«Формирование мелкой моторики рук, как потенциал развития речи у детей среднего дошкольного возраста»
Тема: «Формирование мелкой моторики рук, как потенциал развития речи у детей среднего дошкольного возраста».
Возрастная категория; Дети 4-5 лет (средняя группа)
Цель:
Состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы формирование мелкой моторики рук посредством пальчиковых игр, упражнений, массажа пальцев. Формировать мелкую моторику рук развивая мыслительную деятельность; интеллектуальную готовность, память, внимание, речь ребенка, посредством упражнений, игр укрепляющих мышцы кистей рук, пальцев, пальчиковой гимнастики.
Методические задачи:
- изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;
- провести диагностику среди воспитанников на выявление уровня сформированности мелкой моторики рук;
- осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию мелкой моторики рук, пальчиковой гимнастики;
- разработать систему игр и упражнений;
-определить способы диагностики и показателей достижения результатов.
- Пальчиковые игры, массаж, игры и упражнения.
Образовательные области, в рамках которых проводится проект :
Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
Актуальность заявленной мною темы обусловлено с тем, что дети с плохо развитой ручной моторикой чувствуют себя не состоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на него самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Уровень развития движения ребенка определяет уровень его физического и психологического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Поэтому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.
Ученые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны. В настоящее время на рынке представлены разнообразные книги, пособия и игрушки, способствующие развитию мелкой моторики. Чем можно объяснить такую тенденцию? Оказывается, у большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Еще лет двадцать назад взрослым, а вместе с ними и детям, большую часть домашних дел приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры, готовить еду и др. Сейчас не принято штопать одежду, мало кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук. Можно говорить о том, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов – ножниц, иголки, лопатки и др., застегивание и расстегивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Конечно, развитие мелкой моторики не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша будет недостаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем что его окружает, показывать картинки и плюс к этому развивать мелкую моторику рук. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом. Мелкую моторику рук развивают:
- различные игры пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;
- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать, выливать-наливать, насыпать, высыпать, проталкивать в отверстия и.т.д;
- рисование карандашом, кистью, фломастером;
- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание, раздевание и.т.д;
Развивая моторику рук, нужно не забывать о том, что у малыша две руки. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария. В настоящее время практически у 80% населений мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков. А правое полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятия искусства и музыки.
В.А.Сухомлинский справедливо утверждал «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Исследования ученых Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антакова-Фомина) подтверждали связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развитие речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. И.М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результат созревания определенных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Путем диагностики сформированности мелкой моторики рук у детей своей группы выявила, что у детей низкий уровень ручной умелости. Дети не имеют навыков застегивания, расстегивания пуговиц, не умеют одеваться, раздеваться, самообслуживать себя (аккуратно есть, пользоваться столовыми приборами, правильно умываться, вытираться полотенцем, расчесывать волосы).
Ожидаемые результаты :
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами трудовой деятельности.
Умение создавать художественный образ своего изделия.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Овладение нормами этики поведения.
Предполагаемый результат:
Дети:
проявляют интерес к пальчиковой гимнастике;
увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.
возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;
отзывы родителей и педагогов;
у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.
