ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ
ЗАВЕДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКАЯ ГИМНАЗИЯ – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ»
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Номинация «Образовательные технологии»

Кузьменко Ирина Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ РК «Крымская гимназия-
интернат для одаренных детей»
с. Танковое
2016 г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………….………………………………..3
Компетентностный подход в образовании……………………………….…5
Преимущества группового метода как ведущего в организации работы по формированию коммуникативных компетентностей обучающихся ..............7
Формирование коммуникативных компетентностей обучающихся посредством групповых технологий в процессе преподавания русского языка и литературы……………….……………………………………………9
Результаты оценки сформированности коммуникативных компетентностей……………………………………………………………….15
Заключение………………………….……………………………………........17
Литература…..…………………………………..………………...............18
Приложение 1………………………………………………………………19
Приложение 2………………………………….………………………….23
Приложение 3………………………………………………………………26
Приложение 4………………………………………………………………30
Приложение 5……………………………………………………….…….31
Приложение 6………………………………………………………….….34
ВВЕДЕНИЕ
Все чаще мы задаемся вопросом, почему те, кто окончил школу с золотой медалью, институт - с красным дипломом, а потом еще и успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации, в итоге гораздо менее удачливы в жизни, чем их одноклассники-троечники. Почему высокий уровень интеллектуального развития совершенно не является залогом успешной самореализации?
Тест на IQ позволяет узнать уровень интеллектуального развития человека, его логические и аналитические способности, что, безусловно, является очень важным фактором. Однако подобный тест не может свидетельствовать о креативности, об умении успешно взаимодействовать с другими, о жизненных установках.
В 1995 г. Даниель Гольман рассказал в своей книге о феномене EQ - эмоционального интеллекта, уровень которого и отвечает за успех в жизни каждого отдельно взятого человека.
Эмоциональный интеллект - это система навыков, которая присуща практическим людям, это личные и социальные аспекты общих способностей, здравый смысл и чувствительность, это умение ощущать политическую и социальную обстановку, справляться со стрессом, принимать верные решения, руководствуясь рациональными соображениями и интуицией, грамотно строить отношения с окружающими, находить выгодные для себя компромиссы и управлять своими импульсивными порывами.
Очевидно, что формирование данных компетентностей личности являются заказом общества на ближайшие годы. Каковы же средства их формирования в образовательном процессе?
Цель данной работы – обобщить и систематизировать опыт формирования коммуникативных компетентностей обучающихся (эмоциональный интеллект) посредством использования групповых технологий в процессе преподавания русского языка и литературы.
Задачи:
Обосновать необходимость использования групповых технологий в процессе формирования коммуникативных компетентностей обучающихся.
Показать возможности использования данной технологи в процессе преподавания русского языка и литературы
Произвести оценку сформированности коммуникативных компетентностей как результата использования групповых технологий.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей.
Компетентность – это совокупность личностных качеств ученика (ценностно–смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально или личностно–значимой сфере (А.В.Хуторской).
И. Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – результаты.
Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления
Следовательно, школа должна:
научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;
научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;
научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;
научить ориентироваться в мире духовных ценностей;
научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;
научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;
научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального.
Весь данный пакет требований и объединяет в себе то, что в психологии называют эмоциональным интеллектом, а в педагогике – личностными и коммуникативными компетенциями.
Какие же задачи стоят перед учителем–предметником, который работает над формированием данных компетентностей? Совершенно очевидно, что это:
создание условий для развития и самореализации учеников;
усвоение продуктивных знаний, умений;
развитие потребности пополнять свои знания на протяжении всей жизни.
ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОГО МЕТОДА КАК
ВЕДУЩЕГО В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и выбором адекватных методов и технологий обучения. Перед учителем сегодня неизбежно возникает вопрос, какой метод – групповой или индивидуальный – предпочесть в качестве ведущего на определенном уроке.
