СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование компетенции личностного самосовершенствования в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Компетенции личностного самосовершенствования  направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития: способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии)

Просмотр содержимого документа
«Формирование компетенции личностного самосовершенствования в начальной школе»

МБОУ « Апраксинская СОШ»









Доклад на педсовет


Формирование компетенции личностного самосовершенствования в начальной школе


















Подготовила:Фёдорова О.М.

учитель начальных классов



2017 год

Формирование компетенции личностного самосовершенствования


 Прежде чем говорить о компетенции личностного самосовершенствования вспомним понятия компетенции и компетентности.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентность – это готовность к выполнению определенных функций, а компетентностный подход в образовании есть не что иное, как целевая ориентация учебного процесса на формирование определенных компетенций.

Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития: способность ценностно-смысловой ориентации в мире (понимание ценности бытия, жизни, здоровья; ценности культуры, науки, производства, истории цивилизации, собственной страны, религии);

способность к рефлексии (осознанию, осмыслению, прогнозированию процесса и результатов своей деятельности и поведения);

владение способами самопознания, самосовершенствования, формирования психологической грамотности, культуры мышления и поведения;

способность принимать себя как свободного и ответственного, уверенного в себе человека, обладающего чувством собственного достоинства.

Самосовершенствование предполагает «улучшение» человеком того, что уже заложено в нем, каких-либо психологических качеств, свойств, различного рода умений и навыков. Это такой вид активности человека, который позволяет ему, осознавая свою психическую реальность, раскрывая еще нереализованные возможности, совершенствовать ее и «приобретать» то необходимое в себе, что важно для достижения поставленной перед ним цели.

Галина Анатольевна Цукерман (доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института  Российской академии образования), исследуя младших школьников как субъектов учебной деятельности, отмечает, что в этом возрасте появляются первые признаки направленности на  самоизменение, способности ставить задачи самоизменения.

Большая активность наблюдается в моральном сознании ребенка. Он хочет вести себя «правильно», быть «хорошим». Появляются когнитивные предпосылки регуляции поведения другого.

С этого времени для ребенка становится важным совпадение его представлений о себе с мнением о нем окружающих, чтобы самооценка и внешняя оценка были бы идентичны. Одной из особенностей самооценки младшего школьника является то, что она «нормально завышена». Однако постепенно у ребенка повышается степень адекватного отношения к себе и самокритичность.

Таким образом, младший школьный возраст характеризуется появлением личностных новообразований, способствующих развитию готовности ребенка к самосовершенствованию. Готовность к самосовершенствованию в младшем школьном возрасте имеет следующие компоненты: самоконтроль и саморегуляция ребенком собственной деятельности; способность планировать и выполнять действия во внутреннем плане; самооценка качеств своей личности и поведения; рефлексия своих собственных психических явлений; определенный уровень нравственного развития, характеризующийся представлением о нормах морали, осознанием своих нравственных качеств, а также формированием нравственных мотивов поведения.

Формирование компетенции личностного самосовершенствования

Где мы можем формировать данную компетенцию. Конечно же, на предметных уроках и во внеурочной деятельности
Главное на таком уроке – постановка ученика в позицию субъекта деятельности, добытчика знаний, в ситуацию самостоятельного поиска, реализация всех его творческих возможностей, полноценное общение с учителем и товарищами. Не заставлять и контролировать, не командовать и запрещать, а направлять и увлекать, помогать и стимулировать.

Приведу несколько примеров с урока математики :

               Известно, что опаздывать неприлично. Люся, заметила идущий на остановку автобус в 180 метрах позади себя. Чтобы не опоздать, она побежала и через 12 секунд прибежала на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать Люсе, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/сек? 

Следует отметить, что работа над такими задачами показала, что «лишние данные» не мешают ученикам при решении задач. Естественно, текст задач получается объёмным, и было бы неуместным использовать данный приём в первом классе, так как детям приходится много читать по ходу урока.




