Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 17 «Юнармеец»
Тамбовская область, г. Мичуринск
«Формирование мыслительной деятельности обучающихся посредством музыки»
Автор проекта:
Стрельникова И. В.,
учитель музыки
МБОУ СОШ № 17
«Юнармеец»
Мичуринск, 2012 г.
Знание только тогда знание, когда оно приобретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
(Л.Н.Толстой)
(слайд №1) Закон об образовании создает условия для формирования творческой разносторонней личности, дает права и возможности для раскрытия своих способностей, формирования гармонично развитого человека, накопление опыта эмоционально-нравственного отношения к жизни. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки.
В рамках этого направления мною разработан и реализован педагогический проект «Формирование мыслительной деятельности обучающихся посредством музыки».
(слайд №2) Актуальность.
В условиях модернизации современного образования особую значимость приобретают совершенствование содержания предметов художественно-эстетического цикла. Важным моментом в организации урока музыки является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а задачи, которая решается в процессе урока. Ученикам важно видеть и понимать проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.
(слайд №3) Новизна.
В рамках данного проекта сделана попытка создать, систематизировать, обобщить основные приёмы и особенности развития мыслительной деятельности и творческой активности обучающихся как непосредственно на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Произведена коррекция основной программы посредством введения системы творческих заданий, целостно развивающих личность школьников.
(слайд №4) Противоречия:
Данная тема проекта вытекает из следующих противоречий:
- между потребностью учеников, способных мыслить нестандартно, и узкими рамками традиционного урока музыки по формированию мыслительной деятельности учащихся.
- между объективной потребностью в развитии мыслительной деятельности школьника и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы.
(слайд №5) Проблема:
Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить только о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством. Такая ситуация приводит к поверхностному восприятию музыки, что недопустимо.
Проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в школьной практике. Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Научившись анализировать, выделять главное, ученик сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции знаний к творчеству, достичь новых уровней знаний.
(слайд №6) Цель педагогического проекта – создание педагогических условий, обеспечивающих формирование мыслительной деятельности обучающихся посредством музыки.
(слайд №7) Задачи педагогического проекта:
- отобрать наиболее эффективные формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся;
- создать конкурентно-стимулирующую среду для формирования поискового и творческого процесса обучения;
- включить в тематическое планирование выбранные методы мышления с использованием их на уроке.
- через приёмы мыслительной деятельности влиять на креативность мышления учащихся.
(слайд №8)
Объект исследования — система работы по формированию мыслительной деятельности учащихся. Предмет исследования — система специальных мер педагогического воздействия как комплекс условий и средств, стимулирующих развитие мыслительной деятельности учащихся.
(слайд №9) Гипотеза
Гипотеза проекта основана на предположении о том, что мыслительная деятельность учащихся в современных условиях обеспечивается ориентацией педагогического процесса на модель личностно-ориентированного образования и определяется совокупностью педагогических условий и средств, способствующих личностному развитию при активном участии педагога и самого учащегося.
Гипотеза проекта предполагает, что если создать систему по формированию мыслительной деятельности учащихся посредством музыки, то это способствует умению ориентироваться в широком объеме информации, анализировать ее, вести дискуссию, размышлять о музыке и ее авторе.
(слайд №10) Этапы и сроки реализации проекта:
Подготовительный этап: 2009 – 2010 уч. год
Основной этап: 2010 – 2011 уч. год
Заключительный этап: 2011 – 2012 уч. год
(слайд №11) Подготовительный этап:
Определение цели и задач проекта
Планирование основных направлений работы по формированию мыслительной деятельности обучающихся
Моделирование ожидаемого результата
Разработка тематики уроков, направленных на развитие мыслительной деятельности обучающихся
Разработка программы дополнительного образования детей
(слайд №12) Основной этап:
Регулярные занятия с обучающимися способствующие развитию мыслительную деятельность.
Внедрение новых форм, методов и технологий повышающих мыслительную деятельность обучающихся.
Внедрение программы дополнительного образования детей по художественно-эстетическому направлению «С песней по жизни».
Участи в концертах, музыкальных конкурсах, фестивалях.
Встречи с творческими людьми.
(слайд №13) Заключительный этап:
Участие в научно-практической конференции
Выступления на ГМО и ШПОУ
Проведение открытых уроков на ГМО и ШПОУ
Размещение уроков, внеклассных мероприятий и проекта на сайтах Интернет
Динамика роста качества знаний
Динамика роста участия в информационно-исследовательских проектах
Динамика роста участия в различных творческих мероприятиях, конкурсах
(слайд №14) Средства достижения цели:
ФОРМЫ РАБОТЫ:
МЕТОДЫ:
- метод «проблемная ситуация»
- метод диалогичности
- метод индивидуально-групповой работы (ссылка )
- метод информационно-исследовательских проектов (ссылка )
- занимательные задания (ссылка )
- творческие задания (ссылка )
- тестовые задания
Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. Ведь мыслить человек начинает только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.
Работать над активизацией мыслительной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к музыке, для развития их познавательной активности использую методы и формы, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.
