СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных и предметных результатов на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация являлась сопроводительным материалом к выступлению на заседании круглого стола по адаптации обучающихся 5 классов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование метапредметных и предметных результатов на уроках русского языка и литературы в 5 классе»

Формирование метапредметных и предметных результатов на уроках русского языка и литературы  в 5 классе Выполнила учитель русского языка и литературы  МБОУ СШ №11 г.Павлово  Баринова Е.В.

Формирование метапредметных и предметных результатов на уроках русского языка и литературы в 5 классе

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СШ №11 г.Павлово Баринова Е.В.

Все результаты образования в соответствии с ФГОС мыслятся в трёх сферах: метапредметные  («горизонтальные» достижения, когда прирост умений в одном предмете обеспечивает их перенос в другой предмет); личностные предметные  (достижения в предмете);

Все результаты образования в соответствии с ФГОС мыслятся в трёх сферах:

  • метапредметные («горизонтальные» достижения, когда прирост умений в одном предмете обеспечивает их перенос в другой предмет);
  • личностные
  • предметные (достижения в предмете);
Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся? Отличительной особенностью  школьного курса  русского языка является значительно большая, чем у многих других предметов, его  метапредметная направленность. Русский язык как школьный предмет выполняет  особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам.

Как формировать и развивать универсальные учебные действия у учащихся?

Отличительной особенностью школьного курса

русского языка является значительно большая,

чем у многих других предметов, его

метапредметная направленность.

Русский язык как школьный предмет выполняет

особую роль, являясь не только объектом

изучения, но и средством обучения всем

школьным дисциплинам.

Регулятивные действия  Целеполагание   Проблемная ситуация . На уроке литературы в 5 классе в процессе изучения сказки «Иван-крестьянкий сын и чудо-юдо» учащимся был задан проблемный вопрос: почему сказка относится не только к волшебным, но и к героическим? Тема-вопрос . Например, для темы урока «Самостоятельные и служебные части речи» ставится вопрос «Какие части речи вы знаете?»  Прием «Группировка» Тему урока

Регулятивные действия Целеполагание

Проблемная ситуация . На уроке литературы в 5 классе в процессе изучения сказки «Иван-крестьянкий сын и чудо-юдо» учащимся был задан проблемный вопрос: почему сказка относится не только к волшебным, но и к героическим?

Тема-вопрос . Например, для темы урока «Самостоятельные и служебные части речи» ставится вопрос «Какие части речи вы знаете?»

Прием «Группировка» Тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь

Прием «Домысливания» Для урока по теме " Текст и стили речи. Официально- деловой стиль речи." предлагаю детям ряд слов и ставлю вопрос: "Что объединяет все слова? А с каким стилем речи мы будем работать на уроке? ". ( Официально- деловой, н аучный, публицистический, художественный)

.

Регулятивные действия      Тема: «Фонетический разбор слова». Задание:  1.Выполните фонетический разбор выделенного слова.  2.Достаточно ли знать порядок фонетического разбора?  3.Какие трудности могут возникнуть при выполнении разбора?  4.В чём состоят особенности звукового состава выделенного слова? Тема урока : «Имя прилагательное как часть речи».  Задание: выберите из предложенных высказываний то, которое раскрывает цель урока:  1.Вспомнить, какие части речи мы знаем.  2.Определять самостоятельные и служебные части речи.  3. Научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.

Регулятивные действия

Тема: «Фонетический разбор слова». Задание:

1.Выполните фонетический разбор выделенного слова.

2.Достаточно ли знать порядок фонетического разбора?

3.Какие трудности могут возникнуть при выполнении

разбора?

4.В чём состоят особенности звукового состава выделенного слова?

Тема урока : «Имя прилагательное как часть речи».

Задание: выберите из предложенных высказываний то, которое раскрывает цель урока:

1.Вспомнить, какие части речи мы знаем.

2.Определять самостоятельные и служебные части речи.

3. Научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного.