Родители:
родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми;
родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;
Перспективно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию речи и мелкой моторики рук
Месяц | Раздел образовательной деятельности | Темы игр-занятий | Оборудование |
сентябрь | «Игры из ничего» | «Прищепки в корзинке» | Прищепки, корзина |
«Перекладывание двумя пальчиками» | Поднос, поролоновые шарики, макаронные изделия средней величины, две пиалы |
«Скрути нитку в клубок» | Поднос, клубок шерстяных ниток |
«Вышивание на картоне» | Лист картона с нарисованными на нем линиями, шнурок |
октябрь | «Игры из ничего» | «Игры с карандашом» | Карандаш с гранями |
«Игры со шнурками» | Разноцветные веревочки |
«Игры с шариком» | Шарик, игрушка |
«Идеальный урок» | Кусок плотной ткани, застежки разного типа |
ноябрь | «Игры из ничего» | «Наждак» | Кусочки наждачной бумаги разной степени шероховатости |
«Нанизывание» | Колечки, шнурки |
«Игры на кухне» | «Маленький помощник» | Миска с водой, овощи |
«Взбиваем крем» | Венчик для взбивания крема, миска с водой, немного шампуня |
декабрь декабрь | «Игры с крупой» «Игры с крупой» | «Помочь Золушке» | Поднос, две миски (одна из которых с фасолью им горохом) |
«Волшебное сито» | Сито, две миски (в одной из которых рис и манка) |
«Пересыпаем ложкой» | Поднос, две чашки: слева — чашка с крупой, а справа — пустая (обе чашки должны быть сухими) и ложка |
«Рисуем дорожки» | Спички, манная крупа |
январь | «Игры с крупой» | «Сюрприз» | Банка или глубокая миска с крупой, одна — две маленькие игрушки |
«Шуршалки и гремелочки» | Разноцветные лоскутки, крупы (фасоль, горох, соль), сухие листья, коробочка из-под вазелина, футлярчик из-под фотопленки, бусинки и т. д. |
«Пальчиковые игры с бумагой» | Игрушки из комканой бумаги | Корзина для бумаги (или заменитель: шляпа, коробка), старые газеты, обои, резиновый шнур, пластиковые бутылки |
февраль | «Наш разноцветный мир»
| «Сгибаем бумагу» | Листы бумаги |
«Рвем бумагу» | Папиросная бумага, газетная бумага, разноцветная бумага, бумага-ватман |
«Пальчиковые игры на бумаге» | Лист бумаги, краски, пальчики |
«Рисунки ладошками» | Тюбики с красками, большие листы бумаги (обои) |
март | «Игры в ванной комнате» | «Водяные струйки» | Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками |
«Шариковые бои» | Пустой флакон из-под шампуня или пластиковая бутылка с несколькими дырочками |
«Напои зверей» | Пустые емкости разной величины, животные и птицы (резиновые или пластмассовые) разной величины |
«Игры с водой» | Поднос, две миски |
апрель | «Игры в ванной комнате» | «Игры с водой» | Пластиковый стакан, чайная ложечка, кисточка и зубная щетка |
«Игры с водой» | Разные по размеру и цвету мыльницы с крышками |
«Выловим из воды» | Поднос, две миски (одна из них с водой), ситечко с ручкой. В воде плавают 3—4 шарика (разного цвета) |
«Выжимание губки» | Поднос, две миски (одна из них с водой), средней величины губка (рассчитанная на ручку ребенка) |
май | «Игры в ванной комнате» | «Капли в ячейках» | Поднос, платформа с ячейками, пузырек с чуть подкрашенной водой |
«Расти, расти, цветочек» | Игра во время купания в ванной комнате с использованием душа |
май | «Чудеса на песке» | «Отпечатки наших рук» | Поднос с песком, ванночка с водой |
«Что же спрятано в песке» | Мелкие игрушки, которые можно прятать в песочнице |
| Самомассаж | «Массаж своими руками» | Массажный шарик, чайная ложка, мыльница-ежик, жесткая зубная щетка, грецкие орехи, карандаши с гранями |
Использованная литература:
Косинова Е. «Пальчиковая гимнастика». – Москва, 2001
Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук». – Москва, 2002.
Цвынтарный В. «Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем». – СПб.: Издательство «Лань», 1999.
Шанина С., Гаврилова А. «Играем пальчиками – развиваем речь». – М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ 21 век», 2008.
Никифорова.Т.И. «Волшебные пальчики» Министерство образования РС( Я)Якутск 2004-32с
Крупенчук.О.Н. «Пальчиковые игры» СПб Издательский Дом «Литера2005»
Большакова.С.Е.«Формирование мелкой моторики; игры и упражнения».М:ТЦ«Сфера»,2005
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Кэскил» общеобразовательного вида с приоритетным
осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей с.Туора-Кюель
муниципального района «Таттинский улус Республика Саха (Якутия)»
Проект:
«Формирование мелкой моторики рук, как потенциал развития речи у детей среднего дошкольного возраста»
Воспитатель:Гуляева.ОН.