Е.П. Ильин в своей книге «Психология творчества, креативность одаренности» отмечает: «Очевидно, однозначного ответа на вопрос – более эффективно групповое решение задачи или нет? – быть не может в связи с тем, что в оценку результатов вмешивается много субъективных и неучитываемых факторов: специфика решаемых задач, субъективность выбираемых критериев оценки успешности решения, состав группы…»
Файбушевич С.И. для сравнения коллективной и индивидуальной деятельности предлагает следующую схему:
Предпочтительнее работа в одиночку | Предпочтительнее работа в команде |
Для решения простых задач или «головоломок» | Для решения сложных задач или проблем |
Когда разнообразие мнений ограничено | Когда присутствует неопределенность и множественность вариантов решения |
Когда задачу необходимо решить срочно | Когда необходима высокая самоотдача |
Когда достаточно узкого диапазона компетентности | Когда требуется широкий диапазон компетентности |
При наличии неустранимого конфликта интересов учащихся | При возможности реализации целей команды |
Когда необходим оптимальный результат | Когда необходим разносторонний подход |
Безусловно, работа обучающихся в группе не является панацеей. Но среди факторов, которые говорят в пользу групповой работы, можно выделить такие:
Существует 2 основных момента, определяющих для меня как учителя–словесника приоритетность работы обучающихся в группе:
Решается проблема удержания внимания.
Чем большим арсеналом педагогических средств обладает учитель, тем более успешно он решает проблему поддержания внимания обучающихся.
Решается проблема обучения кинестетиков.
Именно работа в группе помогает детям-кинестетикам включиться в активный процесс обучения.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ГРУППОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Академическая педагогика предлагает довольно внушительный перечень видов групповой работы. Остановлюсь только на тех, которые, на мой взгляд, имеют реальную практическую значимость и, пройдя апробацию, показали свою эффективность в формировании коммуникативных компетентностей в процессе преподавания русского языка и литературы.
Мозговой штурм – метод свободного ассоциирования. Активно использую его при проведении внеклассных мероприятий и нестандартных уроков в форме лингвистических турниров, КВНов…(Приложение 1, 2).
Именно эта технология, на мой взгляд, должна стать ведущей при реализации учебно-исследовательской деятельности и на уроке (Приложение 3).
Производные данного метода:
«Пинг – понг».
Группы перебрасываются вопросами. Применение данной методики показало свою эффективность на этапе актуализации опорных знаний. Иногда применяю этот метод как легкую разминку для снятия усталости и напряжения.
«Четвертый лишний».
В процессе обсуждения выясняется, какое из слов в предложенном ряду оказалось случайно.
Считаю данную методику исключительно эффективной, так как обучающиеся неизбежно сталкиваются с необходимостью самостоятельно выбирать основания для классификации при анализе лингвистических явлений. Задания из открытого банка заданий ЕГЭ первоначально служат здесь образцом. Впоследствии предлагаю школьникам самостоятельно подготовить задания для групп – соперниц по определенной теме. Подобный взаимоопрос провожу на этапе актуализации опорных знаний.
«Продолжи». Каждая группа должна составить связный текст на заданную тему. Текст создается по цепочке: каждый участник предлагает одно предложение.
Данное задание может быть как очень серьезным, так и очень смешным – все зависит от креативности первого предложения и от цели, которую ставит перед собой учитель. Но мы не забываем, что шутка, положительная эмоция способствуют активизации мышления. Например, «Исповедь карандаша» учитель может начать словами: «Я давно неравнодушен к ней, мое сердце начинает учащенно биться при ее появлении. О… тетрадь для рисования!»
2.Синектика В основе работы группы, использующей данную методику, положен принцип: преобразуйте проблему «как она дана» в «проблему как она понятна». Здесь применим набор аналогий: прямая, личная (эмпатия), символическая, фантастическая.
Я далеко не сразу осознала ценность применения этой технологии в учебной практике. Отличительная ее особенность заключается в том, что учебный материал объясняют внутри группы наиболее подготовленные ученики.
Началось все с того, что я попросила помочь более подготовленного ученика своему однокласснику - объяснить ошибки в сочинении. В процессе работы количество ребят, готовых прийти на помощь, росло. Образовалась группа, другая. Оказалось, что при личном общении дети приводят друг другу совершенно неожиданные примеры и аналогии.
Получение знания в словесной форме – традиционный, но далеко не самый эффективный способ. Ведь чтобы понять изложенное словом (язык – система знаков), мозгу необходимо вначале «декодировать» значение слова в привычную для него картинку – образ. Декодировка информации снижает интенсивность ее усвоения! Обращение к подсознанию без посредников – одна из эффективных форм усвоения нового знания.
Особенно эффективны эйдетические приемы, основанные на принципе: воображение + положительные эмоции = усвоенная информация.
Синектика как форма работы в группе позволяет частично решить проблему декодирования и восприятия информации. Какие эффективные формы работы по этой технологии здесь можно использовать?