Регулятивные действия   З адание: Расскажи все, что ты знаешь об имени существительном (имени прилагательном, глаголе, местоимении, наречии и т.д.) по плану. Прочитай правило в учебнике  Задание «Проверь знания у соседа». Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».  Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.  Практический блок:  Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник

Регулятивные действия

З адание: Расскажи все, что ты знаешь об имени существительном (имени прилагательном, глаголе, местоимении, наречии и т.д.) по плану. Прочитай правило в учебнике

Задание «Проверь знания у соседа». Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».

Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.

Практический блок: Провести словообразовательный разбор: бесчувственный, росточек, выход, листик, вездеход, полететь, бесснежный, сокурсник

Регулятивные действия контроля, коррекции, оценки  Контроль и самоконтроль . Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…». Коррекция «Установи правильный порядок предложений в тексте» Оценка «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

Регулятивные действия контроля, коррекции, оценки

Контроль и самоконтроль . Задания типа «Одноклассник сказал… Проверь: прав ли он?», «Такой ли получен результат, как в образце?», «Правильно ли это делается?», «Сможешь доказать?», «Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга», «Проверь по словарю…».

Коррекция «Установи правильный порядок предложений в тексте»

Оценка «Оцени свою работу на уроке», «Мне понравилось…», «Я хочу похвалить себя (или одноклассников) за то…», «Мне было интересно», «Мне показалось важным…», «Для меня было открытием…», «Сегодня мне было трудно…»

Познавательные действия Задание «Составь рассказ от имени другого персонажа» . Задание «Составь рассказ, используя данную концовку, начало текста». Распределение слов по группам ( Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки. Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила) «Да-нетка», или Универсальная игра для всех.  Учитель загадывает нечто ( лингвистический термин, литературного героя). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».

Познавательные действия

Задание «Составь рассказ от имени другого персонажа» .

Задание «Составь рассказ, используя данную концовку, начало текста».

Распределение слов по группам ( Сгруппируйте слова по определенному признаку. Предложите несколько вариантов группировки.

Дядя, зевака, прадедушка, тетя, недоучка, плакса, прабабушка, сластена, старушка, зубрила)

«Да-нетка», или Универсальная игра для всех.

Учитель загадывает нечто ( лингвистический термин, литературного героя). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы. На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «и да и нет».

Познавательные действия Задание Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете «крылатые крыловские слова».  Закончите фразу: «Ты всё пела? Это дело…(Так пойди же попляши)»; «А вы, друзья, как ни садитесь… (Всё в музыканты не годитесь)»; «Кто виноват из них, кто прав - судить не нам… (Да только воз и ныне там)»; «Кукушка хвалит Петуха… (За то, что хвалит он Кукушку)»; «Ай, Моська! Знать она сильна… (Коль лает на Слона)». Задание Угадайте, к какой басне И.А. Крылова нарисована иллюстрация? Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД Например, словарная работа с терминами «басня», «аллегория» и «мораль». Учащиеся находят определения в литературоведческом словаре.

Познавательные действия

Задание Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете «крылатые крыловские слова». Закончите фразу: «Ты всё пела? Это дело…(Так пойди же попляши)»;

«А вы, друзья, как ни садитесь… (Всё в музыканты не годитесь)»;

«Кто виноват из них, кто прав - судить не нам… (Да только воз и ныне там)»;

«Кукушка хвалит Петуха… (За то, что хвалит он Кукушку)»;

«Ай, Моська! Знать она сильна… (Коль лает на Слона)».

Задание Угадайте, к какой басне И.А. Крылова нарисована иллюстрация?

Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД

Например, словарная работа с терминами «басня», «аллегория» и «мораль». Учащиеся находят определения в литературоведческом словаре.

Коммуникативные действия  групповая и парная формы работы Обогащая словарный запас и грамматический строй речи, развивая умения устной и письменной речи, работая с текстом на уроках РЯ, мы формируем  коммуникативные универсальные учебные действия Задание «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени прилагательном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером». Задание «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои». Задание « Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.» 1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном.

Коммуникативные действия групповая и парная формы работы

Обогащая словарный запас и грамматический строй речи, развивая умения устной и письменной речи, работая с текстом на уроках РЯ, мы формируем  коммуникативные универсальные учебные действия

Задание «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени прилагательном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

Задание «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».

