СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие личности ученика, его мышления и творческих способностей нужно рассматривать как предпосылку для творческого труда в период самостоятельной работы ученика. Формирование навыков самостоятельной работы учащихся можно реализовать на уроках с поуровневым обучением с дифференциацией групп учащихся, что обеспечивается технологией разноуровневого обучения. Происходит этот процесс на основе индивидуализации учебного труда с использованием современных дидактических приемов.

Просмотр содержимого документа
«Формирование навыков самостоятельной работы у учащихся на уроках физики»

Формирование навыков самостоятельной работы

у учащихся на уроках физики

через применение технологии разноуровневого обучения


Расскажи и я забуду,

Покажи и я запомню,

Дай мне действовать самому

И я научусь.

(китайская поговорка)



Развитие личности ученика, его мышления и творческих способностей нужно рассматривать как предпосылку для творческого труда в период самостоятельной работы ученика. Формирование навыков самостоятельной работы учащихся можно реализовать на уроках с поуровневым обучением с дифференциацией групп учащихся, что обеспечивается технологией разноуровневого обучения. Происходит этот процесс на основе индивидуализации учебного труда с использованием современных дидактических приемов.


Цели, принципы и концепции технологии уровневой дифференциации.


Цель: создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность соответствующую его зоне ближайшего развития.


Принципы:

  1. Не навреди.

  2. Делай добро.

  3. Признание всеобщей талантливости («Нет неталантливых людей, просто они не тем заняты»).

  4. Взаимного превосходства.

  5. Неизбежности перемен.


Концепции:

  1. Концепция развивающего обучения:

  1. вне деятельности нет развития;

  2. только то обучение является развивающим, которое опирается на зону ближайшего развития учащегося;

  3. обучение всегда опережает развитие;

  4. ученик – субъект учебной деятельности;

  5. знание учеником своих особенностей и возможностей – обязательные условия его развития.

  1. Концепция природосообразности:

  1. учет выносливости личности;

  2. учет пластичности личности;

  3. учет эмоциональности личности.

Порядок работы на уроках:

  1. Добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения материала, но не ниже Госстандарта.

  2. Главный акцент – развитие всех видов самостоятельной работы.

  3. Возможно дифференцированная добровольная посадка учащихся на коррекционную работу по уровню.

  4. Приступая к изучению новой темы, каждый учащийся знакомится с уровневыми целями, т.к. они являются эталоном его знаний и по ним он себя контролирует.

  5. Текущий контроль – «зачет», «незачет».

  6. Итоговый контроль – от 1 до 10 баллов.

  7. По каждому разделу проводится контрольная работа.

  8. Возможно освобождение от домашнего задания при усвоении на уроке учебного материала.

  9. Возможны занятия по индивидуальным планам и программам, даже с опережением по классам.


Правила учителя:

  1. Не сравнивай детей в отношении с успехами в обучении.

  2. Сравнивай успехи ученика с собой, чтобы он знал зону своего развития.

  3. Поощряй любые успехи ученика.

  4. Старайся работать с положительным настроением и не допускай отрицательного зомбирования.

  5. Соблюдай принцип менеджмента (Уважение – человек первичен, а вторично его дело. Доверие – каждому человеку отдайте сполна его время и ресурсы (учебники, книги и пр.). Успех – реализация целей.).


Задачи учителя:

  1. Формировать произвольное внимание средствами развития интереса к предмету.

  2. Развивать познавательный интерес средствами частично-поисковой конструктивной деятельности (диспуты и т.п.).

  3. Развивать творчество.


Основы педагогической диагностики:

  1. Определение уровней обучаемости.

  2. Определение зон ближайшего и актуального развития.

  3. Определение уровней обученности.







Дидактические приемы для диагностики в помощь учителю


Методика определения уровня обучаемости


Обучаемость – восприимчивость к обучению. Показатель обучаемости – третий уровень профнаправленности.