«Ментальная карта». Это одна из методик, заимствованная нами у психологов. Суть ее в том, что образная информация (элементы коллажа, рисунки) располагается на ватмане в виде нервной клетки – нейрона. В центре – ядре – ключевое понятие или образ, а отростки «тянутся» к понятиям и образам менее значимым. Данная методика успешно применяется как прием запоминания больших массивов информации, значительных по объему книг (Приложение 4). Очень удачно используется на уроках литературы в старших классах, например, при структурировании системы образов крупных произведений. Само строение ментальной карты, ее «эргономичность» способствует тому, что вспомнив только один из образов, человек неизбежно вспоминает и остальные. В виде ментальной карты можно изобразить:
Презентацию литературного героя (коллаж с использованием заготовок).
Систему образов изучаемого произведения.
Этапы жизни литературного героя.
«Своя опора». От предыдущей эта методика отличается произвольным отбором средств.
(Пример работы по данной методике представлен в Приложении 5)
«Черный ящик» - преимущество этого метода состоит в том, что активизируются каналы восприятия кинестетиков. Найденный в процессе обсуждения предмет (яблоко, хлеб, соль, перчатка, игла, клубок…) попадает на стол отгадавшей команды. Он осязаем, иногда его можно съесть…
Здесь на практике реализуется формула: положительная эмоция + эрудиция = усвоенная информация.
ИПИД (индуцирование психоэмоциональной деятельности) - члены группы в соответствии с закрепленными за ними ролевыми функциями стараются активизировать «психоинтеллектуальную деятельность» участников.
Формы работы по данной методике:
«Пресс-конференция»
Каждая группа составляет вопросы по тексту. Группы работают над разными частями одного текста.
Устраивается пресс-конференция литературного героя (Базарова, Аркадия, Одинцовой, Николая Петровича). (Приложение 6)
«Проект».
Появление этого вида проектной деятельности обучающихся обусловлено спецификой нашего учебного заведения. Идея создания подобного продукта возникла случайно. Во время урока литературы в старшей школе иногда в качестве иллюстративного материала я использовала трейлеры к художественным фильмам, снятым по классическим произведениям. Так совпало, что многие наши гимназисты очень удачно снимали и монтировали ролики о жизни гимназии. Процесс создания собственных трейлеров многим показался интересным. Так родились групповые проекты к рассказам Н.С. Лескова «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «Скоморох Памфалон».
Можно, например, дать ребятам задание придумать и инсценировать диалог, в основе которого слова из орфоэпического минимума ЕГЭ.
Приведу один из таких диалогов, составленных и разыгранных десятиклассниками:
- Здравствуй, мой давнишний друг!
- Здравствуй, мой «зубчатый» недруг!
- Имею безудержное намерение откупорить шампанского бутылку, съесть все торты и черпать сливовый морс на розлив прямо из пятилитровой бутыли.
- А как же ломоть хлеба? А порция макарон?
- Никак не могу себя принудить!
- Не осведомить тебя, не принудить невозможно! Похоже, ты эксперт-гурман.
- Это известно даже новорожденному!
- А где же твоя правая тапка? Почему не видно носков и чулок?
- Зато как сверкают на пуловере гербы и банты!
- Ну, ты и феномен!
Очень удачными оказались, например, проекты моих учеников на тему «Реклама дырок от сыра». (Интернет)
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
Практика работы по формированию универсальных учебных умений показала, что не все результаты могут быть оценены с позиции современной оценки знаний и умений обучающихся. Оценка коммуникативных компетентностей возможна только с помощью метода наблюдений и только в ходе организации групповой формы работы обучающихся. Собственные наблюдения по сформированности коммуникативных компетентностей обучающихся 11-х классов мной представлены в виде следующей таблицы:
Класс | Кол-во обучающихся | Сформированность коммуникативных компетентностей: |
Строят продуктивное речевое взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками в процессе групповой и проектной деятельности. | Умеют учитывать разные мнения и интересы, договариваться и приходить к общему решению. | Владеют способами представления интеллектуальной деятельности в разных формах. | Умеют осуществлять коммуникативную рефлексию. |
11а | 12 | 10 | 12 | 12 | 9 |
11б | 12 | 11 | 12 | 12 | 10 |
11в | 19 | 18 | 19 | 17 | 15 |
% от общего кол-ва | | 90,7% | 100% | 90,7% | 76.8% |
Итоги по уровням | | высокий | высокий | высокий | высокий |
Оценка уровневых показателей:
Низкий уровень – до 50%
Средний уровень – 51-74%
Высокий уровень – 75-100%
Анализ результатов показал, что использование групповых форм работы при изучении русского языка и литературы способствует формированию ключевых коммуникативных компетентностей на высоком уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Представленная работа обосновала практическую значимость работы обучающихся в группе для формирования их коммуникативной компетентности.
