СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса в условиях общеобразовательного учреждения

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса    в условиях общеобразовательного учреждения

Просмотр содержимого документа
«Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса в условиях общеобразовательного учреждения»

Формирование культуры здоровья участников образовательного процесса в условиях общеобразовательного учреждения

Школа является муниципальной инновационной площадкой экспериментального типа «Культура здоровья участников образовательного процесса в современной школе».

Проект предполагает теоретическую и практическую разработку проблемы формирования культуры здоровья субъектов образовательного процесса (ученик, семья, учитель) в пространстве современной школы. Успешность реализации проекта позволит не только создать условия сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, но и выйти на уровень формирования у них здоровьетворящего мировоззрения как основы культуры.

Проект включает обоснование, методологию и основные положения концепции деятельности ОУ в рамках заявленной темы, характеристику компонентов и модель формирования культуры здоровья субъектов образовательного процесса, основные направления инновационной деятельности с указанием задач, содержания, средств и прогнозируемых результатов.

Цель –

формирование культуры здоровья участников образовательного процесса


образовательный процесс


педагогический коллектив


семья


учащиеся




задачи


принципы


средства


условия


формы


критерии


- формирование ценности здоровья и ЗОЖ;

- формирование социальной значимости здоровья в личной и общественной деятельности;

- усиление оздоровительной функции школы и семьи;

- повышение квалификации педагогов в вопросах укреп-ления и охраны здоровья человека;

- формирование мотивов и потребностей здоровьесо-хранения у субъектов об-разовательного процесса;

- создание условий для ук-репления физического, пси-хического и нравственного здоровья субъектов образо-вательного процесса


- целостности образова-тельного процесса;

- научности построения и организации деятель-ности участников обра-зовательного процесса;

- гуманистической нап-равленности взаимодей-ствия и взаимоотноше-ний субъектов педагоги-ческого процесса;

- субъектного подхода в процессе формирования культуры здоровья;

- дифференциации и ин-дивидуализации процес-са формирования куль-туры здоровья;

- адекватности, опти-мальности и вариатив-ности пед. воздействий


- учебная деятельность;

- внеклассная и вне-школьная работа с учащимися и семьёй;

- практика семейного воспитания;

- средства физической культуры и спорта;

- средства общения, и массовых коммуникаций

- средства самовоспита-ния, саморазвития и самосовершенствования;

- психологический кли-мат в педагогическом коллективе, группе сверстников и в семье;

- средства агитации и пропаганды ЗОЖ;

- оздоровительно-профи-лактические средства


- определение последователь-ности алгоритмов формирова-ния культуры здоровья;

- диалогичность характера взаимодействия субъектов образовательного процесса;

- взаимодействие субъектов педагогического процесса будет организовано как сот-рудничество равноправных партнёров, органично сочета-ющих в деятельности функ-ции организаторов, фасили-таторов и исполнителей;

- цели, содержание, организа-ция и результаты образова-тельного процесса включены в комплекс средств формиро-вания культуры здоровья участников образовательного процесса


- учебные и внеучеб-ные занятия, курсы;

- внеклассные, внеш-кольные мероприятия;

- формы трудовой и общественной дея-тельности;

- формы оздоровления в семье;

- самостоятельная дея-тельность по сохране-нию и укреплению здоровья;

- формы общения в школе и семье;

- массовые физкуль-турно-оздоровитель-ные мероприятия;

- взаимодействие с оздоровительными учреждениями города


-устойчивость мотивов к сохранению здоровья;

- принятие ценностей здоровья;

- сформированность знаний в сфере ЗОЖ;

- овладение навыками здоровьесбережения;

- уровень физического развития и физической подготовленности;

- уровень эмоциональ-ной устойчивости;

- уровень эмоциональ-ного благополучия в деятельности;

- коммуникабельность;

- степень адаптирован-ности к наиболее значимым видам отношений


Результат –

переход категорий культуры здоровья с внешнего во внутриличностный план саморазвития и самосовершенствования


Рис.1. Концептуальная модель формирования культуры здоровья участников образовательного процесса.


Характеристика основных направлений деятельности


I. Формирование культуры здоровья школьника


компоненты

направления

Цель

задачи

средства

ожидаемые результаты

физическое здоровье

Создание условий для нормального функционирования организма школьника в учебной и внеучебной деятельности

1. Содействовать закаливанию, оптимальному уровню физичес-кого развития и физической подготовленности.

2. Формировать мотивы, потреб-ности и положительное отноше-ние к физкультурно-спортивной деятельности.

3. Обучать навыкам самостоя-тельных занятий физическими упражнениями.

4. Обеспечить оптимальный объём двигательной активности школьников.

5. Осуществлять профилактику и оздоровление средствами физи-ческого воспитания, двигательной реабилитации и физической рекреации.

- учебная деятельность по физической культуре;

- занятия в спортивных секциях;

- массовые физкультурно-оздоровительные и физкуль-турно-спортивные мероприя-тия;

- физкультминутки и физкульт-паузы на уроках;

- физические упражнения на удлинённых переменах и в группах продлённого дня;

- внеклассные и внешкольные спортивные соревнования;

- самостоятельные занятия физическим упражнениями;

- средства физического воспи-тания в семье.

