Формирование коммуникативной компетенции учащихся средствами
развития речи при обучении биологии
Пусть будет нашей высшей целью одно:
говорить, как чувствуем, и жить, как говорим.
Сенека
Аннотация
Одно из условий успешного обучения на современном этапе – уровень речевого развития учащихся. Систематическая работа над речью является непременным условием не только успешного усвоения знаний и умений по биологии, но и общего развития школьников.
Главная черта современного общества – ускорение темпов развития. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Основой образовательного и воспитательного процессов в современной школе становится Компетентностный подход, который делает акцент на достижении учащимися способности использовать на практике полученные знания и навыки, готовности находить и использовать информацию из различных источников, умении общаться и отстаивать свою точку зрения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм — способность менять сферы и способы деятельности. Сам факт наличия знаний не задает пространство жизненного пути, перспектив молодежи: «Человек не ценится теперь только как носитель знаний, а важно, чтобы он был деятель» ( из речи В.В. Путина).
Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, заключается в развитии процессов информатизации. Одно из следствий развития этих процессов — создание условий для неограниченного доступа к информации, что ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний. Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.
К результатам работы школы стали предъявляться общественные требования - соответствовать развитию страны. В настоящее время это отражается во введении ФГОС нового поколения, где требования к результатам освоения образовательных программ формулированы в виде личностных, метапредметных и предметных компетенций (как способностей действовать). В структуре ключевых компетенций отечественного образования коммуникативные компетенции выделяются в отдельный блок. Коммуникация как обмен информацией, выражения мыслей, идей, знаний является причиной и основой формирования новых понятий, знаний, сознания и культуры человека. Одним из условий успешного формирования коммуникативной компетенции является уровень речевого развития учащихся.
В условиях интенсификации всех процессов в обществе все более осознается «недостаточность» современного образования. Учебные материалы не адекватны общим приоритетным целям обучения, отсутствуют условия для разнообразной самостоятельной деятельности школьников. Учение ориентировано преимущественно на восприятие и память, не обеспечивает развитие мышления, воображения, познавательных интересов, а главное – умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками и взрослыми, а также находить общее решение и разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Сложившаяся система образования не способна ответить на вызов времени и поэтому, необходимо менять подходы к определению целей образования, его содержания, организации самого образовательного процесса. Выявляется противоречие между запросами общества в людях коммуникативных, деятельных и отставанием школьного образования в подготовке детей к современной жизни.
Актуальность темы обусловлена тем, что перемены, происходящие в обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развития Личности ученика, которое обеспечивается, прежде всего, через формирование базовых компетенций. В этих условиях чрезвычайно важным становится умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Речь является универсальным, метапредметным учебным умением, «инструментом» учебы, которым пользуется ученик при овладении любым школьным предметом. Она входит в три группы общеучебных умений и навыков, которые пронизывают все виды учебной деятельности.

По мнению многих ученых, изучающих проблемы формирования коммуникативных компетенций, речь выступает как одно из наиболее эффективных средств формирования коммуникативной культуры личности. При этом максимальными потенциальными возможностями для этого обладают не только гуманитарные науки, но и такая учебная дисциплина, как биология, что определяется большим спектром методов и форм межличностных взаимодействий при освоении содержания научных знаний о живых системах различного уровня.
Несмотря на некоторую освещенность проблемы эффективности формирования коммуникативной компетентности личности, недостаточно изученными остаются вопросы применения комплексного подхода к ее формированию.
В связи с чем, проблемой исследования являлось определение эффективности комплексного подхода в формировании коммуникативной компетентности школьников средствами развития речи на уроках и во внеурочной деятельности по биологии.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность комплексного подхода в формировании коммуникативной компетентности школьников средствами развития речи на уроках и во внеурочной деятельности по биологии.
Гипотеза: процесс формирования коммуникативных компетенций учащихся средствами развития речи будет происходить наиболее эффективно, если реализовывать комплексный подход, включающий в себя:
сочетание научных знаний о природе и развитие речи, как неотъемлемую составляющую содержания каждого урока;
разнообразие методов, форм и приемов обучения на уроках биологии и во внеурочной деятельности по биологии.
Теоретико-методологической основой исследования служит системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. В данной школе наиболее полно на сегодняшний день раскрыты основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, а также общая структура учебной деятельности учащихся1.
Данное исследование является муниципальной экспериментальной площадкой и рассчитано на 3 года.
Критерии сформированности коммуникативной компетенции
Виды навыков | Умения и навыки | Виды учебной работы |
Коммуникативные | Общение в ходе учебной и внеаудиторной деятельности | умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли; умение кратко излагать свои мысли; умение полно и развернуто излагать свои мысли; умение задавать вопросы; умение отвечать на вопросы; умение корректно возражать; умение слышать собеседника и встать на его точку зрения; умение аргументировать и отстаивать свою позицию; умение адаптироваться к меняющимся обстоятельствам |
Средством для развития коммуникативных компетенций являются педагогические технологии, использующие методические приемы и стратегии, способствующие их становлению или развитию.