Обучаемость одного класса по конкретному предмету целесообразно проводить после 2 – 3 недель обучения в I триместре (четверти). Обучаемость отдельного ученика проводится также после 2 – 3 недель обучения у нового учителя.


Алгоритм определения обучаемости:

  1. Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал базисного характера на 7 – 8 минут работы.

  2. Учитель перед изучением нового повторяет изученный материал, необходимый для усвоения новых знаний.

  3. Учитель объясняет новый материал.

  4. Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичной и измененной ситуациях.

  5. Учитель проводит самостоятельную работу среди учащихся.

Задания для самостоятельной работы учащихся:

    1. Напишите, что вы узнали нового.

    2. Ответьте на вопрос причинно-следственного.

    3. Выполните задание по образцу.

    4. Выполните задание в частично-измененной ситуации.


Ключ к определению уровня обучаемости

Самостоятельная работа не должна занимать больше 10 минут времени. Как только 3 – 4 ученика из класса выполнят задание – собрать рабочие записи у всех. Если выполнены все задания, то можно говорить о третьем, высоком уровне обучаемости школьника. Если ученик справился с тремя заданиями – второй, средний уровень обучаемости. Если выполнены два и менее заданий – первый, низкий уровень обучаемости.


Методика определения зоны ближайшего и актуального развития


Определение зоны ближайшего и актуального развития проводится самим учителем после каждой новой темы. После чего идут, закрепление, контроль и коррекция.


Алгоритм определения зоны ближайшего и актуального развития:

    1. Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал базисного характера на 7 – 8 минут работы (можно до 15 минут).

    2. Учитель объясняет новый материал.

    3. Учитель показывает образец применения нового материала в аналогичной и измененной ситуациях (по одному компоненту).

    4. Учитель проводит безоценочную самостоятельную работу (тест на зону) среди учащихся.

Тест на зону I вариант – проводится сразу после изучения нового:

  1. Ответьте на вопрос репродуктивного характера на воспроизведение (сформулируй…, дай определение…).

  2. Выполните задание по образцу.

Тест на зону II вариант – проводится после 2 – 3 уроков – закрепление и т.д.:

  1. Ответьте на вопрос причинно-следственного характера.

  2. Выполни задание в частично-измененной ситуации.

Тест проводится на протяжении 7 – 10 минут. Контроль проводится в виде самоконтроля или взаимоконтроля по образцу. Если ученик справился с заданием, то он находится в зоне актуального развития, если ученик не справился – в зоне ближайшего развития. Если с заданием справились 50% и меньше учеников, то нужно провести наново объяснение материала на более репродуктивном уровне и наново провести показ применения знаний в сходной и частично-измененой ситуациях. Если с заданием справились больше 50% учащихся , то среди несправившихся с заданием учеников нужно организовать коррекционную работу в группах (4 – 8 человек) или в парах с «лидерами».


Методика определения обученности


Обученность – уровень реально усвоенных знаний, умений и навыков. Проводится тестирование в конце изучения темы, раздела самим учителем и один раз в полугодие несколькими учителями по предмету. Определение уровней обученности проводится в виде тестов, состоящих из заданий по пяти уровням обученности:

    1. Первый уровень – различение (ученик отличает существенное от не существенного).

    2. Второй уровень – запоминание (ученик воспроизводит, но не понимает).

    3. Третий уровень – понимание (ученик устанавливает причинно-следственные связи).

    4. Четвертый уровень – простейшие умения и навыки (ученик реализует полученные знания на практике).

    5. Пятый уровень – перенос (применение знаний в нестандартной ситуации).


Алгоритм определения обученности:

  1. …найди…отбери…вычлени…продолжи…подчеркни…и т.п.;

  2. …воспроизведи…сформулируй…дай определение… и т.п.;

  3. …почему…зачем…вследствие чего…от чего…установи зависимость… и т.п.;

  4. выполни по образцу;

  5. …смоделируй…спроектируй…сконструируй…найди ошибку (текст, график, задача)…и т.п.


