СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование механизмов поддержки и стимулирования профессионального сотрудничества педагогов

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка проведения единого методического дня для руководителей образовательных учреждений по теме "Формирование механизмов поддержки и стимулирования профессионального сотрудничества педагогов".

Просмотр содержимого документа
«ЕМД для директоров»

ЕМД для руководителей ОУ Викуловского муниципального района

ТЕМА: Формирование механизмов поддержки и стимулирования профессионального сотрудничества педагогов (слайд 1).

  1. Притча:

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших с вами руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.

  1. Деление на группы:

Предлагается одному человеку за 1 минуту назвать 20 известных педагогов. Затем эта работа делается в группе. (Магницкий Леонтий, Макаренко Антон , Немирович-Данченко Владимир Иванович, Карнеги Дейл, Коменский Ян Амос, Сухомлинский Василий , Любимов Юрий , Менделеев Дмитрий , Константин Ушинский, Лев Толстой, И.Г. Песталоцци, А.В. Луначарский, В.Г. Белинский, М.В. Ломоносов, Н.Г. Чернышевский, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н.Г. Чернышевский, Ж.-Ж. Руссо, Константин Эдуардович Циолковский, Амоношвилли) (слайд 2).



Вывод: что одному человеку не под силу, он играючи проделывает в коллективе.

Для того чтобы наша работа сегодня была эффективной, мы объединились в группы. Возьмите любой листочек и составьте классические тройки.

«Классические тройки»

  • солнце – воздух – вода

  • мир – труд – май

  • красный – желтый – зеленый

  • ум – честь – совесть

  • мама-папа- я

  1. Игра «Паровозики»

Инструкция: «Паровозики» ездят по 3 человека, стоя в затылок друг другу. У второго и третьего глаза закрыты- это вагоны. Первый глаза не закрывает, чтобы иметь возможность управлять тройкой. Задача паровоза- проехать без аварий. По сигналу «стоп» движение останавливается, возможность стать главным вагоном предоставляется другому, потом третьему участнику.

Вопросы для обсуждения: Какие чувства вы испытывали во время этой игры? Какая позиция была самой комфортной, что было легче: руководить или когда тобой руководили? Смогли ли вы абсолютно довериться ведущему? От чего это зависело?

Идея: У каждого человека есть своя комфортная позиция- вести за собой или быть ведомым. Но, работая с детьми и педагогическим коллективом, мы обязаны нести за них ответственность всегда, и это единственно возможная позиция. От того, как мы это будем делать, во многом зависит, какими вырастут наши воспитанники.

  1. Правило общения в группе (на слайд 3):

Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку.

Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.


  1. Управление педагогическим общением.

Представьте себе, что Вы классный руководитель и:

  • Вам необходимо сразу после уроков мобилизовать класс на сбор металлолома.

  • На школьном вечере ученица IX класса отказалась танцевать с одноклассником, ученица ответила на его приглашение грубопоговорите с ней.

  • Девятиклассник отказывается заниматься литературой: не учит материал, пропускает уроки, мотивируя тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность и литература ему не нуж­на, вы стараетесь его переубедить.

  • На перемене старшеклассник обидел второклассника пого­ворите со старшеклассником.

  • Сделайте короткое внушение нарушителю дисциплины

инсценирован­ные педагогические задачи;

Проанализируйте верно ли с вашей точки зрения найден подход для решения ситуации…А что Вы сделали бы по другому??? Комфортно ли Вы себя почувствовали на месте педагога?

А теперь оцените свои действия как управленец.


  1. Теория: Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализма своих педагогов и призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни – необходимое условие модернизации системы образования в каждом ОУ. Основным направлением работы управленца является повышение уровня мотивации саморазвития каждого педагога. Грамотно выстроенная система действий по мотивации профессионального развития педагогов, использование разнообразных методов стимулирования в полной мере будут способствовать формированию профессиональных кадров и, как следствие, повышению эффективности деятельности образовательного учреждения, достижению им высокого уровня конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Заинтересовать людей работой - значит реализовать планы. Заинтересовать учителей в профессиональном развитии – значит надолго обеспечить успех в развитии своей школы.