Задание « Какие пословицы, поговорки, скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их. Объясните смысл.»

1. Не воробей. 2. На дворе, на траве. 3. Продукт, который маслом не испортишь. 4. Она пуще неволи. 5. Суп, сваренный Демьяном.

Коммуникативные действия Задание:  Подготовьте развернутый ответ–исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем).  Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.   1. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска,  искусать, искушение, искусство, искусный?  2. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел,  основа, остов, остров, острый?  3. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть  разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?   

Коммуникативные действия

Задание:  Подготовьте развернутый ответ–исследование на

один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем).

Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы

конкретными примерами. 

1. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска,

искусать, искушение, искусство, искусный?

2. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел,

основа, остов, остров, острый?

3. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть

разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?   

Коммуникативные действия Задание «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:  Тонкие вопросы   Кто...?  Что...?  Когда...?  Как звать...?  Было ли...?  Куда..? Толстые вопросы Дайте три объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...?

Коммуникативные действия

Задание «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например:

Тонкие вопросы

Кто...?

Что...?

Когда...?

Как звать...?

Было ли...?

Куда..?

Толстые вопросы

Дайте три объяснения, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

Результаты Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия .  «Метапредметы – это не заумно и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться».  Нина Громыко (к.ф. н., разработчик метапредметного подхода)

Результаты

Результатом метапредметного обучения является развитие мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия .

«Метапредметы – это не заумно и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться».

Нина Громыко (к.ф. н., разработчик метапредметного подхода)

Личностные действия Задание : Напиши небольшое сочинение на одну из предложенных тем: «Кто такой хороший ученик?», «Почему нужно помогать друг другу?» и др. Задание «Анализ текста» Прочитать высказывание, ответить на вопрос: Как вы его понимаете?  «Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его ». Гоголь Н.В. Задание . Докажите, что вы владеете разнообразными лексическими средствами для выражения мыслей. Продолжите синонимические ряды (кто больше?). К какому словарю следует обратиться в случае затруднения? Сказать, произнести… Красивый, прекрасный

Личностные действия

Задание : Напиши небольшое сочинение на одну из предложенных тем: «Кто такой хороший ученик?», «Почему нужно помогать друг другу?» и др.

Задание «Анализ текста» Прочитать высказывание, ответить на вопрос: Как вы его понимаете?

«Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его ». Гоголь Н.В.

Задание . Докажите, что вы владеете разнообразными лексическими средствами для выражения мыслей. Продолжите синонимические ряды (кто больше?). К какому словарю следует обратиться в случае затруднения?

Сказать, произнести…

Красивый, прекрасный

Личностные действия Задание . Исправьте с помощью синонимов навязчивое повторение одного и того же слова (однокоренных слов) в отрывке из сочинения вашего ровесника. Работа с текстом: Из окна открывается красивый вид. Красивая лужайка начиналась прямо у дома. Красивые черные лебеди плавали в пруду, красиво изгибая свои длинные тонкие шеи. Красота да и только!

Личностные действия

Задание . Исправьте с помощью синонимов навязчивое повторение одного и того же слова

(однокоренных слов) в отрывке из сочинения вашего ровесника.

Работа с текстом:

Из окна открывается красивый вид. Красивая лужайка начиналась прямо у дома.

Красивые черные лебеди плавали в пруду, красиво изгибая свои длинные тонкие шеи.

Красота да и только!

Сравнительный анализ результатов ВПР (май – 4 класс) и входной диагностической работы в 5 классе (октябрь)

Сравнительный анализ результатов ВПР (май – 4 класс) и входной диагностической работы в 5 классе (октябрь)

Анализ учебной деятельности Русский язык КЗ -54% УО – 56% средний балл – 3,7 (КЗ понизилось на6%) Литература КЗ -77% УО – 69% средний балл – 4,1 (КЗ понизилось на19%)

Анализ учебной деятельности

Русский язык

КЗ -54% УО – 56% средний балл – 3,7 (КЗ понизилось на6%)

Литература

КЗ -77% УО – 69% средний балл – 4,1 (КЗ понизилось на19%)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!