СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование нравственности учащихся младших классов в процессе обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке?

Просмотр содержимого документа
«Формирование нравственности учащихся младших классов в процессе обучения.»

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. Переживания младших школьников, их радости и огорчения прежде всего связаны с учебой. На уроках взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

Что обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? Научность, нравственно-эмоциональный заряд методов и приемов работы учителя, стиль складывающихся взаимоотношений между учителем и детьми на уроке, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу др.

Чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок из учебных книг помогают детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности, патриотизме.

На уроке постоянно возникают определенные деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга. Учитель предъявляет ряд требований, касающихся деятельности учеников на уроке: не мешать остальным, внимательно слушать друг друга, участвовать в общей работе – и оценивает умение учеников в этом плане. Совместная работа школьников на уроке рождает между ними отношения, характеризующиеся многими признаками, которые свойственны отношениям в любой коллективной работе. Это, прежде всего, отношение каждого ученика к своему делу, как к общему, умение согласованно действовать вместе с другими для достижения общей цели, взаимная поддержка и в то же время требовательность друг к другу, умение критически относиться к себе, расценивать свой личный успех или неудачу с позиций общей работы. Для того, чтобы эти возможности урока реализовать практически, учителю необходимо создавать в течение урока ситуации, в которых у учащихся была бы возможность общения между собой.

Перед учителем стоит сложная задача – так организовать индивидуальную деятельность ученика по усвоению знаний, чтобы она вызывала общие переживания, была источником становления высоконравственных взаимоотношений детей.

Для накопления детьми опыта сотрудничества чрезвычайно важно, чтобы учитель оценивал на уроке не только знания учебного материала, но и обращал внимание на нравственные поступки младших школьников. Учителю на уроках необходимо использовать естественные ситуации и преднамеренно создавать новые для разъяснения характера возникающих между детьми взаимоотношений, раскрыть их обязанности как членов коллектива, предупредить отрицательные поступки. В современной деятельности на уроках у младших школьников вырабатывается представление о том, что хорошо, а что плохо. Это касается тех сторон жизни, которые особенно волнуют ребят: отношение к учению, отметкам, труду, дружбу, к различным поступкам учеников в классе.

Совместная работа младших школьников может быть разнообразной.

Развитие речи – составная часть уроков литературного чтения и письма. На этих уроках ежедневно учитель ставит конкретные задачи по обогащению и расширению словарного запаса детей, следит за тем, чтобы за каждым произнесенным ребенком словом стоял точно понятный смысл, особое внимание уделяет стройности речи ребенка. Для современных детей, приходящих в школу, характерно в основном владение языком в той мере, какой требует настоящее содержание обучения в начальной школе. Период обучения грамоте, преследует не только цель обучить детей чтению и письму, подготовить базу для успешного овладения правописанием, но и помочь детям по-новому посмотреть на свою речь, сделать ее предметом их собственных наблюдений, дать почувствовать красоту речи, ее лаконичность и образность.

Первые уроки можно посвятить свободному высказыванию детей о близких событиях или явлениях природы. Дети будут приучаться выслушивать своих товарищей, вести коллективную беседу. На первых занятиях они должны почувствовать доброе отношение учителя к их ответам, соображениям, мыслям. Неудачный ответ не всегда должен рассматриваться только как проявление недобросовестности, а как поиск верного ответа среди большого количества человеческих знаний. Такой взгляд на ответ позволяет ребенку смелее высказывать свои суждения. В доброжелательной обстановке дети активней проявляют желание говорить перед классом, читать стихи, рассказывать сказки. А это невольно побуждает их следить за своей речью, вычленять главное в рассказе, показать свои знания. Потребность предавать свои знания другим должна формироваться у ребенка очень рано. Когда ребенок хочет передать свои знания другим детям, он активнее познает окружающую действительность и стремится знания добывать самостоятельно.

Почти во все уроки можно включить элементы совместной работы. Поэтому необходимо создавать и поддерживать в классе такую обстановку, в которой каждый ученик стремился бы преодолевать трудности, чувствуя уважение к себе со стороны учителя и учащихся даже тогда, когда результат достигается трудом. Работая с учебной картиной, можно обратиться к детям с предложением составить коллективный рассказ. Внимание детей обращается на последовательность изложения происходящих событий: о чем следует сказать вначале, что отразит основной смысл картины и чем следует закончить рассказ. Из предлагаемых детьми предложений отбирается наиболее удачное (для оценки предложений привлекаются сами дети), причем последующее предложение должно быть не только правильным, но и продолжающим мысль первого. Упражнять детей в составлении коллективных рассказов следует по возможности чаще, ибо это приучает говорить правильно, думать со всеми вместе, отбирать из своего запаса знаний то, что необходимо для выполнения задания.

Общение детей возможно и на уроках математики. Дети придумывают примеры и задачи на определенно правило, задают их друг другу. Каждый может выбрать сам, кому он хочет задать вопрос или задачу. Сидящие за одной партой взаимно проверяют ответы, полученные при решении примеров.

Учитель дает детям и такие задания, выполняя которые надо обязательно обратиться к товарищу. Например, один ученик имеет раздаточный материал одного цвета и формы, другой – иного. Задание учителя - составить задачу, используя материал обоих цветов и обеих форм. Дети должны научиться объединять свои усилия, обращаться друг к другу.

Урок, на котором дети испытывают удовлетворение и радость от успешно выполненной работы, который заставляет самостоятельно мыслить и вызывает совместные переживания учащихся, способствует их нравственному воспитанию.

На уроках чтения педагог может легче, проще и естественней решить задачу нравственного просвещения. Отобранные тексты для чтения и вопросы к ним позволяют расширять и углублять нравственные знания детей, их моральные понятия и представления.

Уроки технологии позволяют учителю организовать нравственные взаимоотношения в различных группах детей. Работа в паре или группе дает возможность ребенку приобрести реальный опыт нравственных взаимоотношений, а участие в работе разных групп делает этот опыт разнообразным, гибким, подвижным.

Уроки изобразительного искусства с наибольшей полнотой способствуют проявлению и формированию нравственных чувств младших школьников. Специально подобранные темы и сюжеты актуализируют нравственные эмоции детей, заставляют их сопереживать тем героям, которых они изображают.

Таким образом на всех уроках формируется нравственное сознание, поведение и чувства младших школьников. Нравственное воспитание пронизывает весь учебный процесс.





















































Используемая литература:

  1. О. В. Березина. Создание гармоничной образовательной среды. Начальная школ., № 9, 2011г.

  2. Н.Н. Светловская. Внеклассное чтение в 1 классе. М. Просв. 1981г.

  3. Л.Е. Таскина, О.Л. Тарасенкова. Психолого-педагогическое сопровождение духовно-нравственного воспитания семьи. Начальная школа, №9 , 2013г.

  4. С. Г. Мельничук. Взгляды А. С. Макаренко на использование перспективы в системе воспитательной работы. Начальная школа., № 8, 2012г.

  5. В. Н. Банников. Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся во внеурочной деятельности. Начальная школа, №8, 2012г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!