СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование мыслительной деятельности обучающихся посредством музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический проект "Формирование мыслительной деятельности юбучающихся посредством музыки"

Просмотр содержимого документа
«Формирование мыслительной деятельности обучающихся посредством музыки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17 «Юнармеец»

Тамбовская область, г. Мичуринск










«Формирование мыслительной деятельности обучающихся посредством музыки»









Автор проекта:

Стрельникова И. В.,

учитель музыки

МБОУ СОШ № 17

«Юнармеец»










Мичуринск, 2012 г.

Знание только тогда знание, когда оно приобретено

усилиями своей мысли, а не памятью. 

(Л.Н.Толстой)

(слайд №1) Закон об образовании создает условия для формирования творческой разносторонней личности, дает права и возможности для раскрытия своих способностей, формирования гармонично развитого человека, накопление опыта эмоционально-нравственного отношения к жизни. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки.

В рамках этого направления мною разработан и реализован педагогический проект «Формирование мыслительной деятельности обучающихся посредством музыки».


(слайд №2) Актуальность.

 В условиях модернизации современного образования особую значимость приобретают совершенствование содержания предметов художественно-эстетического цикла. Важным моментом  в организации  урока музыки является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а задачи, которая решается в процессе урока. Ученикам важно видеть  и понимать проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство.

(слайд №3) Новизна.

В рамках данного проекта сделана попытка создать, систематизировать, обобщить основные приёмы и особенности развития мыслительной деятельности и творческой активности обучающихся как непосредственно на уроках музыки, так и во внеурочной деятельности. Произведена коррекция основной программы посредством введения системы творческих заданий, целостно развивающих личность школьников.

(слайд №4) Противоречия:

Данная тема проекта вытекает из следующих противоречий:

- между потребностью учеников, способных мыслить нестандартно, и узкими рамками традиционного урока музыки по формированию мыслительной деятельности учащихся.

- между объективной потребностью в развитии мыслительной деятельности школьника и недостаточной разработанностью теоретических и технологических основ этой проблемы.



(слайд №5) Проблема:

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Отсюда распространенное мнение, что на уроках надо говорить только о чувствах и настроениях, которые возникают в результате контакта с искусством. Такая ситуация приводит к поверхностному восприятию музыки, что недопустимо.

Проблема развития мышления во время обучения занимает особое место в школьной практике. Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Научившись анализировать, выделять главное, ученик сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции знаний к творчеству, достичь новых уровней знаний.


(слайд №6) Цель педагогического проекта – создание педагогических условий, обеспечивающих формирование мыслительной деятельности обучающихся посредством музыки.


(слайд №7) Задачи педагогического проекта:

- отобрать наиболее эффективные формы и методы активизации мыслительной деятельности обучающихся;

- создать конкурентно-стимулирующую среду для формирования поискового и творческого процесса обучения;

- включить в тематическое планирование выбранные методы мышления с использованием их на уроке.

- через приёмы мыслительной деятельности влиять на креативность мышления учащихся.


(слайд №8)

Объект исследования — система работы по формированию мыслительной деятельности учащихся. Предмет исследования — система специальных мер педагогического воздействия как комплекс условий и средств, стимулирующих развитие мыслительной деятельности учащихся.





(слайд №9) Гипотеза

Гипотеза проекта основана на предположении о том, что мыслительная деятельность учащихся в современных условиях обеспечивается ориентацией педагогического процесса на модель личностно-ориентированного образования и определяется совокупностью педагогических условий и средств, способствующих личностному развитию при активном участии педагога и самого учащегося.

Гипотеза проекта предполагает, что если создать систему по формированию мыслительной деятельности учащихся посредством музыки, то это способствует умению ориентироваться в широком объеме информации, анализировать ее, вести дискуссию, размышлять о музыке и ее авторе.