Использование групповых технологий позволяет констатировать, что групповая работа:
Решает проблему удержания внимания обучающихся с кинестетическим и визуальным каналами восприятия.
Способствует привитию интереса к предмету в средней школе.
Помогает социализации обучающихся.
Эффективна на любом из этапов урока.
Данная работа предлагает практикующему учителю эффективный и проверенный на практике набор технологических средств, который поможет не только в формировании коммуникативных компетентностей обучающихся в процессе преподавания русского языка и литературы, но и в решении вопросов мотивирования их на творчество и современную инновационную деятельность, на самореализацию.
ЛИТЕРАТУРА
Белая Д. С. Что такое ментальная карта? http://www.stimul.biz/images/data/gallery_122.jpg
Даньшина А.В. Формирование ключевых компетентностей учащихся. http://yandex.ru/clck/
Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер,2009.- 448с.
Новоселова Н.В. Использование эйдетических методов и приемов в преподавании географии.- Танковое, 2011.- 16с.
Сироткина И. Эмоциональный интеллект (EQ). http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bsearch
Приложение 1
КВН в 6 классе. «Занимательная лингвистика»
ПРИВЕТСТВИЕ КОМАНД
«Разминка – напутствие командам»

Слово не воробей: вылетит –не поймаешь).
Сперва подумай, (а там и скажи)!
Сказанное слово – (серебро, несказанное – золото).
Какова мысль, (такова и речь).
Видна птица по перьям, ( а человек — по речам).
С тобой разговориться, ( что меду напиться).
«Радуга».
Вспомните, как звучат фразеологизмы, в которых указан цвет
……………век
Шито…….. нитками
……………...улица
………………нить
……………..ворона
………………кошка
……………….чулок
……………….птица
Держать в……. теле
Пускать…...........петуха
……………….молодежь
Конкурс капитанов. «Дуэль».
Капитаны по очереди называют фразеологизмы, в которых есть слова, обозначающие части человеческого тела (голова, ноги, руки).
«Неживотные животные»
Военный корабль
Болгарская валюта
Река в Средней Азии (Тигр, лев, броненосец)
«Посчитай – ка!»
Вспомните фразеологизмы, в состав которых входят числительные 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8

«Черный ящик»
По дворянскому этикету первой половины IXX века в случае оскорбления человек бросал ЭТО обидчику, тем самым вызывая его на дуэль. Поднять ЭТО означало принять вызов. Впоследствии ЭТО не бросали, а только говорили: «Я бросаю вам …»
В старину за ЭТО мастеровые временно засовывали ненужный инструмент. ЭТО слово есть во фразеологизме со значением: «значительно превзойти кого-то в чем- либо, легко справиться с кем – либо»
3.По представлениям язычников, провидец, глядя в ЭТО, мог предвидеть будущее, предупредить об опасностях. Девушки, глядя на…., пытались увидеть суженого.
4.С помощью ЭТОГО предмета, согласно греческому мифу, храбрый герой Тесей смог выбраться из страшного лабиринта после победы над чудовищем – людоедом Минотавром
5.Фразеологизм, в котором мы встречаем ЭТО слово, обозначает «столкновение различных взглядов, интересов, характеров, когда люди упрямо не хотят уступать друг другу»
6. ЭТОТ предмет – нечто случайное, что подтолкнуло великого физика к крупнейшему открытию
Фразеологизм с ЭТИМ словом обозначает «устроить втихомолку кому – либо неприятность, какую – либо гадость»
ЭТИМ в Древней Греции награждали победителей поэтических и музыкальных соревнований, а со временем и олимпиад. «Пожинать…» означает «добиться успеха и всеобщего признания». А о том, кто успокоился на достигнутом, говорят, что он «почивает на ……»
Это слово благодаря североамериканским индейцам стало символом заключения мира, дружбы. Вожди враждующих племен садились около ритуального костра и передавали ЭТО по кругу.
«Полиглот»
1. «Мальчик» по – французски
2. «Запад» по – немецки
3. «Созвучие» по – итальянски
4. «Ледяная гора» по – шведски
5. «Книга» по – гречески
6. «Чтение» по – арабски
7. «Испытание» по – латыни
8. «Источник» по – исландски 
«Автора!»