Схема разноуровневого урока:

    1. Учитель подбирает теоретический, эмпирический и дидактический материал в соответствие с триединой дидактической целью (ТДЦ) урока.

    2. Произвольная подача (доска, карточка, проектор) цели на трех уровнях для ученика.

    3. Проведение опроса по предыдущему материалу всегда на трех уровнях.

    4. Объяснение нового материала всегда на высоком уровне (планка снижается только после проведения теста на зону ближайшего и актуального развития, если ученики находятся в зоне ближайшего развития).

    5. Определение зоны ближайшего и актуального развития.

    6. Закрепление (выполнение заданий разноуровневых карточек):

    7. Контроль:

а) если урок изучения нового – на одном уровне;

б) если другой тип урока – на трех уровнях.

    1. Домашнее задание на трех уровнях:

а) если базис освоен – не дается;

б) если урок изучения нового – на первом уровне или с правом выбора;

в) если другой тип урока – на трех уровнях.



Как составить триединую дидактическую цель урока

и цели для учащихся


Постановка цели урока (целеполагание) – идеальное предвосхищение его конечных результатов. Цель должна быть диагностичной, т.е. настолько точно и определенно поставленной, чтобы можно было однозначно делать заключение о степени ее реализации и построить вполне определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время. Учителю следует формулировать триединую дидактическую цель (ТДЦ) и осуществлять достижение ее на уроке.

    1. Образовательный аспект ТДЦ предусматривает четкое определение объема и уровня знаний, уровня формирования умений и навыков (специальных и общеучебных), ликвидацию пробелов в знаниях, умениях и навыках отдельных учащихся.

    2. Воспитательный аспект ТДЦ включает формирование основных мировоззренческих идей и качеств личности (нравственных, эстетических, экологических…).

    3. Развивающий аспект ТДЦ предполагает:

  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление, анализ, синтез, обобщение, систематизация…);

  • реализацию реальных возможностей для развития речи у каждого ученика;

  • обеспечение овладения всеми видами памяти;

  • развитие познавательных интересов;

  • развитие самостоятельности.

В зависимости от темы урока учитель ставит сам цель или предлагает сделать это самостоятельно учащимся. Важная задача учителя – донести цель работы до учеников, выработать умение у них ставить перед собой цели в соответствии с задачами урока. Учитель выделяет на основе ТДЦ важнейшие задачи урока с учетом особенностей и возможностей классного коллектива.

Цель же учебной деятельности ученика – это предполагаемый результат, она формируется через эффективность обучения, выраженную в действиях учеников. Формулировка цели начинается со слов: «Учащийся в конце урока (темы) знает…, умеет…, понимает…, объясняет…, доказывает…, применяет…, оценивает…, анализирует… и пр.»

При уровневой дифференциации цели для учащихся ранжируются по трем уровням, на каждом из которых ученик должен знать и уметь.



Пространная схема разноуровневого урока


  1. После организационного момента (проверка готовности к восприятию информации) учитель проводит проверку знаний, повторяет предыдущий материал, т.е. готовит почву к изучению нового и т.д.

  2. Учитель:

    • называет тему урока, мотивирует ее;

  • предлагает учащимся выбрать цель (из трех).

Цели для ученика:

I уровеньученик должен знать предлагаемый материал на репродуктивном уровне – на уровне правил, определений, теорем, законов, формул и т.п;

ученик должен уметь применять знания по I уровню к выполнению простейших (1 – 2 шага) упражнений, заданий, решению простейших задач.

II уровеньдополнительно к I уровню ученик должен знать предлагаемый материал поглубже (на конструктивном уровне), чтобы уметь отвечать на вопросы причинно-следственного характера, т.е. понимать материал темы;

ученик должен уметь: применять знания по I + II уровням к выполнению более сложных заданий (2 – 3 шага), работать с таблицами, схемами, с дополнительными источниками знаний и т.д.