  Система мотивации и стимулирования     к профессиональному развитию (раздатка)

Мотивы к             профессиональному развитию

Стимулы, которые можно использовать для профессионального развития

Мотив самостоятельности, реализация себя в профессиональной деятельности как творческой личности

1.1.Открытие собственного мастер – класса для учителей школы или района.

1.2.Повышение самостоятельности, возможность работать по интересующей программе, выбирать класс, устанавливать желаемый и наиболее удобный график работы (расписание).

1.3.Содействие в получении гранта на реализацию интересующего учителя проекта.

1.4.Содействие в разработке, утверждении и распространении авторской программы.

Мотив личного развития, приобретения новой информации.

2.1.Направление на стажировку или престижные курсы.

2.2.Предоставление времени на методическую работу (работа на дому)

2.3.Творческий отпуск в каникулярное время.

2.4.Дополнительные дни к отпуску.

2.5.Оплата научно-методической литературы.

2.6.Содействие в переподготовке по интересующей учителя, руководителя школы специальности.

Мотив самоутверждения, достижения социального успеха.

3.1.Предоставление возможности распространения опыта работы через  проблемные конференции, педагогические чтения, семинары.

3.2.Организация обобщения опыта, содействие в подготовке собственных публикаций и пособий в печати.

3.3.Представительство от школы на ответственных мероприятиях районного, областного значения.

3.4.Привлечение к руководству структурными подразделениями методической службы школы.

3.5.Получение права на проведение семинаров для своих коллег.

3.6.Назначение на должность методиста, ответственного за стажировку молодых учителей.

3.7 Рекомендация учителя для работы в вузе на подготовительном отделении.

3.8.Рекомендация учителя для работы в экспертных группах.

Потребность быть в коллективе

4.1.Вхождение в состав различных органов, решающих важные проблемы жизни школы.

Мотив стабильности, защищенности

5.1.Гарантия защищенности от посягательств на профессиональную честь учителя  со стороны недобросовестных вышестоящих руководителей, методистов, родителей.

5.2.Предоставление оплачиваемых часов на методическую работу.

5.3.Гарантия имеющегося статусного положения в коллективе.

Мотив состязательности

6.1.Методическое сопровождение различных конкурсов профессионального мастерства.

6.2.Присвоение звания победителя школьного конкурса профессионального мастерства


Прежде чем выбирать систему мотивировок, стоит оценить собственную подготовленность к этой деятельности и ответить на ряд вопросов:

Обладаете ли вы достаточным доверием, уважением в коллективе?

Прислушиваетесь ли вы к советам предшественников и более опытных коллег?

Проверяете ли свои идеи на себе?

Знаете ли вы, чего хотят от работы коллеги?

Проявляете ли вы интерес к трудовой деятельности сотрудников?

Понимают ли ваши подчиненные, на какую поддержку они могут рассчитывать?

Устраняете ли вы мешающие положительной мотивации факторы?

Учитываете ли вы пожелания штата?

Допускаете ли гибкость управленческих решений?

Стимулируете ли обратную связь?

Методы и приемы мотивации

Группа методов

Потребности и мотивы

Методы и приемы мотивирования

Администра-

тивные

- Страх перед увольнением

- Страх перед наказанием

- Желание иметь стабильную работу

- Желание формального признания заслуг

- Издание приказов и распоряжение;

- применение взысканий и объявление благодарностей

- Разработка и утверждение должностных инструкций и других регламентных документов

- Аттестация педагогов

- Предоставление дополнительных отпусков

- Разумное распределение учебной нагрузки

Экономические

- Обеспечение своего существования

- Желание быть социально защищенным в случае болезни при потери трудоспособности

- Желание быть защищенным в случае экономических спадов

- Мотив справедливости

- Желание формального признания заслуг

- Премирование из внебюджетных фондов

- Присвоение надбавок

- Построение системы финансового поощрения (с обозначенными критериями)

- Предоставление бесплатного питания в рамках школы и других возможных льгот (оздоровление, турпоездки и т.д.)

- Предоставление социального пакета (больничные, отпуска и т.д.)

- Предоставление возможности коммерческой деятельности на территории школы (репетиторство, платные кружки, платные дополнительные услуги и т.п.)