Придумайте и запишите сложное предложение с максимальным количеством этих слов 
Подведение итогов конкурса
Приложение 2
Лингвистический турнир в10 классе. «Немного о красноречии»
Разминка
Продолжите фразу:
Научиться говорить можно только ... - Скилеф – | (Научиться говорить можно только говоря. - Скилеф –) |
Красноречие – это искусство управлять ... - Вольтер - | (Красноречие – это искусство управлять умами. - Вольтер - ) |
Красноречие начинается с умения ... - Скилеф – | (Красноречие начинается с умения слушать. - Скилеф –) |
С тех пор, как вышло из обычая носить на боку шпагу, совершенно необходимо иметь ... - Генрих Гейне – | (С тех пор, как вышло из обычая носить на боку шпагу, совершенно необходимо иметь острый язык. - Генрих Гейне –) |
Заговори, чтобы я тебя .... -Сократ | (Заговори, чтобы я тебя увидел. -Сократ –) |
Оратор должен исчерпать тему, а не ... -Уинстон Черчилль- | (Оратор должен исчерпать тему, а не терпение слушателей. -Уинстон Черчилль-) |
Батл 1. «Скороговорки»
(Поочередно каждая из команд произносит скороговорку, побеждает тот, кто сказал последнюю).
1) Скороговор скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
2) Корабли лавировали, лавировали да не выловировали, ведь не веровали в вероятность вылавировать. Вот маловеры: веровали бы — вылавировали бы.
3) Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
4) Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями!
5) Сиреневенький бесперспективняк с переподвыподвертом.
6) Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет
7) Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
8) Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.
9) Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
10) У щучки — чешуйки, у чушки — щетинки.
11) Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.
12) Вашему пономарю нашего пономаря не перепономарить стать: наш пономарь вашего пономаря перепономарит, перевыпономарит.
III. Батл 2. «Пинг –понг»
Выигрывает та из команд, которая последней придумает определение к слову «ЛЮБОВЬ»
«Монофоны»
(Это домашнее задание. Каждой из команд необходимо было написать текст, в котором все слова начинались бы на одну букву: Л, М, Н. Оценивается качество работы, ее остроумие.)
Интеллектуальный конкурс
Верите ли вы, что?
Термин – бог границ;+
Испитой – истощенный;+
Талант – денежная единица;+
Немец – немой, не говорящий по-русски;+
Альтернатива – музыкальная пьеса для альта;-
Паразит – чиновник в храме в Древней Греции; +
Альпинист – человек, который любит Альпы;-
Сбитень – головной убор;-
Студень – вещество из жидких полимеров;+
Гласность – свобода слова.-
«Афоризм»
Придумать афоризм со словами:
Перфекционизм
Деструктивность
Индифферентность
Реклама
(Это тоже домашнее задание. Команды сняли четырех – пятиминутные трейлеры на тему: «Дырки от сыра – это то, что нужно именно вам!)
«Милый друг, не говори красиво!»
(Данный текст необходимо преобразить, придав ему оригинальность).
Мужчина был одет в прожженный ватник.
Ватник был грубо заштопан.
Сапоги были почти новые.
Носки были изъедены молью.
Подведение итогов.
Награждение победителей
Приложение 3
Интегрированный урок в 11 классе. Литература + психология
Учителя: Кузьменко И. В. Сухинина Э.Р.
Тема: «Гранатовый браслет»- рассказ о вечной любви
Цель: в процессе интеграции знаний из области психологии и литературы составить целостное представление о концепции любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Задачи:
Личностные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими в процессе учебно-исследовательской деятельности; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
Метапредетные: совершенствование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.
Предметные: практическое освоение обучающимися основ учебно-исследовательской деятельности; развитие стратегий смыслового чтения в работе с информацией; умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев.
Тип урока: урок усвоения нового знания.
Оборудование: Слайд-презентация к уроку, ватман, карточки, трейлер к художественному фильму «Гранатовый браслет», 2 симфония Бетховена, стикеры-сердечки, яблоки, цветные скатерти.
