификацию. Чем выше уровень его квалификации, тем большую свободу выбора имеет он на рынке труда, тем больше востребован в жизни.
Формирование способности учащихся действовать и быть успешными в динамично развивающемся обществе во многом зависит от таких качеств личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей.
Следует отметить, что в определении содержания и структуры компетенций и компетентностей, в их классификации и разграничении в настоящее время существует множество подходов, а вопрос о компетентностном подходе остается дискутируемым.
Осмысление различных определений компетенции и компетентности показывает, что они фиксируют интегральную характеристику личности. Компетенции и компетентности являются приобретенными качествами и имеют дея-тельностную основу. Компетенция выступает сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция. Приоритетным становится не получение знаний, а управление знанием, информацией для решения конкретных социальных, трудовых, психологических проблем. Компетентность есть обладание компетенцией, которое включает личностное отношение к ней и к предмету деятельности.
По прошествии каждых 10 лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10% будущих знаний. Раз в 5 лет обновляются технологии. В результате школа должна готовить своих выпускников к жизни, о которой она сама мало что знает. Дети, которые сейчас пришли учиться в школу, будут работать вплоть до 2060 года! Каким будет тогда мир, предсказать невозможно. Поэтому школа должна готовить своих выпускников к переменам, развивая у них такие качества как мобильность, динамизм, конструктивность.
Ключевые компетентности в свете мировой образовательной практики выступают центральным, своего рода узловым понятием, так как обладают интегративной природой, объединяют знания, навыки и интеллектуальную составляющую образования.
Компетентности – это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений.
Универсальные компетентности широкого спектра (радиуса) использования называют ключевыми. Они содержат основы современного научного знания, принципы и закономерности существования и развития множества предметов и явлений действительности. Это так называемые базовые компетентности. Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны. Они многомерны, так как включают познавательные, операционально-технологические, эмоционально-волевые и мотивационные компоненты.
К базовым компетентностям относятся:
Совет Европы определил следующие группы ключевых компетенций, которыми школа должна вооружить молодежь:
познавательная компетенция;
социальная компетенция;
коммуникативная компетенция;
информационная компетенция.
Формирование ключевых компетенций учащихся является приоритетной задачей системы современного образования.
Компетенции проявляются в действии. Какой же набор действий позволяет нам судить о сформированности ключевых компетенций? Можно выделить следующие действия:
Изучать:
уметь извлекать пользу из опыта;
организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
организовывать собственные приёмы обучения;
уметь решать проблемы;
самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
Думать:
организовывать связи прошлых и настоящих событий;
критически относиться к тому или иному явлению;
умение противостоять трудностям;
занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой;
уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
уметь работать и сотрудничать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
уметь договариваться;
уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься за дело:
включаться в проект;
нести ответственность за порученное дело;
войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;
доказать солидарность с коллективом;
уметь организовать свою работу;
уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
Адаптироваться:
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
доказать гибкость к изменениям;
стойкость перед трудностями.
Чем более полно представлен набор умений индивида в соответствии с предложенным списком, тем увереннее можно заключить, что у него сформированы ключевые компетенции.
Когда приходят дети в школу, какие действия они могут выполнять самостоятельно? Никакие. Давайте зададим другой вопрос: когда дети выпускаются из нашей школы, какие действия они могут выполнять и с помощью видов деятельности мы сумели привить им эти умения?
«Песенный фестиваль». Дает возможность развиваться таким качествам, как умение работать в ансамбле, т.е. сотрудничество, ответственность, возможность показать себя как концертмейстера и как солиста. Фестиваль дает возможность наглядно продемонстрировать, где можно применить полученные на уроках специальности и сольфеджио знаний.
Самостоятельно выученная пьеса. Проверка и анализ своих знаний, умений. Учит детей самостоятельности, справляться с проблемами, искать и получать информацию, классифицировать и упорядочивать ее, переводить знания, умения, навыки, полученные при изучении различных предметов на уровень межпредметных связей.
«Игра в оркестрах». Учит работать и сотрудничать в коллективе, нести ответственность за порученное дело.
«Различные творческие задания». Учат извлекать пользу из опыта, применять полученные знания и видеть конечный продукт.
«Конкурсы». Учат умению противостоять и преодолевать трудности, критически относиться к себе и окружающим, собранности, умению организовать свою работу, выявляют потенциальные возможности учащихся.
«Выступления выпускников школы». Наличие примеров успешности позволяет учащимся видеть перспективу их занятий, придает уверенность в своих силах.
Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально – педагогической деятельности. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, «репертуар» которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя и др. Учитель становится менеджером образования.
Иными словами, учитель не сможет создать условия для формирования ключевых компетенций учеников, если сам не будет компетентен в этих вопросах. Таким образом, ключевые компетенции, которые должны быть сформированы у учащихся, прежде всего должны быть у учителя.
В предложенном Вам списке попробуйте отметить, какие действия вы умеете выполнять, а над какими надо еще работать.
уметь извлекать пользу из опыта;
организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;
организовывать собственные приёмы обучения;
уметь решать проблемы;
самостоятельно заниматься своим обучением.
запрашивать различные базы данных;
опрашивать окружение;
получать информацию;
уметь работать с документами и классифицировать их.
организовывать связи прошлых и настоящих событий;
критически относиться к тому или иному явлению;
умение противостоять трудностям;
занимать позицию в дискуссиях и иметь собственное мнение;
оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой;
уметь оценивать произведения искусства и литературы.
уметь работать и сотрудничать в группе;
принимать решения;
улаживать разногласия и конфликты;
уметь договариваться;
уметь разрабатывать и выполнять контракты.
включаться в проект;
нести ответственность за порученное дело;
войти в группу или в коллектив и внести свой вклад в общее дело;
доказать солидарность с коллективом;
уметь организовать свою работу;
уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.
уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
доказать гибкость к изменениям;
стойкость перед трудностями.