Социально-психологические

Мотивы признания, самоуважения:

- мотив получения уважения, признания заслуг,

- мотив достижения успеха,

- желание карьерного роста,

- потребность в признании уникальности, уникального вклада в труд,

- потребность в самостоятельном принятии решений, в доверии руководства,

- другое

- Обобщение опыта работы, сообщение о нем в различных средствах массовой информации

- Аттестация на более высокую квалификационную категорию

- Предоставление возможности работы в престижных классах, по экспериментальным программам

- Привлечение к управленческой деятельности, в состав различных советов, комиссий, групп и т.д.

- Включение в резерв руководящих кадров

- Перевод на самоконтроль, предоставление большей самостоятельности в действиях

- Предоставление дополнительных полномочий

- Организация  внутришкольных конкурсов, направление на городские конкурсы

- Рекомендация на присвоение званий

- Благодарственные письма, грамоты

Социально-психологические

Мотивы безопасности и комфорта:

- желание иметь безопасное и комфортное рабочее место,

- желание удобного режима работы,

- желание спокойной работы без стрессов и конфликтов,

- желание уверенности в завтрашнем дне,

- другое

- Наличие профсоюзной организации, коллективного договора

- Четкие должностные инструкции

- Своевременное предоставление информации о проверках

- Составление удобного расписания занятий

- Корректное поведение руководителей образовательного учреждения, демонстрация с их стороны поддержки

Социально-психологические

Мотивы принадлежности, общения:

- ощущение себя как часть группы,

- потребность в неформальном общении с руководством,

 - другое

- Повышение статуса образовательного учреждения

- Поддержка существующих традиций

- Совместное проведение досуга (вечера, экскурсии, походы и т.д.)

- Поздравление со знаменитыми событиями в жизни педагога

- Привлечение к общественной работе

- Привлечение педагогов к коллективному анализу проблем организации

Социально-психологические

Мотивы самореализации:

- желание иметь интересную работу,

- возможность реализовать свои идеи, планы,

- желание профессионального и личностного роста,

- другое

- Поручение желающим более сложных и ответственных, чем другим педагогам, заданий

- Предоставление возможности регулярно повышать квалификацию, направление на курсы по перспективным направлениям педагогической деятельности

- Привлечение к участию в инновационной деятельности

- Поощрение инициатив, самостоятельности, организация внутришкольных конкурсов

- Включение в коллективную деятельность (в состав творческих проблемных групп, команд разработчиков проектов)

Следует отметить, что использование приемов мотивирования должно быть комплексным, сочетающим методы административного, экономического, социально-психологического воздействия. Только такая комплексность гарантирует эффективность управленческого влияния.


6 . «Мой идеальный коллектив» (слайд 4).

Материалы: 5 ватманов, 15 маркеров, скотч.

Исходное положение участников: группы, отделенных друг от друга.

Задание: каждой команде нарисовать картину «Мой идеальный коллектив».

Правила: у вас есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания.

По истечении времени обсуждения команды одновременно при­ступают к выполнению задания (молча). За сказанное слово – штраф (2 минуты на выполнение задания). 1–2 человека представляют картину, аргумен­тируя ее не более 2 минут.

7.Группа садится в круг и ей зачитывается следующая легенда: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца. В ней нуждается 6 человек, но у вас только одно донорское сердце и больше в течение ближайшего времени найти невозможно. Вам необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать».

На доске (или на ватмане) написан список тех, кого необходи­мо спасти: (слайд 5)

  • ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от СПИДа,

  • мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспитании 2 детей,

  • беременная девушка 18 лет, больная СПИДом,

  • мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, малолетние брат и 2 сестры,

  • парень 20 лет, который попал в аварию во время медового месяца, его жена ждет ребенка,

  • женщина 35 лет – мастер спорта мирового класса по спортивной ходьбе.

Обоснуйте свой выбор. Вы убедились, что принять решение единственное верное, всегда не просто, но важно уметь это сделать…От ваших решений зависит порой и жизнь, и здоровье…

9. Если в коллективе, которым вы руководите, возник конфликт, насколько быстро конфликт в педагогическом коллективе будет разрешен, во многом зависит от действий директора школы. Приведем пример из жизни.

Молодая учительница географии посещала курсы повышения квалификации, на которых узнала о новом методе проведения промежуточных зачетов, смысл которого заключается в том, что ученикам разрешается пользоваться учебниками во время подготовки к ответу, что способствует развитию у них навыков быстрого анализа информации и выделения из нее главного. Учительница решила применять данный метод в своей педагогической практике.