III уровеньдополнительно к I и II уровням ученик должен знать предлагаемый материал еще глубже – на творческом уровне, т.е. чтобы отвечать на вопросы творческого характера;

ученик должен уметь: сочинять, предполагать, устанавливать связи, излагать чужие и свои точки зрения, проектировать, конструировать, находить ошибки, составлять резюме, оппонировать, уметь себя контролировать и проверять.

  1. Ученик выбирает свою цель.

  2. Учитель объясняет материал в течение 7 – 10 мин (для этого он перебирает информацию по теме урока и отбирает самое главное и необходимое, но на высоком уровне, чтобы было интересно и самому сильному ученику, сюда же входят примеры решения задач, простейшие упражнения для примеров).

  3. ученикам предлагается тест, содержащий 2 задания:

      1. вопрос репродуктивного характера.

      2. задание по образцу.

  4. Учитель корректирует работу над тестом и решает, кому можно идти дальше, а кому еще поработать над темой урока (с этими слабыми учениками учитель работает сам или предлагает сильному ученику заняться их обучением).

  5. Учитель предлагает учащимся для отработки умений и навыков поработать с разноуровневыми карточками:

Желтая к-ка.

      1. Изучение материала на репродуктивном уровне.

      2. Отработка материала на репродуктивном уровне.

Предполагаемая оценка знаний – 5 – 6 баллов.

Синяя к-ка.

  1. Изучение материала на конструктивном уровне.

  2. Отработка материала на конструктивном уровне.

Предполагаемая оценка знаний – 7 – 8 баллов.

Зеленая к-ка.

  1. Изучение материала на творческом уровне.

  2. Отработка материала на творческом уровне.

Предполагаемая оценка знаний – 9 – 10 баллов.

  1. Учитель предлагает учащимся контрольный тест (если есть время и все усвоено на этом уроке, если нет – то на будущем) с видом заданий на:

      1. различение;

      2. запоминание;

      3. понимание;

      4. применение умений и навыков в сходных с примерами и ранними решениями условиях;

      5. перенос знаний и умений в нестандартные (незнакомые) ситуации.

За этот тест учитель имеет право выставить ученику оценку:

(1) – 2 балла; (1) – (2) – 4 балла; (1) – (3) – 6 баллов; (1) – (4) – 8 баллов; (1) – (5) – 10 баллов.

  1. Учитель вместе с учениками проводит коррекционную работу по результатам контрольного теста (вместе проверяют по ответам, что не получилось).

  2. Учащиеся вместе с учителем намечают цели на будущий урок.

  3. Учащиеся получают одноуровневое, по выбору или разноуровневое домашнее задание, которое выполняют в соответствии с выбранными целями (хотя может статься, что домашнего задания не будет).



Как составить разноуровневые карточки


Модель обучающей карточки (желтая)


Вариант I для самостоятельной и индивидуальной работы:

  1. Прочитайте новый текст (§…, стр.…).

  2. Повторите текст (§…, стр.…).

  3. Выпишите значение терминов, определение понятий, физических величин, формулировки законов, теорем ()учебник, словарь, энциклопедия).

  4. Ответьте на вопросы причинно-следственного характера (почему? отчего? что следует…? установите причину…).

  5. Решить задачу (выполнить задание):

а) по образцу;

б) в измененной ситуации.

  1. Проверьте себя (по учебнику, по алгоритму и т.д.).

  2. Сверьтесь с партнером.

Спасибо за работу.


Вариант II для индивидуальной работы и для работы в парах сменного состава:

Теоретическая часть.

  1. Вопрос репродуктивного характера на воспроизведение (сформулируй…, дай определение…).

  2. Вопрос на сравнение (как этот закон соотносится с другим?).

  3. Вопрос на зависимость (от чего зависит…?).

Практическая часть.

  1. Реши задачу (выполни задание) по образцу (гомолог).

  2. Реши задачу (выполни задание) в частично-измененной ситуации (аналог).