Эпиграф: «… тысячи раз может любить человек, но только один раз он любит. Тьма тем людей думают, что они любят, но только двум из них посылает бог любовь» («Суламифь»)
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Слайд |
1 | Вступление. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Мотивация учебной деятельности. | Учитель и психолог инсценируют притчу: Философ подбросил на ладони яблоко, повертел, разглядывая с разных сторон, и глубокомысленно произнес: — Люди считают, что их души подобны яблокам. — В смысле? — заинтересовался его ученик. — Точнее, половинкам, — поправился философ. — Вот так примерно. Он аккуратно разрезал яблоко на две части и положил на стол. — У них есть такое поверье, будто для каждого человека существует идеальная пара. Вроде бы Бог, прежде чем посылать души в мир, рассекает их пополам, на мужскую и женскую половинки. Как яблоко. Вот и бродят эти половинки, ищут друг друга. - И находят? - Наверное да! - Как ты это себе представляешь? Какова вероятность такой встречи? Знаешь, сколько в мире людей? — Много. — Вот именно. А кроме того... Ну, найдут они друг друга, ну и что дальше? Думаешь, составят целое яблоко и заживут в мире и согласии? — Ну да. А разве не так? — удивился ученик. — Нет, не так, — учитель взял в руки по половинке яблока и поднял их к своему лицу. — Вот две свеженькие души сходят в мир. А как мир поступает с человеческими душами? — философ с хрустом откусил кусок от одной половинки. — Мир, — продолжал он с набитым ртом, — не статичен. И жесток. Он все перемалывает под себя. Тем или иным способом. Отрезает по кусочку, или откусывает, или вовсе перемалывает в детское пюре. Он откусил от другой половинки и на некоторое время замолчал, пережевывая. Ученик уставился на два огрызка и нервно сглотнул. — И вот, — торжественно провозгласил философ, — они встречаются! Он соединил надкушенные половинки. — И что, подходят они друг другу? - Нет! - А посмотри теперь сюда, — учитель взял еще несколько яблок. — Разрезаем каждое пополам, складываем наудачу две половинки от разных яблок — и что видим? — Они не подходят, — кивнул ученик. — Смотри дальше, — сложив две разные половинки вместе, он укусил одновременно с одной и с другой стороны и продемонстрировал результат. — Ну, что видим? Теперь они образуют пару? — Да-а, — ученик задумчиво кивнул. — Теперь они соответствуют друг другу идеально. Потому что мир их обкусывал не поодиночке, а вместе! - И каков вывод? Любящие друг друга люди становятся одним целым: вместе радуются жизни и вместе принимают удары судьбы, учатся понимать друг друга с полуслова, поддерживать друг друга и подталкивать к достижению успехов. - А со временем некоторые пары перенимают друг у друга даже привычки, становятся похожими характерами и гармонично дополняют друг друга... - То есть … - Вторыми половинками не рождаются, а становятся. - Молодец! | Готовятся к ответу на проблемный вопрос... |  |
2 | Сообщение темы, цели, задач урока. | Коррекция | Самостоятельно формулируют тему, цель, задачи урока. Комментируют эпиграф урока. |  |
3 | Воспроизведение и первичное восприятие нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения. | Учитель: Прежде чем рассказать об идеальной романтической любви, которая встречается раз в тысячу лет, Куприн в своем рассказе предлагает нам различные варианты того, что люди называют любовью. Психологи различают несколько моделей подобных взаимоотношений. . Учитель: -Каким вы представляли себе Желткова до встречи с ним? - Отношение к нему окружающих? - Как меняется поведение Желткова во время визита Василия Львовича и Николая. Николаевича Грановского? Как через психологическую деталь Куприн передает эти изменения? - К кому обращается Желтков во время беседы? -Каким словом вы могли бы определить чувство Желткова к Вере Николаевне Шеиной? -Ваш «диагноз» этому человеку? | 1.Любовь – дружба 2. Любовь – треугольник 3. Любовь–палитра 4.Любовь как болезнь Отвечают на проблемные вопросы Анализируют текст художественного произведения |     |
4 | Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного | Учитель: Каждый писатель исходя из опыта построения личных отношений выстраивает собственную концепцию любви. Сформулируйте концепцию Любви у Куприна. | В одном предложении формулируют концепцию. | |
5 | Подведение итогов урока. Рефлексия. | Педагог-психолог: Перед вами схема, отражающая рассмотренные сегодня на уроке поведенческие модели. Расположите ваши стикеры-сердечки в соответствии с тем, как вы сегодня, сейчас воспринимаете любовь. | Работают у доски с плакатом. |  |
6 | Домашнее задание. | Тезисы сочинения: «Трагедия и счастье любви в произведениях И.А. Бунина и А.И. Куприна». «Немного о любви…» | Дневник. Записывают домашнее задание. | |
7 | Выставление отметок. Благодарность за урок. | | |  |
Приложение 4
МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА

Работу выполнила ученица 11б класса Огнивова Анастасия
Приложение 5
Представление занятия по методу «Своя опора»
Цель занятия: рассмотреть метод групповой работы «Своя опора» на примере басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица».