- уровень физического раз-вития и физической подготов-ленности в соответствии с возрастными и индивидуаль-ными особенностями школь-ников;

- наличие интереса к заняти-ям физической культурой и спортом;

- сформированность навыков самостоятельной физкультур-ной деятельности;

- снижение числа детей, име-ющих нарушения в развитии опорно-двигательного аппа-рата;

- сформированность навыков самоконтроля состояния физического здоровья.

психическое здоровье

Содействие формирова-нию осознанного отношения школьника к собственному здоровью и ЗОЖ

1. Содействовать развитию психи-ческих процессов, эмоциональной и волевой сфер учащихся.

2. Обеспечить снижение психи-ческой напряжённости на учеб-ных занятиях.

3. Формировать эмоциональную устойчивость и навыки саморегу-ляции психических состояний.

4. Ознакомить с правилами межличностного общения.

5. Развивать коммуникативные и познавательные способности.

- предметная учебная деятельность;

- внеклассная деятельность;

- специальные занятия и психотренинги у психолога;

- авторитет и пример поведения и отношений взрослых;

- самообразование в сфере куль-туры психического здоровья;

- общение в группе сверстников и со взрослыми.

- уровень психического разви-тия в соответствии с возраст-ными и индивидуальными особенностями школьников;

- знание основ культуры межличностных отношений;

- положительная динамика развития коммуникативных и познавательных способностей школьников;

- сформированность доступ-ных навыков саморегуляции психического состояния.

Нравственное

(социальное) здоровье

Формирование норм, установок и образцов поведения, присущих ЗОЖ

1. Формировать представления об ответственности за собственное здоровье.

2. Содействовать адаптации школьника к наиболее значимым видам отношений.

3. Формировать ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

4. Формировать нравственную сферу школьников.

5. Обеспечить условия для освое-ния учащимися достижений об-щечеловеческой культуры, нацио-нальных и исторических тради-ций, социальных норм взаимо-действия с окружающим миром.

- предметная учебная и внеучебная деятельность;

- эстетическая направленность жизнедеятельности школы и семьи;

- субкультура школы;

- авторитет и пример поведения и общения взрослых;

- общение в контактных повседневных группах; стиль общения в системе «ученик – педагог»;

- средства воспитания и самовоспитания;

- средства организации учебной и внеучебной деятельности;

- средства массовых коммуни-каций.

- сформированность знаний о сущностных характеристиках нравственного (социального) здоровья современного чело-века;

- сформированность общече-ловеческих и личностно значимых качеств, ценности здоровья;

- адаптированность к таким видам отношений, как учение, труд, общественная и оздоро-вительная деятельность, к родителям и учителям;

- овладение навыками здоровьесберегающего пове-дения.

Обучение здоровью

Освоение знаний в области культуры здоровья и формирование навыков ЗОЖ

1. Обеспечивать необходимой достоверной информацией в об-ласти формирования, сохранения и укрепления здоровья.

2. Формировать навыки ЗОЖ.

3. Осуществлять профилактику вредных привычек.

4. Пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся и членов их семьи.

- предметная учебная и внеучебная деятельность;

- занятия в кружках, факульта-тивные занятия;

- научно-исследовательская деятельность;

- общественная деятельность;

- деятельность по самооб-разованию и саморазвитию;

- СМИ

- целостное представление о человеке и его здоровье;

- сформированность доступ-ных знаний в сфере культуры здоровья;

- навыки безопасного поведе-ния в различных жизненных ситуациях;

- сформированность навыков ЗОЖ








II. Формирование культуры здоровья педагога


компоненты

направления

Цель

задачи

средства

ожидаемые результаты

физическое здоровье

Содействовать форми-рованию ценностей физической культуры и положительного отно-шения к физкультурно-спортивной деятельности

1. Создать представления о возмо-жностях физической культуры в решении задач укрепления и сохранения здоровья.

2. Создать условия для занятий физическими упражнениями в режиме рабочего дня.

3. Привлечь к физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности.

- специально организованные занятия оздоровительными ви-дами физических упражнений;

- участие в Днях здоровья и др.;

- самостоятельные занятия физическими упражнениями;

- профилактика профессиональ-ных заболеваний средствами физической культуры;

- сомообразование в сфере физической культуры

- сформированность знаний в сфере оздоровительной и лечебной физической куль-туры;

- снижение уровня заболеваемости педагогов;

- сформированность поло-жительного отношения к физкультурно-оздоровите-льной деятельности и навы-ков самостоятельных заня-тий физ. упражнениями.

психическое здоровье

Содействовать оптимальному психическому состоянию педагога

1. Раскрыть сущностные характе-ристики психического здоровья человека.

2. Овладевать навыками саморе-гуляции психических состояний.

3. Содействовать снижению уров-ня психической напряжённости педагогов и служащих.

- образовательные и научно-популярные семинары и практикумы;

- занятия с психологом;

- научная и учебно-методи-ческая литература;

- релаксационные мероприятия; - аутогенная тренировка.