(слайд №10) Этапы и сроки реализации проекта:

Подготовительный этап: 2009 – 2010 уч. год

Основной этап: 2010 – 2011 уч. год

Заключительный этап: 2011 – 2012 уч. год


(слайд №11) Подготовительный этап:

  1. Определение цели и задач проекта

  2. Планирование основных направлений работы по формированию мыслительной деятельности обучающихся

  3. Моделирование ожидаемого результата

  4. Разработка тематики уроков, направленных на развитие мыслительной деятельности обучающихся

  5. Разработка программы дополнительного образования детей


(слайд №12) Основной этап:

  1. Регулярные занятия с обучающимися способствующие развитию мыслительную деятельность.

  2. Внедрение новых форм, методов и технологий повышающих мыслительную деятельность обучающихся.

  3. Внедрение программы дополнительного образования детей по художественно-эстетическому направлению «С песней по жизни».

  4. Участи в концертах, музыкальных конкурсах, фестивалях.

  5. Встречи с творческими людьми.


(слайд №13) Заключительный этап:

  1. Участие в научно-практической конференции

  2. Выступления на ГМО и ШПОУ

  3. Проведение открытых уроков на ГМО и ШПОУ

  4. Размещение уроков, внеклассных мероприятий и проекта на сайтах Интернет


  1. Динамика роста качества знаний

  2. Динамика роста участия в информационно-исследовательских проектах

  3. Динамика роста участия в различных творческих мероприятиях, конкурсах


(слайд №14) Средства достижения цели:

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • урок- встреча,

  • урок – размышление,

  • урок – исследование,

  • урок – путешествие,

  • урок – музыкальная викторина,

  • урок – защита.


МЕТОДЫ:

- метод «проблемная ситуация»

- метод диалогичности

- метод индивидуально-групповой работы (ссылка )

- метод информационно-исследовательских проектов (ссылка )

- занимательные задания (ссылка )

- творческие задания (ссылка )

- тестовые задания

Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. Ведь мыслить человек начинает только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять.

Работать над активизацией мыслительной деятельности - это, значит, формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к глубокому познанию изучаемых предметов. Для привития глубокого интереса учащихся к музыке, для развития их познавательной активности использую методы и формы, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

Нестандартные формы уроков: урок – встреча, урок – размышление, урок – исследование, урок – путешествие, урок – музыкальная викторина, урок – защита. На таких уроках применяется метод «проблемная ситуация», где происходит вовлечение личности школьника в мыслительный процесс. Одним из этапов урока может стать дискуссия о нужности, важности, разнообразии тех или иных музыкальных произведений. В итоге разворачивается ситуация, которая способна привести обучающихся к серьезным размышлениям, самостоятельным правильным и глубоким выводам о содержании музыки. Ученики рассуждают, спорят, обосновывают свои суждения, доказывают на примере из личного опыта, или используют подобный пример из другого произведения. На таких уроках в учебную работу вовлекаются все обучающиеся, где происходит развитие мыслительных операций анализа и синтеза, речи, мышления, сообразительности.

(ссылка № ) Активизировать мыслительную деятельность, расширяя кругозор детей, знакомя их с окружающим миром, развивая и обогащая речь на уроке мне помогает метод индивидуально-групповой работы.

В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности.

Одной из таких технологий и является проектная методика. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение обучающимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

(ссылка № ) Информативно-исследовательские проекты.

3 класс – «История одного музыкального инструмента»

4 класс – «Россия – Родина моя»

5 класс – «Виды русских народных песен»

6 класс – «Жизнь и творчество русских композиторов»

7 класс – «Жизнь и творчество зарубежных композиторов»

(ссылка № ) Занимательные материалы имеют неоценимое значение в формировании способности к творчест­ву логического мышления (способность к анализу, синтезу, сравнению, сопоставле­нию), элементов эвристического мышле­ния (способность выдвигать гипотезы, ас­социативность, гибкость, критичность мышления).

Упражнения, развивающие у детей слух, ритм, музыкальное творчество, различение высоты и длительности звуков, также способствующие активизации мыслительной деятельности на уроках музыки.