Новшество детям очень понравилось, а один из учеников даже выразил сожаление, что не все учителя пользуются этим методом, в частности – учитель истории. На это высказывание учительница географии ответила, что учительница истории, скорее всего, не знакома с новым методом обучения.
Через некоторое время во время зачета по истории тот же ученик спросил учительницу, почему она не разрешает пользоваться учебниками, как это делает учительница географии? Педагог ответила, что ей важно, чтобы дети учили историю, а не занимались списыванием, по- скольку копировать текст из учебника, конечно, проще, чем учить! Дальнейшее высказывание ученика и вовсе привело зачет к срыву: он заявил, что учительница истории просто не знакома с новым методом, а работает "по старинке". Мальчика поддержал весь класс.
На перемене между педагогами произошел деловой разговор, который очень скоро перешел в выяснение личных отношений. Директор школы, проходя мимо, услышала только его часть, но поняла, что между коллегами возник конфликт, который необходимо урегулировать.

Рассмотрим основные действия, которые необходимо предпринять директору школы для разрешения данного конфликта. (слайд 6, 7)
Шаг 1. Собрать полную информацию о конфликте: поговорить с каждой учительницей наедине, стараясь максимально снизить их негативные эмоции по отношению друг к другу; понять, что послужило причиной конфликта; узнать, в каких они находятся отношениях.
Шаг 2. Вспомнить свой опыт разрешения конфликтов (как позитивный, так и негативный) и попробовать перенести его на данную ситуацию.
Шаг 3. Проанализировать максимально объективно конфликт на основании полученной от учительниц информации, воздерживаясь от субъективных взглядов на проблему и личности коллег.
Шаг 4. Составить план действий по урегулированию конфликта:

  1. попросить, чтобы учительница истории повторила, что конкретно сказал ученик и в каком контексте (ребенок мог интерпретировать сказанное по-своему), а учительница географии – свои слова, высказанные перед классом в адрес учителя истории;

  2. сказать, что использовать новые методы в обучении – это похвально, но и традиционные, проверенные на опыте методы преподавания, приводят к отличным результатам;

  3. определить перспективы взаимодействия коллег в ближайшем будущем. Например, можно предложить, чтобы учительница истории посетила урок географии и посмотрела, как на практике работает новый метод принятия зачета. Учительнице географии, в свою очередь, можно предложить посетить урок истории и выслушать советы более опытной коллеги.

Шаг 5. Реализовать составленный план.

10. Рефлексия. Помните с чего мы начали сегодня наш разговор?…(“Все в твоих руках”)…Этим и закончим…

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

Большой – для меня было важным и интересным…

Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.

Средний – мне было трудно (мне не понравилось).

Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.

Мизинец – для меня было недостаточно…




Раздатка:

- разрезанные слова для «Классических троек»

- задания «Вы классный руководитель»

- 5 ватманов

- 15 маркеров

- скотч

- 15 листов бумаги

Презентация

Просмотр содержимого презентации
«ЕМД для руководителей»

ЕМД для руководителей ОУ Викуловского муниципального района ТЕМА: Формирование механизмов поддержки и стимулирования профессионального сотрудничества педагогов .

ЕМД для руководителей ОУ Викуловского муниципального района

ТЕМА: Формирование механизмов поддержки и стимулирования профессионального сотрудничества педагогов .

Назовите за 1 минуту 20 известных педагогов ( Константин Ушинский, Лев Толстой, И.Г. Песталоцци, А.В. Луначарский, В.Г. Белинский, М.В. Ломоносов, Н.Г. Чернышевский, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н.Г. Чернышевский, Ж.-Ж. Руссо, Константин Эдуардович Циолковский, Амоношвилли, Леонтий Магницкий, Антон Макаренко, Владимир Иванович Немирович – Данченко, Дейл Корнеги, Ян Амос Коменский, Василий Сухомлинский, Юрий Любимов, Д.И.Менделеев, )

Назовите за 1 минуту

  • 20 известных педагогов

( Константин Ушинский, Лев Толстой, И.Г. Песталоцци, А.В. Луначарский, В.Г. Белинский, М.В. Ломоносов, Н.Г. Чернышевский, К. Маркс, Ф. Энгельс, Н.Г. Чернышевский, Ж.-Ж. Руссо, Константин Эдуардович Циолковский, Амоношвилли, Леонтий Магницкий, Антон Макаренко, Владимир Иванович Немирович – Данченко, Дейл Корнеги, Ян Амос Коменский, Василий Сухомлинский, Юрий Любимов, Д.И.Менделеев, )

Правила общения в группе

Правила общения в группе

  • Правило «Я» . В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
  • Правило активности . В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку.
  • Правило конфиденциальности . Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
«Мой идеальный коллектив».   Правила:

«Мой идеальный коллектив».