Нестандартные формы уроков: урок – встреча, урок – размышление, урок – исследование, урок – путешествие, урок – музыкальная викторина, урок – защита. На таких уроках применяется метод «проблемная ситуация», где происходит вовлечение личности школьника в мыслительный процесс. Одним из этапов урока может стать дискуссия о нужности, важности, разнообразии тех или иных музыкальных произведений. В итоге разворачивается ситуация, которая способна привести обучающихся к серьезным размышлениям, самостоятельным правильным и глубоким выводам о содержании музыки. Ученики рассуждают, спорят, обосновывают свои суждения, доказывают на примере из личного опыта, или используют подобный пример из другого произведения. На таких уроках в учебную работу вовлекаются все обучающиеся, где происходит развитие мыслительных операций анализа и синтеза, речи, мышления, сообразительности.
(ссылка № ) Активизировать мыслительную деятельность, расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь на уроке мне помогает метод индивидуально-групповой работы.
В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.
Одной из таких технологий и является проектная методика. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
(ссылка № ) Информативно-исследовательские проекты.
3 класс – «История одного музыкального инструмента»
4 класс – «Россия – Родина моя»
5 класс – «Виды русских народных песен»
6 класс – «Жизнь и творчество русских композиторов»
7 класс – «Жизнь и творчество зарубежных композиторов»
(ссылка № ) Занимательные материалы имеют неоценимое значение в формировании способности к творчеству логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению), элементов эвристического мышления (способность выдвигать гипотезы, ассоциативность, гибкость, критичность мышления).
Упражнения, развивающие у детей слух, ритм, музыкальное творчество, различение высоты и длительности звуков, также способствующие активизации мыслительной деятельности на уроках музыки.
(ссылка № ) Творческие задания, направленные на развитие мышления и творческих способностей учащихся, учитывая возрастные особенности обучаемых:
- сообщения интересных фактов из жизни и творчества композиторов (краткие сведения для учащихся 1 - 3 классов, более обширные – для учащихся 4 – 7 классов);
- конкурс стенгазет (творческие биографии рок - групп, занимательные истории и интересные факты из жизни звезд в области искусства, ребусы, рисунки, фотографии, из журналов, раскрытие значений различных специальных терминов, отражение проблем подросткового восприятия искусства) – 6-7 классы;
- создание афиш (для представления предстоящего прослушивания музыкального произведения) – 2-7 классы;
- сравнительный анализ различных стилей музыки – 4-7 классы;
- рецензирование концертов, песенного репертуара популярных исполнителей – 6-7 классы;
- представление и «защита» домашней фонотеки – 5-7 классы;
- сочинение попевок – 2-4 классы;
- придумывание кроссвордов, ребусов – 3-7 классы;
- написание мини-сочинений – 4-7 классы.
(слайд №15) Организация внешкольных связей школы
Центральный Дом Творчества
Мичуринский драматический театр
Школа искусств
Музыкальная школа №1
ДК «Авангард»
Музеи города
(слайд №16) Результативность
- Созданы условия на уроках и во внеурочное время по формирования
мыслительной деятельности обучающихся посредством музыки.
- Модифицирована рабочая программа по музыке с описанием форм работы по формированию мыслительной деятельности обучающихся.
- Разработана, апробирована и лицензирована программа по дополнительному образованию детей «С песней по жизни». (ссылка № )
- Участие в научно-практической конференции.
- Повышение качества знаний обучающихся по предмету. (ссылка № )
- Повышение уровня интереса к предмету. (ссылка № )
- Динамика роста участия обучающихся в различных творческих
мероприятиях, конкурсах; в информационно - исследовательских
проектах. (ссылка № )
(слайд №17) Вывод:
Апробированные при реализации проекта методы и технологии:
- способствуют формированию развития мыслительной деятельности у обучающихся;
- затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;
- позволяют проявить обучающимся его личные качества;
- повышают мотивацию к учению;
- развивают познавательную активность;
- вызывают интерес к предмету;
- дают возможность освоить и использовать современные технологии,
- ориентироваться в информационном пространстве;
способствуют повышению качества знаний.
Проект показал эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков.
Проект имеет практическую значимость и может использоваться педагогами других школ.
(слайд №18) Подтверждение гипотезы:
В ходе реализации педагогического проекта гипотеза подтвердилась: обучающиеся овладели умением ориентироваться в широком объеме информации, анализировать ее, вести дискуссию, размышлять о музыке и ее авторе.
(слайд №19) Информационные ресурсы:
1. Из отечественного опыта педагогов: Панова Г.Г., Кибалова С. Ф.
2. Коротяев Б. И. Учение - процесс творческий. М. : Просвещение, 1989
3. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Отв. ред. И. Ляшенко. – Киев, 1989.
4. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.
5. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.
6. Проблемы музыкального мышления / Под ред. М.Г. Арановского. – М., 1974.
7. Психология музыкальной деятельности /Под ред.Г.М. Цыпина. – М.:2003.
8. Сизова Л. С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. М.: Институт практической психологии, 1997.
9. Cвободная энциклопедия. www.wikipedia.ru.
10. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб., 2000.
Фестиваль педагогических идей. www.1september.ru
Интернет сайт www.openclass.ru
Интернет сайт школы №17 «Юнармеец»