Перемены, происходящие в системе образования, требуют создания возможностей самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, поэтому научить детей правильному, беглому и осознанному чтению становится одной из главных задач начального обучения. Навык чтения – это фундамент всего образования.
Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков беглого, осознанного чтения»
Ф
ормирование навыков беглого, осознанного чтения.
Автор: Артемьева Оксана Ивановна
Место работы: МОУ СОШ 32
Должность: учитель начальных классов
Перемены, происходящие в системе образования, требуют создания возможностей самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей.
Учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию, поэтому научить детей правильному, беглому и осознанному чтению становится одной из главных задач начального обучения. Навык чтения – это фундамент всего образования.
В современном обществе умение читать не сводится к овладению техникой чтения. Понятие грамотности чтения включает в себя полноту понимания, способность размышлять о содержании текста и переносить его в сферу личного сознания, а также использовать в разных ситуациях деятельности и общения.
Понимая значимость совершенствования навыков чтения необходимо искать пути повышения качества обучения на этих уроках. Более ста лет назад вышла в свет книга К. Д. Ушинского «Родное слово», открывшая новую эпоху в обучении детей грамоте. Звуковой метод, предложенный К. Д. Ушинским в 1864 г., сменил существовавший до этого буквослагательный метод.
На сегодняшний день существует опыт учёных, педагогов-новаторов, работающих в этой области и создавших эффективный комплекс упражнений, направленный на формирование у ребенка интереса к процессу чтения.
Приведем примеры некоторых упражнений:
Чтение блоков.
Этап направлен на тренировку речевого аппарата. Запись блоков производиться непосредственно во время урока с требованием к учащимся читать про себя по мере написания. Затем блок прочитывается хором.
А) Слитное прочтение двух стоящих рядом букв.
Б) Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов.
В) Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова.
Г) Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова.
(все согласные вначале слова необходимо прочитывать в один прием)
2. Отработка дикции.
Умение отчетливо выговаривать звуки и их сочетания достигается в процессе работы над скороговорками.
Другой подход к совершенствованию чтения направлен на овладение ими навыков понимания информации:
1. Работа в группе. Первый вариант читает отрывок, а второй вариант не просто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот.
2. «Чтение – спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы.
3. Самостоятельная постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них (в самом тексте, путем вспоминания, рассуждения и умозаключения или путем обращения к учителю)
По классификации Б. Блума выделяется шесть типов вопросов:
Простые вопросы. Нужно назвать факты, вспомнить, воспроизвести информацию.
Уточняющие вопросы. Начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…»
Объясняющие вопросы. Начинаются со слова «почему?»
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы».
Оценочные вопросы. «Чем один герой отличается от другого?»
Практические вопросы. «Как бы вы поступили на месте героя?»
Классификация помогает научить детей задавать вопросы к тексту.
Развитие навыков чтения будет эффективным, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», в системе проводить упражнения способствующие формированию навыков осознанного чтения, начиная с самых простых и постепенно усложняя их.
Список литературы
1.Андрюхова Л.А. Уроки развития речи в начальной школе. – М., 2003.