  3. Проверьте себя (по учебнику, по алгоритму и т.д.).

  4. Сверьтесь с партнером.

Спасибо за работу.

Модель развивающей карточки (синяя и зеленая)


Синяя.

Основываясь на материалах новой темы (§…, стр.…, конспект, дополнительные источники (обязательно)):

  1. Повторите (§…, стр.…).

  2. Ответьте на вопросы причинно-следственного характера (как? почему? что было бы, если?...).

  3. Решите задачу (выполните задание) гомолог, аналог и новое.

  4. Проверьте себя (учебник, справочник, конспект, партнер, учитель).

Спасибо за работу.


Зеленая.

Основываясь на материалах новой темы (§…, стр.…, конспект, дополнительные источники (обязательно)):

    1. Повторите для себя …

    2. Ответьте на вопросы причинно-поискового характера для установления связи (подумай над…, предположи…, ).

    3. используя знания о … сочини…, составь схему (график)…, смоделируй…, спроектируй…, сконструируй…, найди ошибку в …, проанализируй…, прооппонируй… .

    4. Проверь себя.

    5. Помоги другому партнеру, группе товарищей.

Спасибо за работу.



Тест на обученность по теме «Источники света. Прямолинейность распространения света. Скорость света»:


I вариант


1. Какие из перечисленных ниже источников света являются тепловыми?

А. Лампа накаливания. Б. Люминесцентная лампа. В. Полярное сияние. Г. Светлячок.

2. Дай определение светового луча.

3. Каким должен быть источник света, чтобы получить четкую тень предмета.

4. Сколько времени идет свет от Луны до Земли, если расстояние между этими планетами составляет порядка 100 тыс. км?

5. На какой высоте над поверхностью воды в бассейне нужно повесить лампу, чтобы ее свет за одинаковый промежуток времени прошел и воздух и воду?


Тетради сдать учителю на проверку.


Домашнее задание: §§ по теме повторить.


Раздаточный теоретический материал для учащихся:



«Источники света. Прямолинейность распространения света. Скорость света»


Источники светавсе тела, излучающие видимый свет.

Горячие источники света: Солнце, звезды, горящие свечи, включенные электролампы и др.

Холодные источники света: разные светящиеся микроорганизмы и насекомые: рачки, рыбы, жуки.

Фотолюминофорывещества, которые становятся источниками света только после того, как их освещают, их свечение называется люминесценцией. Пример, люминесцентные краски – их применяют для покраски дорожных знаков, транспарантов.

Естественные источники света: Солнце, звезды и др.

Искусственные источники света: лампы, свечи и др.

Точечный источник светаисточник света, расстояние до которого, много больше, чем его размеры.

Световой лучлиния, вдоль которой распространяется свет.

Среда для светового луча:

  • однородная (одинаковые физические свойства) и неоднородная (неодинаковые физические свойства).

  • прозрачная (пропускает свет) и непрозрачная (поглощает свет).

Закон прямолинейного распространения света: в однородной среде свет распространяется прямолинейно.

Свойства света:

  1. поглощается (полностью, частично),

  2. отражается (зеркало, Луна и др.),

  3. преломляется (в различных и прозрачных средах).

Теньобласть пространства, куда вовсе не попадает свет.

Полутеньобласть пространства, куда частично попадает свет (обычно существует по краям тени).

Скорость светаскорость распространения света в вакууме, .

Чем меньше скорость света в данной среде, тем среда является оптически более плотной средой:

Показатель преломления светафизическая величина, равная отношению скорости света в вакууме, с, к скорости света в среде,

.

Показатели преломления:

Среда

Показатель преломления, n

вакуум

1

воздух

≈ 1

вода

1,33

стекло (кварц)

1,46

орган. стекло

1,51

алмаз

2,42

Для решения задач:

1. Используйте формулы .

2. Некоторые задачи на построение и нахождение расстояний решаются с помощью принципа подобия треугольников: или .



А

C K


В D L M N









11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!