Задачи:
Научиться в процессе выполнения заданий в группе видеть логику подобной работы.
Овладеть предложенной методикой.
Уметь организовывать учебное взаимодействие обучающихся по предложенному методу.
Оборудование: заготовки с изображениями – маркерами, листы ватмана по количеству предполагаемых групп, клей, фломастеры, распечатанные тексты басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», цветные заготовки с определениями к характеристике персонажей.
Суть методики:
Презентация литературного героя на листе большого формата (коллаж с использованием заготовок).
Этапы подготовки к данному виду работы предполагают:
Деление на группы.
Обсуждение условий взаимодействия в группе.
Знакомство с заданиями.
Презентацию результатов.
1. Деление на группы может превратиться в увлекательный процесс. Можно поинтересоваться, раздавая картинки – маркеры, по какому принципу произойдет деление: цвет? форма? метки внутри изображения? В этот раз перед нами несколько изображений на разноцветной бумаге:




2. Обсуждение условий взаимодействия в группе. Предполагается, что, объединившись в группу, ее участники сначала формулируют, а затем озвучивают свод правил, которыми будут руководствоваться. Например:
Условия работы в группе:
1.Не будьте слишком серьезны! (эмпатия)
2. Будьте активны!
3.Знакомство с заданиями
1 группа. Инсценирование басни (раздаточный материал прилагается).
Ворона и Лисица
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр, -
Лисицу сыр пленил…
2 группа. В течение 4 минут создайте портрет Лисицы – психологический и физический. Выбор определений прокомментируйте. Если есть необходимость, напишите собственные определения к психологическому портрету.
3 группа. В течение 4 минут создайте портрет Вороны – психологический и физический.
Выбор определений прокомментируйте. Если есть необходимость, напишите собственные определения к психологическому портрету.
3 и 2 группы получают распечатанные на цветной бумаге определения. В течение 4- 5 минут они должны разместить необходимые на листе ватмана и нарисовать портрет литературного героя.
ПРЕДПРИИМЧИВАЯ
РАССУДИТЕЛЬНАЯ
ИНДИФФЕРЕНТНАЯ
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
ЭКСЦЕНТРИЧНАЯ
ВЫСОКОМЕРНАЯ
ПЕРФЕКЦИОНИСТКА
АКТИВНАЯ
РЕФЛЕКСИРУЮЩАЯ
АГРЕССИВНАЯ
ВЫДЕРЖАННАЯ
ПЕССИМИСТКА
ОПТИМИСТКА
САМОНАДЕЯННАЯ
АМБИЦИОЗНАЯ
4.Презентация результатов работы по методу «Своя опора»
Приложение 6
Урок литературы в 10 классе
Тема: Философские итоги романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Цель: проанализировать философские итоги романа; способствовать переносу теоретических знаний в практическую жизнь учащихся.
Задачи: Личностная: активное применение полученных знаний для решения личностно значимых проблем; формирование компетентности личностного самосовершенствования путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; формирование целостного представления о мире.
Метапредметная: обучение переносу теоретических знаний в практическую деятельность учащихся; подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно значимые проблемы; формирование УУД с учетом реальных потребностей и интересов в общении и познании.
Предметная: формирование собственного отношения к произведению литературы; собственная интерпретация изученного произведения; постижение непреходящих жизненных ценностей и их современного звучания.
Тип урока: урок построения системы знаний.
