Формирование компетенции на уроках в начальной школе
Кадочникова О.Н., учитель начальных классов
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека: меняются круг и формы общения, интересы, активно развиваются эмоционально-волевая сфера, психические процессы. У детей возникает желание самостоятельно получить ответы на многочисленные вопросы, проявляется любознательность. В этом возрасте основным видом деятельности становится учебная деятельность. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.
Поэтому свою задачу вижу не в передаче детям максимально возможного объёма знаний, а в том, чтобы учить детей умению учиться.
В своей деятельности я ориентируюсь на формирование следующих компетенций:
учебно-познавательной;
коммуникативной.
Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Употребляя различные методы, формы и виды работы, активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока. Схемы, таблицы, раздаточный материал, дифференцированные задания, работа с филвордом, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности, зажигают огонёк пытливости.
Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство познавательного интереса я использую следующие приемы:
создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "почему было трудно?", "что узнали нового на уроке?" );
занимательность, необычное начало урока, через использование презентаций, игровые формы.
Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов:
включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые формы, взаимопроверку, оказание учащимися помощи друг другу;
необычная форма преподнесения материала.
стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание незначительной помощи, усложнение заданий.
Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь нуждающемуся в ней товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом.
Одним из средств развития познавательного интереса у младших школьников, является игра. Она используется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Игры могут быть интеллектуальные, учебные, умственные, обучающие, дидактические. Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к урокам.
Чтобы быть успешным, нужно быть более коммуникативно – активным, адаптированным к социальной действительности, способным эффективно взаимодействовать и управлять процессами общения.
Приобретение коммуникативных компетенций осуществляется на уроках русского языка, чтения, развития речи.
Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением и работе над связной речью. На уроках русского языка, использую следующие приёмы работы над предложением:
построение предложения из разрозненных слов. (например: все слова даны в нужной форме: «видели, белочку, рыженькую, дети, лесу, в»;
некоторые слова даны в нужной форме, а часть слов - в начальной форме: «видеть, белочку, маленькая, дети, лес, в».
деление текста на предложения;
составление предложения по предметной или сюжетной картинке;
Приёмы работы над связной речью:
составление рассказа по вопросам, по картинкам и вопросам, по данному началу;
пересказ, близкий к тексту или сжатый, озаглавливание текста;
На уроках чтения помогают в формировании диалогового общения друг с другом следующие упражнения:
чтение по ролям;
работа в парах (инсценирование отрывка, разговор двух героев произведения);
инсценирование произведения (сказки, рассказа, басни ).
В результате младшие школьники приобретают, коммуникативно значимые качества личности: умение общаться со сверстниками, выстраивать и поддерживать диалог, строить доверительные отношения между взрослыми и детьми, получают навыки общения в группе, учатся видеть свою роль в коллективе, самостоятельно выражают своё мнение.
Компетентность не замыкает образование только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеурочной деятельностью. Работая над формированием компетенции, создаю в коллективе благоприятную образовательно-развивающую среду, которая помогает моим учащимся быть активными, способными адаптироваться к новым условиям. Благодаря открытости, коллективности с одной стороны, и сохранению индивидуальности, самоутверждению с другой стороны, ребёнок становится личностью.
Моё предложение развивать ключевые компетенции и отбирать материал, который формирует их.