СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами ИКТ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сообщение по теме "Формирование коммуникативной компетенции средствами ИКТ"

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативной компетенции младших школьников средствами ИКТ»

Подготовила

Акимкина Е.В ,

учитель – логопед

МБОУ СШ № 6



Формирование коммуникативной компетенции

у младших школьников с нарушениями речи.


Одной из основных задач школьного обучения на современном этапе в рамках введения ФГОС НОО декларируется формирование у детей таких способностей и умений, которые бы позволили ему легко адаптироваться в мировом сообществе. Среди этих компетенций принято выделять социальную, коммуникативную, информативную, когнитивную, общекультурную и специальную.

Коммуникативная компетенция является ключевой, так как призвана решать проблему активной социализации личности.

Коммуникативная компетентность определяется как индивидуальная способность человека организовывать свою речевую деятельность во всех ее видах, используя языковые средства, приемлемые в каждой конкретной ситуации общения. В процессе овладения данным типом компетенции ребенок учится вести диалог со сверстниками и взрослыми, сотрудничать с ними, принимать их точку зрения даже в том случае, когда она отлична от его собственной, он учится сотрудничать с окружающими его людьми, активно участвует в созидательной деятельности. Воспитание такой личности является важной задачей современной школы.

Особенно остро вопрос формирования коммуникативных навыков стоит применительно к детям с нарушениями речи. Практика показывает, что овладение техникой общения у данной категории детей происходит в значительно поздние сроки по сравнению со сверстниками. У таких детей нарушена как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя, их словарный запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики и качественно не полноценен.

На фоне трудностей овладения языковой системой и наблюдаются определенные сложности в коммуникации, вызванные невозможностью реализовать все многообразие речевых потребностей. Данные трудности выявляются в ходе диагностической деятельности, осуществляемой в двух аспектах: изучение состояния речеязыковых средств, а также исследование сформированности коммуникативных умений и навыков у младших школьников. В рамках диагностики речевых языковых средств проводится обследование фонетико – фонематической, лексико – грамматической сторон речи, а так же уровня сформированности связной речи. Исследование уровня сформированности коммуникативных навыков проводится опосредованно, в ходе совместной деятельности, а также в процессе наблюдения за самостоятельной игровой и учебной деятельностью детей в рамках образовательного учреждения. Лишь такое комплексное исследование не только состояния непосредственно речевой функции, но и возможностей ребенка использовать языковые средства в ходе общения с окружающими позволяет разработать наиболее эффективную программу сопровождения каждого конкретного ребенка.

В настоящее время мало научить ребенка писать и читать без ошибок. В силу ряда причин все большее количество детей испытывает трудности в освоении языковой системы в целом. У учащихся с нарушениями речи, помимо коррекции нарушений звукопроизношения, письма и чтения, необходимо формировать алгоритм использования этих знаний, выстраивать у них коммуникативную компетенцию.

Реализация коммуникативного подхода на логопедических занятиях помогает вывести ребенка на качественно новый уровень в овладении средствами речевого общения. В процессе коррекционной работы на формирующем этапе осуществляется работа не только по развитию речеязыковой системы, но и над невербальными средствами коммуникации; осуществляется стимулирование познавательной деятельности.

Особое внимание на логопедических занятиях социальную, коммуникативную, информативную, когнитивную, общекультурную и специальную.ые0 уделяется формированию невербальных средств коммуникации. Ведь именно с их помощью устанавливается эмоциональный контакт между детьми. Самоценным видом активности являются инициативная непроизвольная речь детей, их эмоциональный личностный контакт, достигаемый при помощи словесных и невербальных средств (мимика, позы, жесты, взгляд), - тем компонентам коммуникации, из которых развиваются формы внеситуативного общения. Именно умение установить эмоциональный контакт, достичь взаимопонимания в конкретной ситуации составляет фундамент дальнейшего языкового и коммуникативного общения.

Довольно результативным в этом плане является включение в работу информационно – коммуникативных технологий, которые существенно дополняют традиционную работу. Благодаря ИКТ в более короткие сроки можно решить такие задачи, как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля.

Такой результат достигается путем целенаправленной, дифференцированной работы, ориентированной не только на коррекцию произносительной стороны речи, но и на развитие познавательной деятельности обучающихся, формирования невербальных средств коммуникации, диалогической речи, умения участвовать в речевой ситуации общения, подбирать адекватный речевой материал.

По итогам коррекционного обучения учащиеся получают возможность выйти на осознанный уровень владения языком, что позволяет им более успешно решать коммуникативные задачи.