(ссылка № ) Творческие задания, направленные на развитие мышления и творческих способностей учащихся, учитывая возрастные особенности обучаемых:

- сообщения интересных фактов из жизни и творчества композиторов (краткие сведения для учащихся 1 - 3 классов, более обширные – для учащихся 4 – 7 классов);

- конкурс стенгазет (творческие биографии рок - групп, занимательные истории и интересные факты из жизни звезд в области искусства, ребусы, рисунки, фотографии, из журналов, раскрытие значений различных специальных терминов, отражение проблем подросткового восприятия искусства) – 6-7 классы;

- создание афиш (для представления предстоящего прослушивания музыкального произведения) – 2-7 классы;

- сравнительный анализ различных стилей музыки – 4-7 классы;

- рецензирование концертов, песенного репертуара популярных исполнителей – 6-7 классы;

- представление и «защита» домашней фонотеки – 5-7 классы;

- сочинение попевок – 2-4 классы;

- придумывание кроссвордов, ребусов – 3-7 классы;

- написание мини-сочинений – 4-7 классы.


(слайд №15) Организация внешкольных связей школы

Центральный Дом Творчества

Мичуринский драматический театр

Школа искусств

Музыкальная школа №1

ДК «Авангард»

Музеи города


(слайд №16) Результативность

- Созданы условия на уроках и во внеурочное время по формирования

мыслительной деятельности обучающихся посредством музыки.

- Модифицирована рабочая программа по музыке с описанием форм работы по формированию мыслительной деятельности обучающихся.

- Разработана, апробирована и лицензирована программа по дополнительному образованию детей «С песней по жизни». (ссылка № )

- Участие в научно-практической конференции.

- Повышение качества знаний обучающихся по предмету. (ссылка № )

- Повышение уровня интереса к предмету. (ссылка № )

- Динамика роста участия обучающихся в различных творческих

мероприятиях, конкурсах; в информационно - исследовательских

проектах. (ссылка № )









(слайд №17) Вывод:

Апробированные при реализации проекта методы и технологии:

- способствуют формированию развития мыслительной деятельности у обучающихся;

- затрагивают, активизируют различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза;

- позволяют проявить обучающимся его личные качества;

- повышают мотивацию к учению;

- развивают познавательную активность;

- вызывают интерес к предмету;

- дают возможность освоить и использовать современные технологии,

- ориентироваться в информационном пространстве;

способствуют повышению качества знаний.


Проект показал эффективность формирования коммуникативных компетенций на основе творческой деятельности обучающихся, при использовании современных педагогических технологий, ИКТ, нетрадиционных форм уроков.

Проект имеет практическую значимость и может использоваться педагогами других школ.

(слайд №18) Подтверждение гипотезы:

В ходе реализации педагогического проекта гипотеза подтвердилась: обучающиеся овладели умением ориентироваться в широком объеме информации, анализировать ее, вести дискуссию, размышлять о музыке и ее авторе.

(слайд №19) Информационные ресурсы:

1. Из отечественного опыта педагогов: Панова Г.Г., Кибалова С. Ф.

2. Коротяев Б. И. Учение - процесс творческий. М. : Просвещение, 1989

3. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования / Отв. ред. И. Ляшенко. – Киев, 1989.

4. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. М.: Просвещение, 1987.

5. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. – М., 2001.

6. Проблемы музыкального мышления / Под ред. М.Г. Арановского. – М., 1974.

7. Психология музыкальной деятельности /Под ред.Г.М. Цыпина. – М.:2003.

8. Сизова Л. С. Теоретические основы методики музыкального воспитания в школе. М.: Институт практической психологии, 1997.

9. Cвободная энциклопедия. www.wikipedia.ru.

10. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. СПб., 2000.

Фестиваль педагогических идей. www.1september.ru

Интернет сайт www.openclass.ru

Интернет сайт школы №17 «Юнармеец»











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!