Ресурсы урока: трейлер к к/ф «Отцы и дети»2008 г., презентация, макет Древа Жизни, символические «плоды» жизни Евгения Базарова
| Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. | Оргмомент | Проверяет готовность к уроку | Демонстрируют готовность к уроку |
2. | Погружение в ситуацию, создание эмоционального настроя | | Просмотр трейлера к к/ф «Отцы и дети»2008 г. Подготовленное чтение наизусть стихотворения Е. Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» |
3. | Слово учителя. Постановка проблемного вопроса | Роман прочитан… Закрыта последняя страница. Но мысли… Мысли не покидают нас. Мы снова и снова прокручиваем в памяти сцены: Одинцова и Базаров, Фенечка и Павел Петрович… Каким общим словом можно назвать наши размышления о законах развития природы и общества? | Формулируют тему урока, выделяют ключевое слово «итоги» |
4. | Формулирование учащимися целей урока | В чем ценность литературы? Что она дает каждому из вас? Что роман «Отцы и дети» дал лично мне? -помощь в решении личных проблем - способствует самосовершенствованию -способствует формированию знаний о мире | Формулируют цели урока |
5. | Моделирование | На доске (и на проекторе) модель Мирового Древа. Существует в разных традициях и культурах. Это и модель Космоса, и модель человека, и Метафора. Иногда о человеческой жизни говорят, что она была бесплодной. Давайте поговорим об итогах жизни главного героя романа – Евгения Базарова, ведь довольно часто размышления над жизнью литературного героя – повод задуматься о собственной. | Выступление подготовленных групп, предполагающее изображение метафоры по теме: Родители Базарова Мировоззрение Деятельность Дружба Любовь (по ходу выступлений изображения оказываются на доске как «плоды» жизни человека) Класс: создают кластер, выписывают из презентации понравившиеся афоризмы, комментируют их, задают вопросы героям. |
6. | Саморефлексия | Ранжируйте составляющие человеческой жизни (родители, мировоззрение, деятельность, дружба, любовь) по степени значимости для себя. А с философской точки зрения, что является причиной, как жизненных взлетов, так и неудач? Что первично? | Записывают в тетради. Защищают собственную точку зрения |
7. | Обращение к личному жизненному опыту | То, что записано в первую очередь, говорят психологи, и является Вашей личной ПРОБЛЕМОЙ. Однако есть одна поучительная жизненная история. Отец вашего одноклассника в разговоре с сыном сказал фразу, которая стала для того руководством к действию: «У тебя есть проблемы? А ты представь, что это не проблемы, а жизненные задачи!» Итак, у нас нет проблем – есть жизненные задачи! Сформулируйте свою жизненную задачу в виде сенкана. | Создают сенкан |
8. | Подведение итогов урока | Коррекция | Делают вывод о достижении цели урока |
9. | Написать домашнее сочинение о себе и своих проблемах, опираясь на текст романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» | Тему можно сформулировать самостоятельно. Примерные темы:: «Какую роль в жизни каждого из нас играют родители?» «Главные ценности человеческой жизни» «Как распознать настоящую любовь?» | Получают в помощь вспомогательную схему - каркас сочинения (см. Приложение к уроку) |
Приложение к уроку Как написать сочинение?
ТЕМА________________________________________
НА КАКОЙ ВОПРОС НУЖНО ОТВЕТИТЬ В СОЧИНЕНИИ?________________________________________
1.Вступление. ДАЙТЕ ТОЛКОВАНИЕ КЛЮЧЕВОГО СЛОВА или НАЧНИТЕ С ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ОТВЛЕЧЕННЫХ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ, СВЯЗАННЫХ С ТЕМОЙ или ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС(НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ), НА КОТОРЫЙ НЕОБХОДИМО ОТВЕТИТЬ или ПРИВЕДИТЕ ЦИТАТУ, НАД КОТОРОЙ ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОРАЗМЫШЛЯТЬ илиРАССАЖИТЕ О ЛИЧНЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЯХ.
2. Главная часть
Мысль, которую хочу доказать (тезис) | С помощью каких примеров я могу это сделать? (аргумент) |
1 | ТАК, НАПРИМЕР, КОГДА… |
2. | ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, |
3. | ЛЮБОПЫТНО НАБЛЮДАТЬ ЗА ТЕМ, КАК… |
3. Заключение.
Я РАЗДЕЛЯЮ МНЕНИЕ АВТОРА…, ОБОБЩАЯ СКАЗАННОЕ, МОЖНО СДЕЛАТЬ ВЫВОД,… , ИТАК, ПОДВОДЯ ИТОГИ, ЕЩЕ РАЗ ПОДЧЕРКНЕМ…, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ ХОЧЕТСЯ ЗАМЕТИТЬ…, ТАКИМ ОБРАЗОМ, НЕЛЬЗЯ ОДНОЗНАЧНО ОТВЕТИТЬ….НО В ТО ЖЕ ВРЕМЯ МОЖНО ОДНОЗНАЧНО УТВЕРЖДАТЬ, ЧТО….,