Правила:

  • У вас есть 5 минут на обсуждение тактики выполнения задания.
  • По истечении времени обсуждения команды одновременно при­ступают к выполнению задания (молча). За сказанное слово – штраф (2 минуты на выполнение задания). 1–2 человека представляют картину, аргумен­тируя ее не более 2 минут.
ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от СПИДа, мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспитании 2 детей, беременная девушка 18 лет, больная СПИДом, мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, малолетние брат и 2 сестры, парень 20 лет, который попал в аварию во время медового месяца, его жена ждет ребенка, женщина 35 лет – мастер спорта мирового класса по спортивной ходьбе.
  • ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от СПИДа,
  • мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспитании 2 детей,
  • беременная девушка 18 лет, больная СПИДом,
  • мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мать, малолетние брат и 2 сестры,
  • парень 20 лет, который попал в аварию во время медового месяца, его жена ждет ребенка,
  • женщина 35 лет – мастер спорта мирового класса по спортивной ходьбе.
Шаг 1.  Собрать полную информацию о конфликте: поговорить с каждой учительницей наедине, стараясь максимально снизить их негативные эмоции по отношению друг к другу; понять, что послужило причиной конфликта; узнать, в каких они находятся отношениях.  Шаг 2.  Вспомнить свой опыт разрешения конфликтов (как позитивный, так и негативный) и попробовать перенести его на данную ситуацию.  Шаг 3.
  • Шаг 1. Собрать полную информацию о конфликте: поговорить с каждой учительницей наедине, стараясь максимально снизить их негативные эмоции по отношению друг к другу; понять, что послужило причиной конфликта; узнать, в каких они находятся отношениях. Шаг 2. Вспомнить свой опыт разрешения конфликтов (как позитивный, так и негативный) и попробовать перенести его на данную ситуацию. Шаг 3. Проанализировать максимально объективно конфликт на основании полученной от учительниц информации, воздерживаясь от субъективных взглядов на проблему и личности коллег.
Шаг 4.  Составить план действий по урегулированию конфликта: попросить, чтобы учительница истории повторила, что конкретно сказал ученик и в каком контексте (ребенок мог интерпретировать сказанное по-своему), а учительница географии – свои слова, высказанные перед классом в адрес учителя истории; сказать, что использовать новые методы в обучении – это похвально, но и традиционные, проверенные на опыте методы преподавания, приводят к отличным результатам; определить перспективы взаимодействия коллег в ближайшем будущем. Например, можно предложить, чтобы учительница истории посетила урок географии и посмотрела, как на практике работает новый метод принятия зачета. Учительнице географии, в свою очередь, можно предложить посетить урок истории и выслушать советы более опытной коллеги. Шаг 5.
  • Шаг 4. Составить план действий по урегулированию конфликта:
  • попросить, чтобы учительница истории повторила, что конкретно сказал ученик и в каком контексте (ребенок мог интерпретировать сказанное по-своему), а учительница географии – свои слова, высказанные перед классом в адрес учителя истории;
  • сказать, что использовать новые методы в обучении – это похвально, но и традиционные, проверенные на опыте методы преподавания, приводят к отличным результатам;
  • определить перспективы взаимодействия коллег в ближайшем будущем. Например, можно предложить, чтобы учительница истории посетила урок географии и посмотрела, как на практике работает новый метод принятия зачета. Учительнице географии, в свою очередь, можно предложить посетить урок истории и выслушать советы более опытной коллеги.
  • Шаг 5. Реализовать составленный план.
Все в твоих руках!!!

Все в твоих руках!!!

  • Большой – для меня было важным и интересным…
  • Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
  • Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
  • Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
  • Мизинец – для меня было недостаточно…