- высокий уровень культу-ры межличностных отноше-ний;

- сформированность знаний навыков саморегуляции психических состояний;

- повышение образователь-ного уровня в этой сфере.

нравственное

(социальное)

здоровье

Содействовать укреплению социального здоровья педагога

1. Формировать представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье учеников.

2. Обеспечить соблюдение гиги-енических требований к условиям профессионального труда.

3. Содействовать удовлетворению потребности в адекватной оценке профессиональных и личностных качеств педагога.

- образовательные и научно-популярные семинары и практикумы;

- санитарно-гигиенические мероприятия;

- средства материального и морального поощрения;

- средства повышения твор-ческой активности и инициа-тивности.

- отношение к здоровью как к ценности;

- удовлетворённость усло-виями и оценкой профес-сиональной деятельности;

- повышение уровня творческой активности.

обучение здоровью

Приобретение знаний, умений и навыков здоровьесбережения

1. Создать методологические и технологические основания для моделирования различных видов самостоятельной деятельности, направленных на укрепление здо-ровья в образовательном учрежде-нии.

2. Овладеть технологиями здоровьесбережения.


- методологические семинары;

- курсы повышения квалифи-кации;

- обмен опытом здоровьесбере-жения;

- самообразование;

- СМИ

- научное понимание сущности здоровья и ЗОЖ;

- знания в области профи-лактики вредных привычек и зависимостей, понимание сущности этих явлений; стратегии и технологии саморазвития;

- навыки управления своим здоровьем.


III. Формирование культуры здоровья семьи


компоненты

направления

Цель

задачи

средства

ожидаемые результаты

физическое здоровье

Содействовать форми-рованию ценностей физической культуры и положительного отно-шения к физкультурно-спортивной деятельности

1. Ознакомить с возможностями физической культуры как прост-ранства оздоровления человека.

2. Ознакомить с основами физичес-кого воспитания и физической рекреации в семье.

3. Познакомить с основами закаливания.

- родительские собрания;

- беседы;

- научно-методическая литера-тура;

- совместные физкультурно-оздоровительные и физкуль-турно-спортивные мероприя-тия.

- повышение образователь-ного уровня семьи в сфере оздоровительной физичес-кой культуры;

- повышение интереса к физкультурно-спортивной деятельности;

- усвоение правил закаливания.

психическое здоровье

Содействие созданию благоприятного психологического климата в семье

1. Создать представления об основах сохранения и укрепления психического здоровья в семье.

2. Сообщить о средствах саморе-гуляции психических состояний и релаксации.

- родительские собрания;

- беседы;

- научно-методическая литера-тура;

- индивидуальное консульти-рование.

- благоприятные межлично-стные отношения в семье;

- сформированность знаний в области саморегуляции психических состояний и релаксации.

нравственное здоровье

Приобщение к общечеловеческим ценностям и формиро-вание ценности здоровья

1. Формировать представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье своих детей.

2. Ознакомить с основами нравст-венного здоровья человека.

- родительские собрания;

- беседы;

- научно-методическая литера-тура;

- наглядная информация.

- отношение к здоровью как к ценности;

- усиление оздоровительной функции семьи;

обучение здоровью

Удовлетворение интересов и потребностей в сфере здоровьесбережения

1. Обеспечить информацией для формирования собственных страте-гий и технологий сохранения и укрепления здоровья.





2. Ознакомить с основами ЗОЖ.

3. Сообщить о средствах профилактики заболеваний и оздоровления в условиях семьи.

- родительские собрания;

- беседы;

- научно-методическая литера-тура;





- наглядная информация;

- совместные мероприятия по освоению навыков и приёмов здоровьесберегающего образа жизни.

- научное понимание сущности здоровья и ЗОЖ

- сформированность знаний в сфере жизненно важных





основ здоровья ребёнка;

- знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, понимание сущности этих явлений.


Социальное сопровождение

- мониторинг

- работа с обучающимися

«группы внимания»


Медицинское сопровождение

- анализ состояния здоровья детей

- формирование групп для занятий физической культурой

- консультация обучающихся со специалистами центра психического здоровья












Подготовка к работе

Содержание работы

Физкультурно-оздоровительная работа

-утренняя зарядка

(гимнастика для глаз)

-уроки физкультуры

-спортивные секции

-вовлечение в спортивно-массовые мероприятия

-индивидуальная работа с учащихся подг.и спец.

групп

- Неделя здоровья

- Дни здоровья

Здоровьесберегающее сопровождение учебного процесса

- реализация здоровьесберегающего

подхода в обучении


Комфортная пространственная среда

-санитарно-гигиенический режим

-коррекция расписания

-гигиена питания

-организация работы ГПД





Внеклассная работа:

-тематические классные часы

-индивидуальные и групповые беседы

- кружки

- профориентационная работа

-оздоровительная работа в ГПД

- работа классного руководителя по программе и социального педагога «Полезные навыки»




















Профилактическая работа

-родительские лектории

-консультации учителей

Индивидуальные консультации социального педагога, психолога












Сохранение и улучшение состояния здоровья







0




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!