По мнению Э.Ф. Зеера, важное место в реализации компетентностного подхода должно принадлежать развивающим технологиям образования [Зеер 2004].
В своей работе мы используем элементы из:
Технологии развития критического мышления;
Технологии проблемного диалога;
Проектной технологии;
ТРИЗ (технологии решения изобретательских задач)
Информационно-коммуникативных технологий.
Изучение биологии предполагает усвоение новых терминов, понятий, то есть расширение словарного запаса обучающегося, а также аргументирование, обобщение и систематизацию доказательств. Речь является формой существования мысли, следовательно, в основе организации речевой деятельности на уроке должна лежать мыслительная деятельность. Работу по развитию речи мы рассматриваем не как отдельную или дополнительную часть обучения биологии, а как неотъемлемую составляющую содержания каждого урока. Задача учителя – сделать жизнь на уроке подлинной, чтобы каждый ученик был включен в процесс обучения, а не являлся пассивным слушателем.
В практике обучения биологии оценка за устный ответ на уроке ставится не за то, что ученик реально произнес, но уже только за то, что хотел сказать, а учитель это понял. Ситуация распространенная, но развитию речи учащихся вовсе не способствующая. Ученики далеко не всегда слушают ответы друг друга. На уроках, где целью является – научить выражать биологические идеи, создаем учебные ситуации, когда учащимся необходимо услышать учителя и ответы своих товарищей, так как с устной речью связаны два вида деятельности – говорение и слушание. В этом случае:
1) На уроках в большей степени присутствует диалог, а не монолог. Устная диалогическая речь характеризуется ситуативностью: собеседники действуют в определенной ситуации, и знание самой ситуации определяет особенности высказываний.
2) Диалог между учениками происходит без учителя как передающего звена. Учитель не повторяет ответ ученика, а в случае неверного ответа предлагаем исправить самому отвечающему или сделать исправления и дополнения кому-то из учащихся.
Наиболее распространенная форма проявления на уроке устной монологической речи – индивидуальный ответ у доски. Монолог – это повествование или рассуждение. В устной монологической речи должны присутствовать как мотив высказывания, так и общий замысел, создаваемый говорящим2. Мотивом речевого высказывания может быть: 1)требование собеседника; 2) обращение информационного характера; 3) желание яснее сформулировать свою собственную мысль. Общий замысел высказывания формируется выбором эффективного соотношения между числом задач, предполагающих репродуктивные и продуктивные ответы учащихся. Сравним две учебные задачи.
Задача 1. Расскажите о жизнедеятельности амебы обыкновенной.
Задача 2. Амёб поместили в две колбы: одну с прудовой водой, а другую с кипячёной. В одной из колб через некоторое время амёбы погибли. Как вы объясните, почему в одной из колб погибли амёбы?
Для того чтобы выполнить первую, семикласснику необходимо и достаточно воспроизвести известные ему сведения. При выполнении второй задачи ученику придется сформулировать собственные высказывания, основанные на рассуждении и аргументации.
Признание ученика: «Я не знаю, что говорить», свидетельствует чаще об отсутствии замысла высказывания, а не об отсутствии знаний по предмету. Следовательно, надо учить детей формулировать свой замысел высказывания. Рассмотрим вариант работы по обобщению темы о фотосинтезе. Можно предложить учащимся рассказать о фотосинтезе и начать вызывать к доске. А можно предложить подумать, о чем вы будете рассказывать. Дети предлагают рассказать об этапах фотосинтеза, в каких структурах растительных клеток он протекает, что происходит в световую фазу и какие продукты образуются, что происходит в темновую фазу, какие продукты вступают в реакции и какие образуются, можно написать уравнение реакции, рассказать о значении фотосинтеза. Участники диалога показали знания по предмету, они представляют примерное содержание своего возможного рассказа на заданную тему.
Учить школьников монологической речи в форме развернутого высказывания можно на разном биологическом содержании.
1) Развернутое высказывание на основе содержания понятия. Условие успешного овладения знаниями и умениями по биологии – усвоение научных понятий.
Расскажите о митозе на основе предложенного определения. Для этого дополните содержание необходимыми пояснениями и возможными примерами. Митоз – это процесс непрямого деления соматических клеток эукариот, в результате которого наследственный материал сначала удваивается, а затем равномерно распределяется между дочерними клетками3.
В ходе ответа учащиеся поясняют содержание определения. Что значит процесс? Что значит непрямое деление? Из каких процессов оно состоит? Что такое соматические клетки? А какие еще бывают клетки? Что значит эукариоты? Что значит наследственный материал? Где он находится? В результате какого процесса удваивается? Когда это происходит? Механизм равномерного распределения? Что значит дочерние клетки?