                   Известно, что когда в помещении ощущаешь запах газа, ни в коем случае нельзя включать свет. Однако вчера в одном доме про это правило забыли жильцы 7 квартир. Это на 6 квартир меньше, чем сегодня про это же правило забыли жильцы другого дома. Сколько всего квартир пострадало от взрыва? 
Сразу же может показаться, что данные задачи нарушают этический принцип содержания математических заданий, но не следует забывать и о безопасности жизнедеятельности, которую также в компетенцию личностного самосовершенствования включает А. В. Хуторской. Как показала работа над данной задачей, её информативная часть сильно повлияла на самосознание детей, т.к. большинство учеников из предложенных задач особенно запомнили именно эту. 
Например, «Люди беспокоятся о том, чтобы сохранить тепло в помещении. Для этого  нужно создать теплоизоляцию пола, дверей, окон. Чтобы заклеить окно, нужно 13 бумажных полосок одинаковой длины. Третьеклассники нарезали 31 такую полоску. Хватит ли этих полосок, чтобы заклеить 3 окна в классе? Если нет, сколько полосок не хватает?»
Таковы, на мой взгляд, варианты реализации ключевой образовательных компетенции личностного самосовершенствования на уроках математики в начальной школе.

Урок чтения. Сказка А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Этап итогового самоопределения (метод интерактивной беседы).

Можно ли сказать однозначно, что сказка закончилась хорошо?

Можно ли сказать однозначно, что сказка закончилась плохо?

А КАК закончилась сказка?

- Для кого из героев сказка закончилась хорошо? (старуха, старик, рыбка)

- Для кого из героев сказка закончилась плохо? (старуха, старик, рыбка)

- Как вы думаете, какова позиция автора, что он пытался донести до читателя.

- Как, по мнению автора, должен считать читатель?

- Можем ли мы однозначно ответить, как закончилась сказка?

- Как закончилась сказка?

- Да, действительно, сказка закончилась мудро.

- Каков бы был ваш нравственный жизненный выбор на месте старухи (старика, рыбки)

Поэтому, на этапе самоопределения учитель должен подвести учеников к правильному выбору жизненной позиции, помочь ему определиться в той или иной жизненной ситуации. Но в то, же время сохранить за ним обоснованное право выбора.

Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Для формирования компетенции личностого самосовершенствования можно предложить следующие виды заданий:

1.Работа в парах, группах;

2.Самопроверка работ, взаимопроверка. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них. Например, иногда при проверке ответы не сходятся. Ищут ошибку. Так дети решают проблему. После этого учащиеся очень внимательно следят за мыслью и логикой учителя. Результат – внимательность и заинтересованность на уроке, развитие навыков критического отношения к результатам, проверка соответствия полученного ответа всем условиям заданий.

3.Подведение итогов урока;

4.Творческие задания;

5.Зрительное, моторное, вербальное восприятие;

6.Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

7.Самооценка события, происшествия;

8.Участие в проектах; в исследовательской работе

В начальной школе проекты организовываются уже с первого класса на различных уроках. Так на уроках окружающего мира обучающимся предлагаются следующие проекты:

1класс «Моя малая родина», «Моя семья» целью которого является включение ребенка в систему ценностных отношений своих предков. Формирование представлений о себе, своих родителях, бабушках и дедушках, как о наследниках предшествующих поколений. Расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности.

Такой же проект предлагается и в 3 классе ,в ходе которого ученики изучают родословную своей семьи и составляют генеалогическое древо, тем самым у обучающиеся складывается четкое представление, что история страны начинается с истории семьи.

Портфолио – это прославление активного ума, занятого работой. Оно обеспечивает картину прогресса и развития каждого учащегося в течение определённого периода времени в качестве как самостоятельных обучающихся, так и обучающихся в группе. Это позволяет учащимся проводить рефлексию совместно с учителями, родителями и сверстниками с целью определения своих сильных сторон и своего роста, также как и того, что нуждается в улучшении, и последующей постановки индивидуальных целей и разработки планов преподавания и обучении.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника за определённый период его обучения. В данном случае портфолио относится к разряду наиболее приближенных к реальному оцениванию, т.к. включает в себя не только индивидуализированные оценки, но и самооценки.
Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!  
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!