Содержание понятия можно отрабатывать в форме игры. Учитель предлагает перевод термина с иностранного языка, разбив термин по составным частям, а учащиеся по этим характеристикам определяют, о каком термине идет речь:
Этот термин в переводе с греческого означает «уменьшение». (Митоз)
Этот термин в переводе означает «перекрест». (Кроссинговер)
Это слово произошло от двух греческих слов, которые в переводе означают «зародыш» и «развитие, происхождение». (Эмбриогенез)
2)Развернутое высказывание на основе образного (метафорического) определения. Такие определения строятся на основе сравнения, выраженного в переносном смысле, следовательно, могут стать информационной основой для построения учебных задач.
Мать и мачеха. Русский народ дал этому цветку меткое название. Возьмите в руки листок растения. Нежный пушок, которым покрыты листья с нижней стороны, ласково прикасается к вашей руке, словно мать приголубила. А дотронешься до верхней стороны листа - холодно, мачеха.
Леса называют «зелеными лёгкими» планеты. Объясните, какой процесс лежит в основе данного названия.
3) Развернутое высказывание на основе толкования пословиц и поговорок. Обучение основывается на таких приемах умственных действий, как абстракция, анализ, обобщение.
Уверенного в себе человека характеризует фраза «Чувствует себя как рыба в воде». Поясните, на каких ассоциациях построено данное выражение.
В народе говорят: «молчит как рыба». Согласны ли вы с данным выражением? Обоснуйте свою точку зрения.
4) Развернутое высказывание в форме описания. Обучение школьников описанию природных явлений и предметов подразумевает обучению их выделению признаков, классификации и сравнению. Описание может быть научным и художественным. Научное описание должно быть точным, логичным и лишенным субъективности. Художественное описание наоборот, субъективно, оно формирует представление о наиболее ярких или интересующих автора особенностях предметов и явлений. Желательно, чтобы на уроках биологии работа велась с двумя типами описания.
Описать что-то, значит назвать присущие этому объекту признаки и разделить их на существенные и варьирующие. Следовательно, если предстоит обучать школьников умению выделять признаки, то необходимо найти, придумать или подобрать источники нового знания, на основе которых осуществлять это обучение. Такими источниками могут быть картины русских художников.
Редкий урок биологии обходится без записей в тетрадях. Основная часть записей осуществляется под диктовку учителя. Следовательно, ученик записывает преимущественно не свои, им самим построенные высказывания, а сформулированные учителем. Этот вид речевой деятельности на уроке носит не продуктивный характер. Обучение записыванию собственных суждений важнейшая задача учителя – предметника. Если устная речь часто ситуативна, и, как следствие, свернута, то письменная – это речь развернутая по своей форме. Учащийся сначала определяет мотив и общий замысел высказывания, определяет последовательность изложения содержания и затем записывает. Если ученики успешно справляются с раскрытием понятий в форме устного развернутого ответа, можно предложить им записать сказанное. Начинаем записывать с двух-трех предложений. Главное, чтобы на начальном этапе устная работа предваряла письменную. Если подобная устная и письменная работа проводится систематически, то положительный эффект появляется достаточно быстро, потребность в диктовке готовых формулировок исчезает. Постепенно задания усложняются, например, предполагают установление причинно-следственных связей, описание природных процессов.
Одной из популярных форм опережающих заданий является подготовка учащимися информационных сообщений. Сетевые ресурсы Интернета представляют для их подготовки практически неограниченные возможности. При подготовке таких заданий перед учащимися ставится задача не просто поиска информации, а ее переработка в форме сжатого изложения или свертывания текста. Под сжатым изложением понимается особый вид пересказа, задача которого передать главное (существенное). Это может быть сделано посредством исключения подробностей, а также обобщения материала. Под свертыванием текста понимается лишь обозначение объекта или явления, но не описание.
Использование рассмотренных приемов в учебном процессе способствует развитию речи, познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу биология. Только в процессе деятельности могут формироваться мыслительные процессы и, как следствие, умения выражать свои мысли в устной или письменной форме. Развитие речи дает возможность применять полученные знания на практике, находить и перерабатывать информацию из любых источников, общаться и отстаивать свою точку зрения.
Литература:
1. Галеева Н.Л. Сто приемов успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006.
2. Граудина Л.К., Мищерина М.А., Соловьева Н.Н. Риторика и стилистика. 10–11 классы. – М.: Русское слово, 2008.
3. Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2016.
4. Казарцева О.М. Культура речевого общения: Теория и практика обучения. – М.: Флинта, Наука, 1998.
5. Лурия А.Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. Изд-во Моск. ун-та, 1979, 320 с.
6. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия .- М. : Просвещение, 2007.- 158 с.
1 Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий.
2 Лурия А.Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. Изд-во Моск. ун-та, 1979, 320 с.
3 Каменский А.А. Общая биология. 10-11 класс. М.: Дрофа, 2016.